Кто такие таджики
По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут 5125 человек таджикской национальности (0, 1 процента), в 1989 году было 870 (0,02 процента)
При подготовке очерка о таджиках Южного Урала я все дальше дистанцировался от образов Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании. Меня поразило, как сильно отличается широко распространенное вульгарное представление о наших сегодняшних героях от их истинного культурного лица.
Персидские корни
Таджики – иранский народ, говорящий на различных диалектах персо-таджикского континуума и населяющий регионы к востоку и северо-востоку от современного Ирана, расположенные в Афганистане, Таджикистане, Узбекистане и Пакистане. Традиционные земли таджиков охватывают Ферганскую долину, Чач (область в долине реки Чирчик), долину реки Зеравшан, бассейн верховий Амударьи (Пянджа), Муграба и Кабула, а также бассейны Гильменда и Аргандаба. В Афганистане к таджикам также относят персоязычное население бассейнов Герируда и озера Хамун. Для Афганистана характерны другие варианты названия этой группы населения: фарсиваны (персоязычные), дехкане (оседлые земледельцы). Общая численность таджиков, по неофициальным оценкам, около 22 миллионов человек.
Этноним таджик связан со среднеперсидским tāzīg – «араб», от названия ближайшего к Ирану древнего арабского племени. Или с соответствующим согдийским словом tāžīk – так на востоке иранского мира называли вторгшиеся VIII веке под знаменем джихада арабские армии. В исламском завоевании Средней Азии массово участвовали и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана. Персидский язык, родственный распространённым там согдийскому и бактрийскому, оказался не только языком господствующего слоя персоязычных завоевателей, но и языком исламской проповеди. Он стал вытеснять местные наречия, положив начало персоязычной мусульманской общности современных таджиков.
Качественно новый этап развития этноса наступил в конце XIX века, после включения таджикских областей в состав Российской империи. С 1920-х началась советизация культуры, сопровождавшаяся широким распространением грамотности на русском и таджикском (графика – на основе русского алфавита) языках. Официальное закрепление широко употреблявшегося термина «таджик» в качестве национальности произошло именно в XX веке, при проведении советской властью национального размежевания. В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в Душанбе в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику – предшественницу современного независимого Таджикистана.
Современные таджики считают себя носителями и хранителями многотысячелетней традиции, связанной с культурой всего персоязычного ареала. Республика подчеркивает свою преемственность с раннесредневековыми государственными образованиями, прежде всего – с державой Саманидов со столицей в Бухаре (874-1005 года нашей эры). Считается, что в этот период сложился таджикский этнос. Кульминацией культурного развития народа стало время правления Исмоили Сомони. Этот период называют Золотым веком таджикской цивилизации. При дворе были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Двери дворца были открыты для гостей, привозящих новости о мировой культуре. В 1999 году в Таджикистане торжественно отмечалось 1100-летие Саманидского государства. Именем Исмоили Сомони названы высочайший пик (бывший пик Коммунизма, 7495 метра) и главная площадь Душанбе. В столице республики установлен памятник этому великому таджику.
Таджики – очень красивая нация. У них тёмные волосы и глаза, кожа – от средней по смуглости до светлой. Светлые волосы и глаза встречаются у горных таджиков Бадахшана. Часть народа, живущая в Центральной Азии, имеет примесь этнических черт тюрков, в отдалённых горных областях таджики лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Начиная со времён арабского завоевания, основной религией таджикского населения Средней Азии является ислам сунитского толка. В Таджикистане, других странах Средней Азии и Афганистане с Пакистаном – две различные формы литературного языка таджиков: таджикский и дари. Главные блюда – плов и курутоб. Главные музыкальные инструменты – тор (деревянный щипковый, пять струн) и дутор (две струны).
Нация умельцев
Среди таджиков немало талантливых народных умельцев, ремесленников. В течение веков они создавали ткани, посуду, музыкальные инструменты, ковры, предметы мебели, ювелирные украшения и многое другое. И все из натурального экологически чистого сырья. Есть династии народных мастеров, которые передают древнее искусство из поколения в поколение. Древнейший вид народного промысла – ткачество. Самыми распространенными видами таджикских тканей являются: зандона (в эпоху Саманидов экспортировалась в разные страны‚ имела гладкокрашенную и узорчатую форму‚ иногда орнаментировалась способом узловой перевязки‚ легшим в основу абровой, облакоподобной, орнаментации); алоча (разноцветная полосатая материя из шелка и хлопка, ее поверхность переливается и мерцает); бекасам (многоцветная полушелковая материя, орнамент – полосатый, узорчатый); парча (шелковая материя‚ известная во всем мире); карбос (хлопчатобумажная материя‚ самый распространенный вид ткани в Средней Азии); шохи-камус (шелковая ткань‚ очень плотная, с богатым рисунком, используется для шитья парадных платьев и головных платков); чит (хлопчатобумажная, орнаментированная материя‚ одна из самых распространенных тканей среди населения Средней Азии); зардузи – золотое шитье (используется два вида ниток – золотистые и белые, применяется в отделке бархата); заминдузи (разноцветная орнаментация, нанесенная по площади всего материала); гулдузи (орнамент создается на основе рисунка‚ нанесенного на материал, этим способом вышиваются халаты‚ чапаны, туфли для невесты‚ боскат‚ тюбетейки‚ украшения для лошадей, чаще всего используется в современном золотом шитье); абрбанды (набойка или набивка, наносится способом печатания рисунков на готовый материал).
Редкое тканое изделие у таджиков лишено национальной художественной вышивки. Среднеазиатские женщины занимались ею с незапамятных времен, в XIX столетии вышивка стала там одним из самых развитых, популярных и процветающих видов народного искусства. Сюзане – большое прямоугольное вышитое панно на стене, главное и неизменное украшение таджикского дома, по красоте не уступающее ковру. Его вышивают на бархате‚ шелке‚ хлопчатобумажных тканях. Тесьма – декоративная вышивка горных таджиков, украшающая некоторые предметы. Ее орнамент по своему композиционному строю носит каймовый‚ ленточный характер. Румол – поясные хлопчатобумажные платки мужчин, украшенные вышивкой разного цвета, швом басма или двухсторонней гладью. Преобладают узоры растительного характера‚ напоминающие арабский шрифт. Вышивкой также украшают: борпуш (покрывало)‚ джойнамоз (коврик для чтения молитвы)‚ карс (платок)‚ руиджо (покрывало)‚ зардевор (для украшения стен дома)‚ оинахалта (для зеркал‚ личных вещей).
*Токи*–*каллапуш* (тюбетейка) – традиционная часть национального таджикского костюма. Особенно популярные «чусти» – мужские черно-белые тюбетейки: обычный узор – бодом (миндаль) или каламфур (стручковый перец) вышивают на белом шелке.
Таджикские мастерицы
Таджики в совершенстве владеют искусством декоративной резьбы. Ею украшены памятники архитектуры, предметы быта, музыкальные инструменты, посуда, двери, рамы, сувениры. Различают резьбу по дереву (посуда, мебель), камню и ганчу (архитектурные памятники, дома, отделка помещений). Ранее в подобной резьбе широко использовались изображения людей и животных. С распространением ислама они постепенно исчезают, их место занимает большое количество арабских надписей.
Знаменитости
В конце I – в первом веке II тысячелетия нашей эры стали знаменитыми многие самородки. Это врач Абу Али ибни Сино (он же Ибн Сина, Авиценна). Весь мир знает основоположника таджикско-персидской литературы Абу Абдуллаха Рудаки (IX век), Абдулкасима Фирдоуси – автора Шахнаме (X век), Саади, Хафиза, Омар Хайяма. Лоик Шерали – таджикский поэт, иранист, одна из основных фигур таджикско-персидской литературы. Много сделал для формирования современного литературного языка известный писатель Садриддину Айни (1878–1954). Классиками литературы считаются поэты Абулькасим Лахути (1887–1957) и МирзоТурсун-заде (1911–1977).
Эмомали Рахмон в Челябинске.
Широко известно имя историка-востоковеда и государственного деятеля Бободжона Гафурова. Туйчи Эрджигитов – Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Мухаммад ибн Закария Рази -медик, основатель первых медицинских учреждений в Средней Азии, Ахмад Шах Масуд – афганский полевой командир, министр обороны Афганистана. Раимкуль Малахбеков – российский боксер, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр, двукратный чемпион мира. Тимур Зульфикаров – поэт, писатель, сценарист. Благодаря клипу в Интернете стал знаменитым таджик Джими, этот гастарбайтер забавно играет на ведре и поет песню из индийского фильма.
Таджики на Южном Урале
По переписи 1989 года, в области 870 таджиков. Кто они, как попали сюда? В Таджикском национально-культурном центре «Сомониен» отвечают на этот вопрос примерно – приехали по распределению, по комсомольской путевке, остались после службы в армии. Историки, в силу незначительности присутствия, тоже ничего определенного сказать не могут. Зато после распада СССР есть, что изучать самым разным специалистам – официально число таджиков в области увеличилось в 5,9 раза. На Южном Урале находится от 25 до 30 тысяч человек. Из них постоянно живущих около восьми тысяч, это больше, чем по переписи 2002 года, но официальные данные «переклички» 2010-го еще не готовы.
Таджикские студенты 80-х годов.
Наши герои живут во всех городах и районах области. Я познакомился с ними, когда бригада молодых таджиков штукатурила соседний с редакцией дом. Проходя мимо, поразился, как лихо они взбираются по хрупким строительным лесам и работают без всякой страховки. Заговорил со стоящим внизу. Тот что-то крикнул начальнику – парню, стоящему наверху (я улыбнулся, услышав знакомые интонации Равшана – Миши Галустьяна). Спустившись вниз с ловкостью Тарзана, начальник (бригадир) согласился ответить на вопросы, но попросил никого не фотографировать и не называть его фамилии. Оказалось, что большинство ребят из бригады с детства живут в России, родители купили квартиры, все получили гражданство. Штукатурному ремеслу их обучили русские мастера. Заказами обеспечивает российская фирма, зарплату выдают без задержек (20-25 тысяч рублей). Все время, пока таджикские парни работали на объекте, они вежливо здоровались и махали мне рукой с верхотуры.
Мы также привыкли видеть таджиков торговцами, дворниками и водителями маршруток, но их много и в других сферах деятельности. В Челябинской академии культуры и искусства работает профессор Бозорали Сафаров. В столице Южного Урала живут талантливые дзюдоисты: победитель первенства Европы среди молодежи Зафар Махмадов и победитель первенства России Шерали Лоиков. На ведущих позициях в УрФО находятся молодые дзюдоисты Шерали и Хайридин Махмадовы. Многим известны хирург Эмомали Раджабов, стоматологи Муслихидин и Марифат Пировы (брат и сестра) и другие врачи – хирурги, терапевты. Есть среди наших героев преподаватели вузов. Более 300 молодых таджиков – студенты ЮУрГУ, ЧелГУ, медакадемии, они учатся почти во всех техникумах. Дети ходят в школы. С русскими и с другими отношения хорошие. Недоразумения возникали только первое время. Как говорят таджики, у живших в одной большой стране очень много общего, а уральцы вообще очень добрый народ. Единственный минус – в нашем крае южанам не хватает энергии солнца и зелени, в таджикских деревнях воздух буквально пропитан ароматами базилика и прочих пряных растений.
Раимкуль Малахбеков с Владимиром Путиным.
Футболист и папа
Председатель центра «Сомониен» Исломудин Раджабов приехал в редакцию с сыном.
- Как тебя зовут? – спросил я улыбчивого мальчугана с модной прической (спереди и сбоку волосы короткие, а сзади – длинные), которому на вид лет шесть. Он ответил.
- Как? – переспросил я.
- Хус-ра-ви! – По слогам проговорил паренек и улыбнулся. Я понял, что ему не привыкать так представляться русским людям. Он не обижается, когда понимают не с первого раза.
- Хусрави уже в России родился? – спрашиваю Исломудина Асоевича.
- Да. А вообще у меня пять детей!
Трехлетний Хусрави Раджабов.
Сам Исломудин Раджабов родился в 1965-м. Служил в армии в Куйбышевской области, в железнодорожных войсках. Строил мосты, побывал в десятках городов. Затем окончил Таджикский аграрный университет, стал агрономом. Работал в комитете комсомола, главным агрономом хозяйства, директором совхоза Чорсода-1 в Комсомолабадском районе (республиканского подчинения). В хозяйстве выращивали овец, кур, крупный рогатый скот, а также поливной картофель (собирали 450 центнеров с гектара!), яблоки, груши, персики, абрикосы – земля в Таджикистане хорошая.
Шестилетний Хусрави Раджабов.
О Челябинске Исломудин слышал с детства, знал, что в годы войны в городе делали танки. После того, как мирную жизнь Таджикистана нарушила гражданская война, стал устанавливать деловые отношения с Южным Уралом. Впервые появился в наших краях в 1995 году. Вагонами поставлял овощи и фрукты, жил то здесь, то там. В 2000-м возникли таможенные сложности, перевез семью. В 2002-м купил квартиру. Занимается предпринимательством на Доваторском рынке, его компания реализует товары из Таджикистана. На этом месте вообще много таджиков. Они установили хорошие отношения с покупателями со всей округи. Рынок хотели закрыть, но передумали, это стало бы для диаспоры ощутимым ударом.
Самая старшая из детей Раджабовых – 20-летняя дочь, она окончила школу на пятерки и вышла замуж за московского таджика, он тоже занимается торговлей. Старший сын учится в автотранспортном колледже. Остальные – школьники.
Наливаю Хусрави и папе чай. Мальчик с удовольствием пробует печенье, конфеты игнорирует. «Он у нас футболист», – говорит Исломудин Асоевич. Я улыбаюсь и достаю из шкафа редакционный футбольный мяч. «Мне что, набивать?» – деловито осведомляется Хусрави. От волнения у него получается продержать круглый снаряд над полом не очень долго. «Я болею за «Барселону», – рассказывает Хусрави, отложив мяч в сторону. – Из игроков нравятся Месси, Хави, Пуйоль, а также Криштиану Роналдо, Фабрегас, Аршавин и Руни». Исломудин Асоевич смотрит на сына счастливым взглядом, иногда они обмениваются короткими репликами на родном языке. Мы вспоминаем душанбинскую команду «Памир», игравшую в чемпионате СССР. Гости рассказывают, что, оказывается, в футбол играет Рустами Эмомали, сын Президента Таджикистана Эмомали Рахмона.
Председатель областного таджикского культурного центра Самониен Исломудин Раджабов.
На следующую встречу в редакцию Исломудин Асоевич приводит еще одного сына. Шахрому 11 лет, он тоже футболист. С Хусрави здороваемся за руку как старые друзья. Он сразу сообщает футбольные новости о «Барселоне». Гости принесли с собой торт, который мы тут же разрезаем…
Национально-культурный центр
Таджикский национально-культурный центр «Самониен» назван в честь Исмоили Сомони. Он создан в октябре 2002 года. С 2005-го председателем регионального совета организации работает Исломудин Раджабов. В Челябинске его знает каждый таджик. «Если меня не будут уважать даже 10 процентов из диаспоры, я не буду председателем, – говорит Исломудин Асоевич. – Я каждый день получаю по 100 и больше звонков. Многим достаточно сказать два слова, чтобы им было понятно, как поступать. В любой день могу оказаться в любом месте». Я был приятно удивлен, когда узнал, что Раджабов делает все это бесплатно. Он тратит на акции «Самониена» много своих денег. Помимо этого, Исломудин Асоевич – член Общественного совета при посольстве Республики Таджикистан, член Общественного совета при главе администрации Челябинска.
Таджикский народный ансамбль.
- Вдалеке от родины сложно соблюдать национальные традиции и обычаи, но мы стараемся, – говорит председатель. – Стараемся, чтобы дети не забывали национальный язык, культуру. Для этого постоянно приглашаем в Челябинск знаменитых артистов из Таджикистана, это очень хорошая культурная и языковая поддержка нашей молодежи. Национальная культура особенно ценна на расстоянии, когда ощущается ее определенный недостаток. Тем не менее, даже здесь, вдали от родной страны, наша многочисленная диаспора старается соблюдать все национальные обряды, отмечать главные культурные праздники.
Таджикская музыкальная семья.
Центр ежегодно организует и проводит десятки мероприятий. Среди челябинцев разных национальностей уже стал популярным ежегодный национальный праздник «Навруз» (это персо-таджикское слово переводится очень просто: нав – новый, руз – день). Он впервые прошел по инициативе Исломудина Раджабова 5 апреля 2008 года в легкоатлетическом манеже. Собралось около 10 тысяч человек, представители более 50 народов и национальностей. На праздник был приглашен известный таджикский певец Фахридини Малик. Было приготовлено 1000 лепешек, 10 котлов плова, на который ушло 500 килограмм мяса.
Семья за праздничным столом.
- Кроме того, мы всегда отмечаем праздник красного тюльпана, который символизирует наступление лета, тепла, цветения, – продолжает Исломудин Раджабов. – Участвуем в Днях дружбы народов. В сентябре празднуем День независимости Республики Таджикистан. Для нас особенно ценно участие в Дне защиты детей, содействие администрации Челябинска в проведении государственных праздников (Дня Победы, Дня Военно-морского флота и других). Мы всегда представлены на общегородском общественно-политическом вернисаже, организуем соревнования по национальной борьбе «Гуштингири» с поощрением победителей ценными подарками и грамотами организации. Оказываем благотворительную помощь детским домам, учебным заведениям области, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам.
Центр оказывает помощь и поддержку соотечественникам, живущим на Южном Урале. В 2007 году, во время приезда в Челябинскую область на учения Шанхайской организации сотрудничества Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, по инициативе председателя центра «Сомониен» была организована его встреча со 120 активными членами объединения в Законодательном собрании.
Оставаться человеком!
Побывав на практике в Душанбе, мои сокурсники по журфаку УрГУ рассказывали о гостеприимстве народа. Таджики очень любят приглашать домой, щедро угощают. До встречи с челябинской диаспорой у меня были только такие «познания» о человеческих качествах этого народа. Ну и, понятное дело, к ним примешивались образы из «Нашей Раши». Поэтому поначалу произошла какая-то нестыковка. Реальные таджики не соответствовали моим стереотипным представлениям. Мне подумалось, что они подчеркнуто, как бы в противовес хотят показаться только с хорошей, парадной стороны. Стараются соответствовать чему-то цивилизованному. Это казалось неестественным, хотелось большей открытости.
Таджики на улицах российских городов.
Очень удивило, что таджикам не хочется говорить о реальных проблемах, в том числе здесь, на Южном Урале. «Уехали потому, что трудно стало жить?» – спрашивал я. В ответ на этот простой человеческий вопрос уже много раз получал такие же простые человеческие ответы, полные жизненного драматизма. Тут – по-другому. «Миграция – это же мировое явление», – ответили мне. Мои собеседники не желали говорить ничего плохого о своей стране. «Мы воспитаны на светском образе жизни, – говорили они. – Не хотим обратно в феодализм. И считаем за честь вместе с Россией идти вперед». Причем, наши герои хотят идти, находясь не только в России, но и в Таджикистане, это политика президента. «Эмомали Рахмона по-настоящему уважают?» – спрашивал я «чисто по-российски» и видел недоумение. Мол, а как же иначе?! Я показал найденные в Интернете фотографии таджиков в национальных костюмах, мои собеседники поспешили сказать, что в них в таджикских кишлаках не ходят уже лет 60. Они так подчеркивали современность, цивилизованность своего народа, а мне в этом увиделась частичная потеря его своеобразия. Почему-то вспомнились японские девушки, перекрашивающиеся в блондинок и с помощью операций расширяющие свои красивые глаза на европейский манер…
Девушка с национальном костюме.
Смутило челябинских таджиков и то, что я прошу рассказать анекдот про свой народ. Тут особенно почувствовалась обида и досада по поводу вульгарного образа своего народа в российском массовом сознании, сформированном «Нашей Рашей». «Вы бы подали руку Мише Галустьяну?» – спросил я Исломудина Раджабова. «Да, – с некоторой неохотой ответил он, – но пусть это делает кто-то другой, я все-таки не мальчик». А потом, уже от молодых таджиков автор узнал, что у них к Михаилу Галустьяну есть вопросы совсем другого уровня. Мне напомнили, что армянский и таджикский народы – персидского происхождения. У них много общего в языке («тысяча» – «хазар» по армянски и «хазор» по таджикски; одинаково звучат на обоих языках слова: «свобода» – «азат», «звонок» – «занг», «доска» – «тахтаг», «гвозди» – «мех» и т.д.). Таджики и армяне создали мощные централизованные государства, когда другие народы еще жили разрозненными племенами, внесли вклад в развитие человеческой цивилизации, подверглись геноциду: таджики со стороны монголов (XIV век), армяне – со стороны турков (1915 год). Молодые таджики считают, что если бы армянин Михаил Галустьян (настоящее имя, кстати, – Ншан) лучше знал историю своего этноса, он вряд ли бы стал глумиться над родственным народом. А имени Джамшут у таджиков вообще нет.
Постепенно я понял, что таджики не рисуются, они действительно чувствуют себя представителями своей культуры. Каждый из них несет ее в себе.
Встреча челябинских таджиков с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном 17 августа 2007 года.
Они говорят, что таджик должен перед сном взвесить, как прошел день, что сделал правильно, а что нет, чтобы утром выйти на работу с чистой душой. Один из моих собеседников начал на память цитировать Абу Абдуллаха Рудаки:
«Нет в мире светлей и сильней,
Чем лицезрение, свидание и встреча друзей».
А затем заговорил о связи таджикской поэзии с русской, о вечной философии.
В конце встречи Исломудин Раджабов сказал, что главное для таджика, кем бы он ни был, какая бы ни была жизнь, – оставаться человеком.
Кухня
Характерной особенностью таджикской кухни является использование в большом количестве мясных продуктов. При приготовлении плова рис предварительно замачивают на один-два часа в теплой подсоленной воде, это делается для ускорения варки. В других рецептах к рису добавляют нут. Таджики также готовят плов, где вместо риса используют крупку угро. В плов принято добавлять кусочки айвы или целые головки чеснока. Есть в национальной кухне особенное блюдо – хушан или таджикские манты с нутом.
Таджики очень мало используют рыбу, яйца, отдельные виды круп (гречневую, овсяную, перловую). Самые распространенные виды мяса – баранина, козлятина, реже идут в пищу куры, цыплята и почти совершенно не употребляются утки, гуси. В отдельных районах популярна дичь: куропатки, перепела. Другая особенность национальной кухни – повышенное потребление бобовых и риса. Значительный удельный вес в питании занимают изделия из муки: лепешки, лагман, угро, самбусе, хворост и другие. Для приготовления первых блюд мясо предварительно нарубают с костями и обжаривают. При таком способе готовые кушанья приобретают своеобразный вкус и коричневый оттенок. У домашней птицы до или после тепловой обработки снимается кожа. Рыбу, а также мясо и овощи обжаривают в большом количестве раскаленного жира. Картофель и морковь для первых блюд отваривают целиком.
Продукты подвергают тепловой обработке в чугунных котлах – казанах, а также в специальных кастрюлях-мантоварках или кастрюлях с вкладышами. Обжаривание продуктов на мангалах и в тонурах придает готовым изделиям специфический вкус и аромат. Большинство блюд таджикской кухни обильно заправляют луком, специями, зеленью, кислым молоком (катыком). Из специй широко применяются красный перец, зира. Пряную зелень – кинзу, укроп, петрушку, мяту, райхон (базилик), зеленый лук, щавель и другие – в измельченном виде добавляют к салатам, первым и вторым блюдам, а также к кислому молоку. Любимый напиток – зеленый чай. Из сладких блюд предпочтение отдается освежающим фруктовым шербетам. Едят таджики, сидя на курпаче, вокруг низких столиков.
Недавно Исломудин Раджабов в районе Доваторского рынка открыл кафе «Самониен».
Таджикский анекдот
Афанди сидел в комнате, на верхнем этаже. К его дому подошёл нищий и постучался в калитку. Афанди выглянул из окна: «Что тебе надо?» – «Спуститесь сюда, у меня к вам дело». Когда Афанди спустился, нищий попросил у него милостыню. Не сказав ни единого слова, хозяин повёл его наверх и нараспев протянул: «Всевышний подаст, у меня ничего нет». – «Почему вы этого не сказали внизу, а заставили меня подняться?» – «А почему ты заставил меня спуститься, желая сказать, что тебе надо?»
Как вам живется на Южном Урале?
Бободжон ИКРОМОВ, предприниматель:
- В 80-х годах я окончил Всесоюзный сельскохозяйственный институт в Москве, два года работал главным зоотехником в Тульской области, потом вернулся в Таджикистан. А после гражданской войны волею судьбы оказался в Челябинске. Занимаюсь поставкой овощей с родины, успеваем довезти их свежими. Дома на столе не только свои блюда, жена научилась готовить борщ и щи. Дети – школьники, родной язык знают, но уже с акцентом разговаривают, между собой общаются на русском. Мы уже привыкли к Челябинску, тут работа, дети учатся, заводят друзей – значит, это теперь наша родина.
Необходимые продукты. Блюдо берет название от таджикского слова «курут». Это сухой соленый творог у скотоводческих народов Азии, заготавливается впрок. Казахи называют его курт, буряты – хурут, татары – корт. Этого продукта для курутоба надо полстакана, потребуется также мелкорубленый зеленый лук – 2 ст. ложки, лук репчатый – 1 шт., помидоры – 2 шт., сладкий перец – 2 шт., сливочное масло – 4 ст. ложки, мелкорубленные зелень петрушки и укропа – по 2 ст. ложки, лепешка фатыр (из слоеного теста) – 1 шт., перец красный молотый, соль по вкусу. Приготовление. Курут развести теплой кипяченой водой до консистенции густой сметаны, посолить, поперчить и довести до кипения. Выложить курут на середину блюда, вокруг разложить букетами тонко нашинкованный репчатый и зеленый лук, нарезанные кружками помидоры, нарезанный кольцами сладкий перец, мелкорубленную зелень. Свежеиспеченный фатыр разломать на очень мелкие кусочки и уложить на курут, полить горячим маслом. Курутоб – очень сытное и вкусное блюдо, оно готовится для уважаемых гостей.
Исломудин Раджабов чуть не обиделся, когда узнал, что я хочу «примерять» национальный костюм с помощью фотошопа. В отличие от некоторых других диаспор, у таджиков Челябинска оказался свой аутентичный наряд. Мои герои одновременно удивились и обрадовались, что я хочу его надеть. В этом чапане по миллионному российскому городу, конечно, не походишь, но теплый халат очень хорошо может защитить как от среднеазиатской жары, так и от прохлады.