Мохсен Файз Кашани
Мохсен Файз Кашани родился в Кашане в ученой семье, известной своей ученостью, Файз начал свое образование со своего отца, Шаха Мортеза. Его отец владел богатой библиотекой, которая приносила пользу Файзу. Когда ему исполнилось двадцать лет, он отправился в Исфахан для дальнейшего обучения. Однако, проведя год в Исфахане, он переехал в Шираз, чтобы изучать хадисы и Фикх (юриспруденцию) под руководством Маджида Бахрани, одного из ведущих шиитских ученых своего времени. Бахрани умер несколько месяцев спустя, и Файз вернулся в Исфахан, где он присоединился к кружкам великого ученого Шейха Бахаи и изучал Философию под его руководством. Мир Дамад. Совершив хадж, он пробыл там недолго, прежде чем вернуться в Персию.
По возвращении он нашел нового учителя, Кум Молла Садру, который обучал его различным дисциплинам. Садра учил его в течение восьми лет, изучая аскетические упражнения и изучая все науки. Садра отдал Файзу в жены одну из своих дочерей, у них позже родился сын Мухаммад Алам аль-Худа, который пошел по стопам своего отца. Говорят, что Файз создал работы, в которых исламские Писания смешивались с аристотелевскими, Платоновскими схемами и иллунминационистским мистицизмом - рационалистическим гностическим подходом.(Ризви) некоторые из его работ привлекли к нему дурное внимание, он был подвергнут критике со стороны Unlama за то, что не использовал Иджму в вопросах юриспруденции, таких как законность музыки и определение нечистоты. Один из студентов Файза позже обвиняет его в том, что он поощрял своих студентов слушать музыку.(Читтик)Файз преподавал в медресе Молла-Абд-Аллах и возглавлял пятничную молитву в Исфахане. После неизвестного периода времени Файз вернулся в Касан, где он позже умер в 1680 году.
Перед его смертью в иранском городе Шерван произошло землетрясение. В том же году город Машад также стал жертвой землетрясения высокой интенсивности. Правитель в то время путешествовал через Кашан и был очень обеспокоен потерей жизни и инфраструктуры, которая произошла. Вскоре он начал искать ответы среди тех, кто считался самым Мудрым в городе. В конце концов он наткнулся на Мохсена Файза Кашани и попросил ответа. Сообщается, что Кашани сказал: "Из-за вас произошла серия землетрясений. Вы можете не знать, но это доказано традициями непогрешимых, что частые землетрясения придут, когда взяточничество практикуется в судах "
Одним из наиболее известных вкладов Файза Кашани в Исламскую философию является его рассуждение об архетипических образах. В значительной степени заимствуя идеи Платона об универсалиях и частностях, Файз стремится сформулировать отношения между духовным и материальным мирами и то, как их взаимодействие исполняет божественную волю. С самого начала творения Бог доверил духам управлять материей. Однако, поскольку и духовная, и материальная субстанции обладают различными и отделимыми сущностями, одной силы духовного мира недостаточно для установления связи между духовным и материальным. Должен существовать промежуточный мир, который позволяет этому взаимодействию иметь место. Архетипический мир является духовной Вселенной и в то же время сохраняет характеристики материального мира.
Она способна проявляться в пространстве и времени и поэтому может быть воспринята чувствами. В то же время, она сформирована из чистого света, за пределами которого глаза могут интерпретировать, и поэтому она также превосходит пространство и время. В этом смысле архетипический мир не является полностью материальным или духовным. Она просто функционирует как сфера существования, посредством которой духовное и божественное могут взаимодействовать друг с другом.
Установив необходимость существования архетипического мира, Кашани раскрывает способ взаимодействия духовного и материального миров друг с другом. Именно через материальный мир и определяющие его свойства духовный мир может проявиться в нем и стать телесным. Эта новая телесная реальность не должна толковаться как изменение сущности. Архетипический мир просто позволяет духовному воплощаться и символизироваться в материальном. Как указывает Файз, когда Гавриил предстал перед Мариам, его духовная субстанция была "олицетворена", когда он принял тело. Совершенство Духовной субстанции поддерживалось, но также символизировалось его материальной формой и делало его видимым перед Мариам. Однако, как духи материализуются в этом промежуточном мире, так и тело становится одухотворенным.
Поскольку материальные и духовные свойства связаны между собой архетипами, сама материальная субстанция находит свое отражение в Духовной субстанции. Это позволяет совершенной душе после смерти перейти из своей физической формы в свою духовную форму. Таким образом, существа в мире архетипических образов являются особыми формами, которые отделены от материи, но эти формы все еще тесно связаны с материей.
В своей работе "Калимат-и Макнунах" Файз дает теоретическое понимание знания и его влияния на отношения между человеком и его восприятием божественной тайны. Его первое утверждение состоит в том, что индивидуальное стремление к истине является невыполнимой задачей, потому что истина охватывает все вещи. Все является ее проявлением, но те, кого он называет "элитой", способны отличить ее от всего, что она воплощает. Бытие-это своего рода свет. Поскольку тьма - это не вещь сама по себе, а просто отсутствие света, все знание о бытии зависит от способности индивидуума воспринимать различные степени света. Бог представляет собой высшую степень света и, следовательно, высшую степень бытия. Свет божий так ярок, что все, ищущее его, покрывается завесой. Поскольку источником духовного знания является Бог, эта завеса действует как барьер для индивидуума, который хочет своими силами постичь божественное знание. Но люди также обладают бытием и поэтому обладают меньшей степенью этого света и духовного знания, которое приходит с ним. Файз приходит к выводу, что Бог есть Бытие и существует в нем самом, в то время как все остальное существует в нем и является его отражением.
Позже Файз развивает эту связь в своих рассуждениях о божественных атрибутах. Божественные атрибуты тождественны Божественной субстанции, и все же они остаются отличными от нее. Каждое существо существует благодаря своему отношению к одному из этих божественных атрибутов или имен. Божественные имена могут быть поняты двояко: во-первых, они скрыты, но являются зеркалами, которые отражают истину и проявляют ее в мире. Во втором случае они кажутся очевидными, и истина отражает их, но в процессе истина становится скрытой. Файз утверждает, что совершенный гностик-это тот, кто созерцает оба этих зеркала. Он видит материальный мир как зеркальное отражение божественной истины, а свою собственную сущность-как зеркальное отражение материального мира и божественного. "Я" не может своей собственной силой постичь божественную истину. В самом деле, " я " в конечном счете является препятствием для его обретения. Таким образом, созерцание своей сущности как зеркала материального мира и божественного устраняет сущность самости и дарует человеку это знание.
Идиальный человек по мнению Кашани
Согласно Кашани, Совершенный Человек-это тот, кто проявил в себе один из божественных атрибутов и преодолел барьер между Абсолютом и мирским. Далее, Совершенный Человек является фокусом посредничества и связи, посредством которых непознаваемые аспекты Абсолюта нисходят в сферу познаваемого существования.
Атрибуты Бога входят в человека и становятся едиными с ним, сохраняя при этом свою сущность. В то же время между человеком и самим собой устанавливаются существенные отношения, которые позволяют ему участвовать в божественном, но остаются отличными от него. Пока совершенный человек остается живым в этом мире, он черпает и постоянно сохраняет самопроявления божественного. Поскольку Совершенный Человек существует как единство между материальным и божественным, отражение божественных атрибутов внутри него позволяет изменить материальный мир, частью которого он является. Более важным для Файза является установление того, как это связанное состояние бытия в совершенном человеке соединяется с практикой имама. Бог и его атрибуты вечны. Проявляя свои атрибуты в человеке, Бог соединяет творение с божественным.
Поскольку совершенный человек проявляет связь творения с Богом, зависимость творения от Бога в его существовании также связана с Совершенным Человеком. В этом смысле мир перестал бы существовать без существования Совершенного Человека. Имам представляет собой совершенного человека, который действует как посредник. Поэтому имам необходим для продолжения Мира.
Четыре основные группы мусульман
Согласно Файзу, те, кто составляют мусульманскую общину, делятся на четыре группы: философы, мистики, теологи и девианты. Хотя ни одна из этих групп не подпадает под категорию неверных, каждая из них каким-то образом заблудилась в своих соответствующих занятиях. Философы занимаются поиском истины, но их подход настолько основан на рационализме, что он не в состоянии полностью постичь истину. Их склонность ссылаться на априорные доказательства игнорирует важность традиции и Священного Писания в стремлении обрести духовное знание. Мистики и теологи утверждают, что они действуют изнутри школы или традиции, частью которой они являются, но часто попадают в ловушку чистой спекуляции. Любые теологические и мистические домыслы, которые не связаны с Кораном и хадисами, должны быть немедленно отброшены.