Дакики
Один из Великих таджикских философов и поэтов таджиской культуры и достояние народа.
Место рождения Дакики доподлинно неизвестно (ок. 950 - ок. 980). Некоторые письменные источники утверждают, что это город Туса (Хоросан), по другим получается, что он родился в Самарканде или Бухаре. Одно известно совершенно точно, поэт никогда не покидал Мавераннахр.
Карьера Дакики как литератора началась при дворе правителя провинции Чаганиан, в то время считавшейся одной из богатейших и цветущих областей государства Саманидов.
Есть два властителя — цари земных широт:
Багряный, словно кровь, и желтый, словно мед,—То золотой кружок с державною печатью
И обнаженный меч, правителя оплот.Когда тебя влечет к престолу властолюбье,
Судьбу твою решит одни небесный ход.На помощь призови где ласку, где жестокость,
Где красноречия возвышенный полет.На власть не кинешься, как лев — на лань степную,
Или на мышь — орел с заоблачных высот.Две вещи власть дают: одна — клинок индийский,
Другая — золото, источник всех щедрот.Мечом берешь ты власть, а золото динаров
Ей блеск могущества и прочность придает.Владенье золотом, удачей и булатом
Важней, чем стройный стан или высокий род.Правителю нужны отвага, ум и щедрость,
А без заслуг судьба короны не дает.
Слава о молодом поэте разнеслась столь молниеносно, что очень скоро, он был приглашен в столицу ко двору правящей династии.
Одним из модных веяний того времени было собирание знатью народного эпоса, легенд и мифов, которые бы доказывали божественное или царственное посхождение знаменитых фамилий. Поэтому и
Самани обращали самое пристальное внимание на сбор героико-мифологических преданий, которые бы касались их семьи.
В свое время придворный философ и литератор Абу Мансур уже собрал по этой теме достаточно сведений из арабских и пехлевийских источников, которые скомпоновал и изложил в прозаической форме, озаглавив произведение – «Шах-наме».
«Шах-наме» - Книга царей, это было то, что нужно на текущий момент, оставалась совсем безделица, Эмиру Нух Самани очень хотелось иметь эту летопись в стихах. Собственно эту работу он и предложил выполнить Дакики.
Поэт, считавшийся лучшим знатоком доисламских эпических легенд, с жаром принялся за работу. Однако, выполнить ее не успел, он был подло и жестоко убит на одном из пиров своим собственным рабом.
Выдающиеся личности в истории таджиков и древнего Мавераннахра
Место рождения этого поэта до сих пор не установлено. Некоторые считают его уроженцем Туса (Хорасан), из других источников информация говорит о том, что он возможно уроженец Самарканда или Бухары; но более конкретные данные говорят о том, что во всяком случае вся его жизнь прошла в Маверанахре. Дакики начал свою деятельность при дворе правителя области Чаганиан, которая в то время считалась одной из цветущих местностей Саманидского государства. Слава о мастерстве Дакики разнеслась настолько широко, что он вскоре был приглашен ко двору Саманидов.
В это время в правящих кругах большим успехом пользовалось собирание древних легенд.
Составление сводов героических сказаний прошлого имело большое значение для объединения народов в борьбе за самостоятельное государство. Поэтому Саманиды особое внимание обращали на сбор древних героико-мифологических преданий как из пехлевийских источников, так и из арабских, но в особенности устных, бытовавших среди дихканов и мобедов. Именно это вызвало в свое время появление прозаической "Шах-наме" Абу Мансура.
Эмир Нух II Саманид (976-997 гг.) поручил Дакики переложить эту "Шах-наме" на стихи. Но выполнить до конца это поручение поэт не успел - он был жестоко и бессердечно убит на пиру своим рабом. Весьма вероятно, что он пал жертвой интриг со стороны тех лиц, которые являлись сторонниками мусульманского правоверия, кто враждебно относился к его деятельности по воскрешению многовековых героических традиций. Год смерти поэта точно не известен, по некоторым источникам в 997 г.
Тысяча бейтов Дакики, в которых описывается борьба Гуштапса (Виштапсы) с Арджапсом, была включена Фирдоуси в его "Шах-наме".
О количестве бейтов "Шах-наме", написанных Дакики, существуют и другие мнения: так автор первой дошедшей до нас антологии XIII в. Мухаммад Ауфи говорит даже о 20 тыс.
Стих
Из доброго и злого в этом мире Дакики
Четыре только вещи наиболее близки:
Волшебной арфы стон и вера Зердохешта,
Вино кровавое и уст рубиновых силки.
***
Ничтожен стал я в бытии застойном -
Всегда застой вредит мужам достойным.
Как хороша проточная вода,
Как портится она в пруду спокойном!
***
Как ты изменчив, мир, — ты суетой зачат!
Всегда и соблазнить и обмануть ты рад.
Для одного подъем, паденье — для другого,
Для одного ты рай, а для другого ад.
Зачем премудрость ты нагой и нищей создал,
Но золотом одел и глупость и разврат?
Зачем недолог век павлина и фазана,
Но долголетен гриф иль ядовитый гад?
Зачем лишь пятьдесят живет мудрец великий,
Но до ста проживет преступный казнокрад?
Превратен разум твой, ты любишь недостойных
И милости свои даруешь невпопад.
***
Абу Мансур Мухаммад ибн Ахмад, персидско-таджикский поэт. Псевдоним — Дакики́. Один из крупнейших поэтов второй половины X века.
Причин убийства доподлинно не знает никто. Официально была названа версия ревности юноши-раба, за что тот и был наказан. Но многие историки убеждены, что раб был только орудием мести рьяных сторонников исламского правоверия, усмотревших в древних сказаниях, берущих начало в зороастризме, угрозу только что укоренившейся религии.
Так или иначе, но поэт, которому на тот момент едва исполнилось тридцать, погиб.
По официальной версии, к моменту гибели, Дакики уже написал тысячу бейтов (двустиший) эпического произведения, описывая борьбу мифических Гуштапсы (Виштапсы) с Арджапсом, и знаменитый персидский поэт Фирдоуси, который согласился продолжить работу, полностью включил их в свою поэму.