Тамерлан

Имя Темурланг

В одном из сражений времён персидского похода Тимур сломал ногу, срослась она неправильно и воин на всю жизнь остался калекой. Тогда же Тимур лишился ещё и двух пальцев на правой руке. Из-за хромоты Тимур получил прозвище Ланг, то есть «хромой», и стал Тимуром Хромым, «Тимур-и Ланг». Эта форма перекочевала в западные источники как «Тамерлан».

Имя, данное отцом, «Тимур» тоже не простое. По легенде, в зажатом кулаке новорожденного Тамерлана была запёкшаяся кровь. Отец мальчика, воин Тарагай («Жаворонок»), сразу понял, что сына ждёт путь великого воина, и назвал новорожденного Тимуром (тюркский вариант монгольского Темюр — «Железный»).

Покровитель искусств

Вопреки репутации степного кочевого варвара, Тимур был если не образованным, то эрудированным правителем. Да, читать, как и всякий сын кочевника, он не мог, да и не учил его в детстве никто. Но в совершенстве владел разговорными тюркским, персидским и монгольским языками. Любил искусства и изящную словесность, привлекал убеждениями и силой к себе учёных, художников ремесленников и инженеров, считая их лучшей добычей.

При Тимуре Самарканд становится «Сияющей звездой Востока» — одним из важнейших культурных и научных центров Азии. Тамерлан вообще очень любил свою столицу, что не похоже на типичного кочевника. Биографы великого эмира говорят, что активное строительство, которое он вёл в Самарканде, было для него способом забыть всё, что он разрушил и разорил.

Духовник властителя

Способность к познанию у Тамерлана появилась не просто так. Маленького Тимура всегда окружали мудрые наставники, среди которых был потомок пророка Мухаммеда суфийский мудрец Мир Саид Барака.

Мир Саид Барака

Мир Саид Барака суфий наставник Темур Ланга

То, что Великий Тимур, завоеватель и покоритель многих земель Центральной и Средней Азии, был тем еще «политическим наперсточником» — очевидно. Но, как он смог запутать и поставить в тупик всех богословов мусульманского мира, отдельная тема. Ей и займемся.

Как известно, бурная река ислама течет двумя основными потоками: суннизмом и шиизмом. Во времена Пророка Мухаммеда мусульмане жили единой общиной (уммой). После его смерти было создано государство, Праведный Халифат, который возглавляли четыре Праведных Халифа. Одного из них, Усмана, убили, и пошло-поехало. Не вдаваясь в хитросплетения восточного коварства, интриг, резни и прочих прелестей противостояния внутри семьи Пророка, нужно знать вот что. Сунниты подчеркивают значение династии первых халифов — от тестя Пророка Абу Бакра. Шииты — соперничавшую с ними династию — зятя Пророка по имени Али. Объединены эти два лагеря тремя основными доктринами: единым Богом, верой в откровения Пророка и признанием воскрешения после Страшного Суда. Все остальное — повод для взаимной неприязни, обвинений, богословских споров и поножовщины гигантских масштабов, вплоть до наших дней.

Родился и вырос Тимур в суннитском окружении, окрестности города Кеша и вся Трансоксиана жили именно в этих традициях. На протяжении жизни Великий был окружен сонмом различных религиозных деятелей разной величины и наиболее влиятельными в государстве были термезкие, самаркандские и хорасанские шейхи. К государственному управлению (судебные должности) допускались только сунниты-тюрки. Историки, писавшие при сыне Тимура — Шахрухе, когда шариат уже окончательно забедил традиции Чингисхана, — были склонны преувеличивать благочестие Тимура и его ревность к этому направлению ислама. Да, Тимур был покровителем улемов и прочих служителей суннитского толка. Беседовал с ними на равных, относился с подчеркнутым уважением к их потомкам пророка; кроме семьи самого Тимура, сейиды (титул, которые носили потомки Муххамеда) были в его государстве единственными людьми, жизнь которых считалась неприкосновенной. Но в личном окружении… Сейиды–шииты пользовались большим его расположением, почему-то.

Поразительно, как Тимур оказывал подчеркнутое покровительство этим соперникам суннизма. Самое убедительное доказательство можно найти на его могиле в мавзолее «Гур-Эмир» в Самарканде. Там изображено разветвленное родословное дерево, которое восходит к ...зятю пророка Али. Приехали, здрасьте вам через окно… А в Сирии? Где Великий недвусмысленно изобразил себя покровителем алидов — самых упертых адептов шиизма. Или в Нижнем Ираке, где он пнул под зад суннитских вождей и посадил на управление революционеров-сарбадаров. Шиитов, опять же.

В резне, которую Великий устраивал регулярно и с большим размахом, вопрос принадлежности к различным течениям ислама фигурировал вполне отчетливо. В Афганистане и части Персии он объяснял свои жестокие погромы желанием покарать суннитов. В другой части этой страны, в Мазандаране, города были разорены для того, чтобы извести популяцию дервишей-шиитов, много наговоривших гадостей про безбожие Великого. В том же Дамаске, в оправдание тотального геноцида суннитов, Тимуром было заявлено, что горожане враждебно относились к шиитам. Тьфу, полная каша получается. Про Делийский Султанат (суннитский) тоже не забываем. Туда Великий Амир вломился как хорь в курятник под знаменами шиитского джихада, поправить «ослабевших в вере» тамошних султанов.

Уверен, его современники, богословы и ученые — сами терялись в догадках, кем же был Великий Амир в исламе. Его частые религиозные диспуты между соперничающими шиитами и суннитами прямо указывали, что свой выбор он так не сделал. Демонстрировал, что выше богословских дрязг. И самым железобетонным аргументом этой теории можно считать выбор Тимуром своего духовного наставника. Мир Саид Барака. Вот уж человечище, так человечище.

Происхождение его туманно — не то магрибец египетского разлива, не то уроженец Мекки или Медины. То, что он получил в дар от Тимура целый регион с городом Андхоем (Афганистан), свет на его место рождения не проливает. В 1370 году Саид Барака вручил символы власти над Мавераннахром и Хорасаном начинающему Великому Амиру. Неотлучно сопровождал во всех походах, был личным другом, наиболее авторитетным советником и наставником. Сам Тимур частенько приговаривал: «вся нашедшая удача — только от Саида Бараки». После смерти сейид был похоронен в Андхое, позже останки были перенесены сыном Тимура Шахрухом в отцовский мавзолей «Гур-Эмир». Местоположение его могилы было спланировано таким образом, что у его ног оказался похоронен сам Тимур. Согласно воле Великого.

Так вот, Саид Барака был адептом суфийского течения в исламе. Учителем и весьма авторитетным богословом. Кратко, — суфическое течение, — особое, мистическое, очень сложное религиозное направление. Подразумевает поиск особой духовной тропы к Богу. Суфии утверждали, что душа человека (при жизни) способна покидать тело и блуждать в небесных сферах. Принято считать, что эти мистики-аскеты мусульманского мира — шииты, поскольку опирались на исмалиитов, прикрывали и защищали этих боевитых джихадистов, создавали тайные и явные духовные ордена. Знающие же люди (с религиозным высшим образованием) сообщили мне, что это — много возомнившие о себе сунниты. Если честно — мой «ай-къю» перегрелся и наглухо стопорнулся на всех этих тонкостях ислама, его ручейках и течениях, коих больше трех десятков. Важно другое.

Главными отличительными чертами суфизма должно считать: аскетизм, подвижничество, религиозный мистицизм и …уникальную многоступенчатую систему обучения и подготовки. Суфии должны быть сильнее шиитов и суннитов в богословии; досконально разбираться в поэзии, литературе, музыке, истории, философии и народных традициях. Пророчествовать и быть самыми искушенными полемиками и риторами. Быть выше, сильнее, умнее, образованней всех и вся. Чем не убежище для нетвердого в вере Великого Амира?

Поэтому современным и средневековым ученым мужам трудно сказать — шиит или суннит был Тимур. Он был хамелеоном, имхо. Все, что шло ему на пользу — было правильно и богоугодно. Симбиоз грубой силы Тимура и религиозного интеллекта Саида Бараки, — обосновывали любые джихады, против любого течения ислама. Один покровительствовал религиозным иерархам, закрепив их исключительное социальное положение в государстве. А благодарные улемы, шейхи, дервиши и сейиды — в случае необходимости оправдывали любые преступления против человечности и веры. Став политруками армии Тимура, убеждая в мистическом величии Верховного Главнокомандующего простых воинов, попутно обращая их в ислам.

Тамерлан глубоко уважал своего учителя. Он завещал ему свое почётное место в фамильном мавзолее Гур-Эмир Саиду Барака, а себя повелел похоронить у него в ногах, дабы тот заступился за него, великого грешника, на Страшном суде.

Жестокий правитель

Жестокость Тамерлана

Помимо великих походов и любви к знанию, Тамерлан запомнился ещё и жестокостью. Тимур стал палачом цветущих городов Востока: Исфагана, Дели, Дамаска, Багдада, Астрахани. Жестокость, с которой Тимур подавил восстание в Персии, прогремела на весь мир.

Однако приближенные Тамерлана говорили, что эмир всегда сам страдал от своей жестокости, оправдывая ее тем, что это «ошибки, преступления и прегрешения — безжалостные и необходимые сестры моих побед».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить