Ассасины и Хасан ибн Саббах

Ассасины одна из непонятнейших и неизученных сект ислама. Эта секта, или религиозное течение, достаточно древнее и имеет уже тысячелетнюю историю. Идеологическим лидером секты являлся (а сегодня признан святым и возведён в ранг поклонения) Абу Мансура Низар, от его имени собственно и происходит другое название секты – низариты. Лидер возвещал себя родственником нового исламского пророка, которому только предстоит прийти, а всех остальных мусульман молящихся Аллаху последователи этой секты естественно признавали неверными.

assassins

Здесь всё тесно завязано на том, что ассасины не согласны с существующей трактовкой Корана. Ассасины признаются мусульманской общественностью как тоталитарная секта, внутри которой существует очень жесткая иерархия и порядок. Члены секты должны беспрекословно слушаться своего владыку и быть готовыми исполнить любое, и мы бы хотели акцентировать ваше внимание на этом слове, абсолютно любое приказание. Человек, который по каким-то соображениям ослушается главу, немедленно карается смертью – что-то вроде военного трибунала, правда при отсутствии предварительного суда.

Именно в этой секте, как в никакой другой приветствуются ритуальные самоубийства. Внутри секты существует «каста» молодых людей – чьё исконное предназначение - принести свою жизнь во имя веры. Достаточно жестокий поворот – нечего сказать. Лидеры секты не гнушались наркотиками и алкоголем, которым обильно одаривали смертников.

В состоянии наркотического опьянения адептом навязывалось странное понимание мира и рая, в который они готовили себя попасть после смерти. Кстати, исходя из позиции официального ислама, не каждый смертник заслуживает вечности с Аллахом, однако об этом адептам, конечно же, не сообщалось. Молодые люди сами того не подозревая зачастую были вовлечены в теракты, массовые убийства и т.д. Большинство «смертников» в час совершения своего так называемого «религиозного долга» вообще слабо соображают, где они находятся и что происходит. Поэтому слово «ассасин» у многих европейцев ассоциируется с убийством и кровопролитием. За всю историю своего существования ассасины участвовали ни в одной религиозной войне и даже имели своё государство, – которое, естественно, расположилось на захваченных территориях, и вскоре было отвоёвано. На данный момент большинство адептов этой секты обитает в Индии, однако и в странах исламского мира о них всё ещё можно услышать разные истории. А само слово «ассасин» вошло в исламский фольклор, как символ несправедливого и жестокого убийства. Фильм про ассасинов.

Хасан ибн Саббах, основатель ордена ассасинов по прозвищу «Старец горы», родился в семье умеренных шиитов, однако после учебы в Каире перешел в более радикальное учение низаритов. Показательно, что он был однокашником многих влиятельных и даже великих людей того времени, среди которых были Омар Хайям и Низам аль-Мульк, визирь в империи сельджуков.

hassan

 

Обзор подготовлен по источникам, как сочувственно относящихся к исмаилитам (это шиитские иранские источники, а также публикации «Организации Ага-хана по развитию»; напомним, агаханцами теперь называют исмаилитов низаритов, которые до того также были известны как ассасины), так и по источникам более критически относящихся к прошлому низаритов (это суннитские публикации и западные публикации).

asassins

На карте: Регион Ближнего и Среднего Востока в первый период существования исмаилитов-низаритов, ставших известными как ассасины.
Годом появления исмаилитов-низаритов можно назвать 1094 г., когда они поддержали в борьбе за власть Низара, старшего сына скончавшегося в тот год фатимидского халифа аль-Мустансира, бывшего также имамом исмаилитов.
Однако Низар проиграл в борьбе за власть своему младшему брату и погиб в темнице. После этого исмаилиты перестали поддерживать шиитскую исмаилистскую династию Фатимидов (государство Фатимидов в Египте обозначено на карте фиолетовым цветом) и превратились в исмаилитов-низаритов, став под руководством своего вождя Хасана ас-Саббаха (Hassan-i Sabbah, родился между 1040 и 1050 гг., умер в 1124 г.) строить квази-государство ставшее известно как государство ассасинов. 

Государство ассасинов не было классическим - это были неприступные горные крепости, расположившиеся в Персии, а затем в Сирии – государство внутри другого государства (крепости ассасиинов Аламут (Alamut), Ламбсар (Lambsar), Меймун-Диз (Maymun Diz) в Персии и Масьяф (Masyaf) в Сирии, а также другие обозначены на карте (всего у ассасинов постепенно набралось более полсотни крепостей с прилегающей территорией, а также ряд городов). Регион тогда занимало государство тюрков-сельджуков (обозначено коричневым цветом), оно сначала воевало с ассасинами, а потом заключило перемирие. Одновременно в Багдаде продолжали формально управлять безвластные абассидские халифы.

Аббасидские халифы, как и правившие за них, патронирующие их сельджуки, были суннитами. В то время как ассасины были шиитами. И главной целью ассасинов была борьба с аббасидскими халифами.

Государство сельджуков, занимавшее земли аббасидского халифата, граничило с христианскими государствами - Византией (обозначено оттенком красного) и государствами крестоносцев в Палестине (обозначены оттенком желтого). Также на карте обозначена Киликийская Армения (государство армян на средиземноморском побережье).
Данная карта показывает границы на 1140 г., когда уже скончался основатель квази-государства ассасинов Хасан ас-Саббах, но ассасины были очень могущественны.

asassin-ismailit

 

В книге «Сельджуки» британского автора Тамары Талбот Райс (The Seljuks In Asia Minor. книга Тамары Талбот Райс (Tamara Talbot Rice, годы жизни: 1904-1993) книга вышла в 1961 г, есть русское издание 2004 г.) следующим образом описывается историческая ситуация перед появлением исмаилитов-ассасинов:

«К середине VIII века нашей эры падение (первой исламской) династии Омейядов и возвышение династии Аббасидов привели к возникновению больших волнений среди мусульман. Многие ударились в раскольничество, другие приветствовали рост различных религиозных сект, и довольно быстро все мусульмане поделились на две в равной степени преданные и почти равные по численности группы. Более крупная состояла из правоверных мусульман, поддерживавших багдадских халифов Аббасидов; они называли себя суннитами — от арабского слова «сунна» — «правоверная традиция» или «символ веры». Они были убеждены в том, что все полностью учение Пророка выражают только сунна (собрание текстов о деяниях Мухаммада, содержащая также его изречения и суждения) и аксиомы первых имамов. Поэтому они придавали сунне самостоятельное значение, хотя одновременно и признавали ее дополнением к Корану, который, по их мнению, Аллах слово в слово продиктовал Пророку.

Второй группой были шииты; они были меньшими догматиками, однако находились в оппозиции к Аббасидам и поддерживали притязания египетской династии Фатимидов. Эта династия принадлежала к шиитам, они назвали себя Фатимидами в честь Фатимы — любимой дочери Пророка и жены его любимого ученика Али, о своей преданности которой они заявляли. Основная масса мусульман Персии тоже была шиитами, в X и XI веках шиитами были и Буиды из Хорасана— автократическая иранская династия, ведущая род от легендарного героя Бахрам-Гура (Бахрам-Гур — шах Бахрам V из персидской доисламской династии Сасанидов, которые исповедовали зороастризм, Сасаниды пали после арабского исламского завоевания; правил в 420/421- 438/439 гг., считался справедливым царем. О нем пишет иранский эпос «Шахнамэ».

(В свою очередь) в XI веке (правившие е Египте) Фатимиды напрямую взяли под свою защиту одну из шиитских сект — исмаилитов».

Говоря о взаимоотношениях Буидов и абассидских халифов, которые оказались в их власти (Буиды владели Багдадом и Ираком в 945–1055 гг., а с 934 по 1062 гг. владели большой частью Ирана, потерпели поражение от тюрок-сельджуков) суннитское издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде (вышло в Москве в 2004 г.) замечает:

«Поскольку Буиды исповедовали шиизм, они отрицали законность халифата Аббасидов; они считали Аббасидов узурпаторами, отобравшими власть у наследников Али ибн Абу Талиба (зятя пророка Мухаммеда. Али был женат на дочери пророка Мухаммеда Фатиме. Потомков Али ибн Абу Талиба называют Алиды. Подробнее о привязанности шиитов к к Али и Алидам также далее в этом обзоре Прим. Portalostranah.ru), и потому не показывали даже форм и ных знаков уважения к авторитету халифа. Есть сведения о том, что... Буииды даже хотели положить конец династии Аббасидов, большинство из...советников Буидов поддержали эту идею, но один из советников отговорил... их от этого, мотивировав это тем, что легче управлять халифом, которого шииты считали незаконным, чем если бы к власти пришел Алид, который мог бы ограничить могущество Буидов, т. к. для шиитов он бы стал единственным авторитетом, и в конечном итоге такой халиф мог бы вообще лишить Буидов власти».

Упомянутое издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» также пишет и о сменивших Буидов Сельджуков (в тексте издания даты приведены по исламскому календарю хиджре — везде обозначена как г. х. В хиджре за первый год берется 622 год общепринятого западного календаря, в тот год произошло переселение Пророка Мухаммеда из Мекке в Медину. В самых важных случаях мы дополнили дату по хиджре также датой по общепринятому западному календарю)

«В период с 467 по 656 гг. хиджры (467 год по хиджре соответствует 1075 г. по общепринятому западному календарю) в Аббасидском Халифате господствовала династия Сельджукидов. Сельджуки представляли собой одну из ветвей турок-огузов и считали себя потомками Сельджука Токакоглу, жившего в IV в. х. В V в. х. они и завоевали часть Средней Азии, Ирак, Армению, Малую Азию, Грузию, большую часть Персии, Азербайджана и Курдистана, некоторые другие территории и основали династию Сельджукидов. Период правления Сельджукидов начался с момента вступления войск Тогрул Бека в Багдад в 447 г. хиджры (447 г. хиджры соответствует 1055 г. по общепринятому западному календарю) На протяжении длительного времени они оставались фактическими правителями халифата...Сельджукиды — в отличие от тюркских военачальников при халифах и Буидов — не вмешивались в дела халифов. Тюркские военачальники постоянно враждовала между собой, и как только один из них считал, что халиф поддерживает его противника, он сразу пытался либо убить его, либо ослепить. Буиды же были шиитами и вообще не признавали законности правления аббасидских халифов. В противовес им Сельджукиды были суннитами и относились к 213 халифам с большим почтением; они повысили авторитет халифов в мусульманском мире, и хотя власть последних носила ограниченный характер, сложившееся положение все равно принципиально отличалось как от периода произвола тюркских военачальников, так и от периода владычества Буидов.

Фатимиды - покровители исмаилитов

Далее поговорим подробнее о Фатимидах. Вот короткое восторженное описание династии Фатимидов, данное на официальном сайте исмаилитов — сайте т.н. «Организация Ага-хана» — Aga Khan Development Network (AKDN) akdn.org (цитаты по рус. версии). Напомним, агаханцами теперь называют исмаилитов низаритов, которые до того также были известны как ассасины):

«Ранний период истории исмаилитов, примерно с момента зарождения Ислама и вплоть до XI века включительно, пестрит описанием достижений империи Фатимидов. Названная в честь дочери Пророка Фатимы, династия Фатимидов основала государство, которое поощряло развитие искусства, науки и торговли в средиземноморской части Ближнего Востока на протяжении более двух столетий. Его центром стал Каир, основанный Фатимидами в качестве столицы».

Просуннитское издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде (вышло в Москве в 2004 г.) следующим образом описывает создание и крах Фатимидского халифата (напомним, в тексте издания даты приведены по исламскому календарю хиджре — везде обозначена как г. х. В хиджре за первый год берется 622 год общепринятого западного календаря, в тот год произошло переселение Пророка Мухаммеда из Мекке в Медину. В самых важных случаях мы дополнили дату по хиджре также датой по общепринятому западному календарю):

«Несмотря на то, что представители династии Фатимидов возводили свою родословную к Пророку Мухаммаду, ортодоксальные (исламские) историки отрицали это. В хрониках сообщается, что они вели происхождение от аль-Каддаха (Маймун ибн Дауд ибн Дайсан аль-Каддах, ум. в 874–875 гг., персидский врач и основатель учения исмаилизма; недовольные исмаилитами суннитские источники, обычно подчеркивают, что аль-Каддах якобы был сыном еврея, обратившимся в ислам Portalostranah.ru), и их называют Убайдидами по имени первого халифа этой династии (Убайдалла аль-Махди (Abdullah al-Mahdi Billah, сторонники Убайдаллы считали его потомком Исмаила, сына имама Джафара ас-Садика, т.е. происходившего из рода Али ибн Абу Талиба, зятя пророка Мухаммеда. Али был женат на дочери пророка Мухаммеда Фатиме; по другой версии, озвучиваемой противниками исмаилитов в суннитских источниках, Убайдалла был сыном или пасынком вышеупомянутого аль-Каддаха. Подробнее об этом с точки зрения сторонников исмаилитов здесь и противников исмаилитов здесь Прим. Portalostranah.ru).

Господствующей идеологией Фатимидского халифата был шиизм исмаилитского толка.

Исмаилиты начали распространять свои взгляды в период правления аббасидского халифа аль-Мутамида Аляллаха (256-279). Эта доктрина успешно развивалась при халифах аль-Мутадиде Биллахе (279-289) и аль-Муктафи Биллахе (289-295), охватив многие регионы Аббасидского халифата. Наконец, во времена правления (абассидского халифа аль-Муктадире Биллахе в 297 г. х. исмаилитам удалось создать свое государство в Ифрикии (Ифрикия — провинция Арабского халифата, включающая современные Тунис и части Ливии и Алжира. Столицей провинции был город Кайруан (Kairouan, букв. с арабского и персидского «караван» в значении военный или гражданский лагерь или место отдыха, ныне в Тунисской Республике. Прим. Portalostrnah.ru).

Противопоставляя себя Аббасидам, представители исмаилитской фатимидской династии объявили себя халифами.

Первым фатимидским халифом стал Убайдулла аль-Махди (Abdullah al-Mahdi Billah), который объявил себя ожидаемым Мессией. Он обосновался в Раккаде близ Кайруана, а в 304 г. хиджры (916 г. по общепринятому западному календарю) основал в Ифрикии город Аль-Махдия, куда перенес свою столицу (В 909 г. по по общепринятому западному календарю Убайдулла сверг в Ифрикии Аглабидов — арабская династию, правившую здесь и признававшую сюзеренитет аббасидских халифов Прим. Portalostranah.ru). Убайдулла аль-Махди правил до 322 г. хиджры, а затем халифом стал его сын Низар Абуль Касим аль-Каим. В 323 г. х. Фатимиды предприняли наступление на Корсику и захватили на острове несколько населенных пунктов.

Усиление Фатимидов и распространение ими своего влияния сопровождалось постоянными мятежами против них. На Сицилии жители взбунтовались против наместника Фатимидов, однако халиф аль-Каим подавил это восстание. В Триполи против Фатимидов выступили хариджиты-ибадиты (исламское течение, которое можно назвать промежуточным между суннитами и шиитами. Прим. Portalostranah.ru). Аль-Каим послал туда военный флот и, окружив город со всех сторон, воспрепятствовал подвозу жизненно необходимых товаров. Это привело к тому, что жители Триполи выплатили большую сумму денег и выдали трех вдохновителей восстания — их доставили в Ракка-ду и в 330 г. х. казнили.

С 316 г. х. ибадиты под руководством Абу Йазида Му-халлада ибн Кийада вели борьбу с Фатимидами в горах Атласа. В 325 г. х. к этой группе присоединились не только все племена и фракции хариджитов-ибадитов (хариджиты-ибадиты — промежуточное течение между суннитами и шиитами Прим. Portalostranah.ru), но и мусульмане-сунниты, протестовавшие против искажения Фатимидами основ Ислама. Аль-Каим приказал своему наместнику арестовать Абу Йазида, однако тот сам попал в плен к ибадитам. Тогда аль-Каим выступил против восставших с большой армией и окружил их, но Абу Йазиду удалось заручиться поддержкой местных племен, выйти из окружения и нанести войскам Фатимидов поражение. После этого восставшие вошли в Раккаду, а в 333 г. х. — в Кайруан.

Затем Абу Йазид двинулся на Аль-Махдию. Аль-Каим велел вырыть вокруг города ров и занял оборону. Возможно, если бы племена Кутама и Санхаджа не помогли ему в создании оборонительного рва, то власти Фатимидов пришел бы конец. Противостояние аль-Кайма и Абу Йазида закончилось сражением, в котором последний одержал победу, но не стал преследовать разгромленного противника, и Фатимидам удалось собрать новую армию.

В 334 г. хиджры фатимидский халиф Абуль Касим аль-Каим Низар ибн Убайдулла аль-Махди умер, передав власть своему сыну аль-Мансуру Абу Тахиру Исмаилу. Мусульманские историки сообщают, что он был зиндиком (здесь в значении «мусульманин, который наносит вред религии своим грехами» Прим. Portalostranah.ru) и еще большим смутьяном, чем его отец. Аль-Мансур не стеснялся хулить Божьих Пророков. По улицам городов ходили специально подосланные им люди, которые выкрикивали: «О люди! Пусть будет проклята пещера и тот, кто в ней находился!», оскорбляя тем самым первого праведного халифа Абу Бакра, вместе с Пророком Мухаммадом скрывавшегося в пещере от преследователей во время переселения в Медину. Аль-Мансур Исмаил аль-Убайди казнил много мусульманских ученых. В 341 г. х. он скончался, и его место занял его сын Маад, известный как аль-Муизз Лидиниллах. Он правил лучше своего отца и положил конец многим несправедливостям, заслужив симпатии подданных.

В 357 г. хиджры (т.е. в 968 г. по общепринятому западному календарю Прим. Portalostranah.ru) престиж Ихшидидов в Египте начал стремительно падать, и в стране началась смута (Ихшидиды (также Ишкиды) — династия, основанная Мухаммедом ибн Тугиджем (Muhammad ibn Tughj al-Ikhshid), одним из командиров-тюрков тюркской гвардии Аббасидского багдадского халифа и управлявшая Египтом с 935 по 969 гг. от имени Аббасидов. В 946-м году ибн Тугидж скончался. После этого при последовательно правивших сыновьях ибн Тугиджа на протяжении более 22 лет управляющим династии был евнух, негр Кафур. Воодушевленные смертью Кафура, наступившей в 967 г. по общепринятому западному календарю), а в 969 г. Фатимиды вторглись и завоевали Египет, начав таким образом новую эру в истории страны Прим. Portalostranah.ru)

В 968- м г. по общепринятому западному календарю) к аль-Муиззу Лидиниллаху прибыла делегация с просьбой прислать войска и взять власть в свои руки; но контроль над Египтом пытались установить и карматы, которые перешли в наступление на эту провинцию (Карматы — крупная ветвь исмаилитов, создавшая в Бахрейне общину, в 899 году отделившуюся от основной ветви исмаилитского движения. Карматы не признали основателя Фатимидского государства Убайдаллаха имамом и махди и ожидали пришествия истинного «сокрытого» имама Мухаммада ибн Исмаила (внука Джафара ас-Садика. Прим. Portalostranah.ru). В связи с этим (фатимидский халиф) аль-Муизз Лидиниллах послал в Египет 100000-ную армию с Джаухаром (Гаухаром) Сицилийским во главе, и тот подавил все очаги сопротивления в Египте. Он же основал город Каир и построил там дворец фатимидских монархов. После установления в Египте режима Фатимидов в Каире началось строительство знаменитого университета Аль-Азхар», — пишет просунитское издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» современного азербайджанского автора Али Заде (вышло в Москве в 2004 г.).

В свою очередь «Правоверных религиозных патриотов всегда печалил тот факт, что аль-Кахиру основал не ортодоксальный мусульманин, а шиит, то есть приверженец секты, которую сунниты-египтяне считают еретической. Раздоры между суннитами и шиитами имели большое значение для последующих двухсот лет истории Каира», — писал британский автор Джеймс Олдридж в своей книге «Каир. Биография города» (1969 г.), об основании Каира см. здесь.

Фатимидская династия пала посредством Салах ад-Дина, широко известного как Саладин. Этот суннит и выходец из курской семьи военачальников на службе у Зангидов — суннитских и тюркских правителей Сирии, формально подчинявшихся сельджукским султанам и Аббасидским халифам (о взаимоотношениях сельджуков и Аббасидов в следующем разделе) стал впоследствии правителем Сирии, Египта и Палестины, Ливана и части Ирака. Отбил у христиан- крестоносцев Иерусалим. Он основал династию Айюбидов. Сначала воюя с Фатимидами и помогавшими им крестоносцами в Египте в качестве соратника своего дяди — визиря Дамаска, затем Салах ад-Дин явился в Египет помогать Фатимидам уже в защите от крестоносцев и постепенно взял власть в этой стране, став сначала визирем Египта при Фатимидском султане. С кончиной своего господина — управителя Сирии Нура ад-Дина Махмуда из династии Зангидов (в 1174 г.), Саладин женился на вдове Нур ад-Дина Исмет ад-Дин-хатун и стал регентом 11-летнего сына Нура ад-Дина Ас-Салих Исмаила. Саладин военным путем побеждает других представителей семьи Зангидов. После кончины сына Нура ад-Дина (скончался в 1181 г.), Саладин стал формально управителем Сирии (Султан Сирии и Египта с 1174 и до своей кончины в 1193 г.). Возвращаясь в Египет, упомянутое издание «История мусульманских государств I-VII веков по хиджре» таким образом пишет о финале династии Фатимидов:

«Шиитско-исмаилитские законы в Египте были отменены, и Салах ад-Дин привел их в соответствие с ортодоксальными суннитскими нормами. Все ненадежные военачальники и чиновники были отправлены в отставку, и фатимидский халиф аль-Адид окончательно лишился власти и влияния.

Затем Салах ад-Дин приказал своему командиру Баха ад-Дину Каракушу взять под контроль дворец халифа и изолировать правителя. Спустя некоторое время он пригласил к себе всех лидеров страны, и на этом совете было принято решение читать проповеди с именем аббасидского халифа аль-Мустади Биллаха.

В 567 г. хиджры. (1171 г. по общепринятому западному календарю) последний фатимидский халиф аль-Адид умер, и государство Фатимидов прекратило существование, а власть над Египтом перешла в руки Салах ад-Дина Айюби». Аюбиды правили Египтом до 1252 г. (отстранены от власти от власти своим рабами тюрками-мамлюками), а в Сирии до 1260 г.

Отметим, что Саладин вел несколько неуспешных компаний с исмаилитами-ассасинами в Сирии, но их крепостей в Сирии, и тем более, в Персии не взял.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить