Есть ли разница между иранцем и таджиком

Это хоть и очень близкие, но все же, разные нации.

За две тысячи лет до нашей эры землями от Кавказа до Памира уже владели иранские народы, которые переселились сюда из восточно-европейских степей. Кто-то так и остался кочевником, как скифы. Другие племена (предки персов и таджиков) перешли к земледелию.

persion

Прежде единый народ давно уж разделился на две ветви – восточную и западную. И когда уроженцы Парса – юго-западной области в нынешнем Иране – начали создавать империю, им пришлось столкнуться со значительным сепаратизмом.

Жители Иранского нагорья подчинились власти Ахеменидов легко, а вот их «двоюродные братья» – не менее развитые народы Бактрии, Согдианы, Хорезма и Хорасана особого желания войти в новое государство не проявляли.

При общих корнях, их язык и культура были несколько разными и стремление выйти из подчинения персов тут никогда не пропадало. При Александре Македонском это не удалось. Великий полководец не пожелал дать жителям Средней Азии независимость, присоединив ее в результате двухлетней войны.

Затем местные народы вошли в состав стран, возникших на осколках греческой державы – Бактрии и государства Селевкидов. Но почти сразу племя парнов, вышедшее из восточных скифов, начало возрождать персидскую империю и вскоре перенесло свою столицу на запад Ирана.

tajiki-samarkand

Особо объединить свое государство они не успели. Это была, по современным понятиям, конфедерация народов. И только арабское завоевание несколько сблизило восточных и западных иранцев. Персидский язык стал средством исламской проповеди и распространился среди высшего сословия, а затем и среди народа.

Собственно таджикская идентичность начинается с появления дари как гибридного нового языка и возвышения Саманидов как первых султанов исламского золотого века. Правда, таджиками тогда называли всех оседлых жителей востока, кроме арабов и тюрков.

После восстания Саманидов против Багдада фарси стал официальным языком их империи. В этот период возникла общая культура, и появились великие поэты и ученые, такие как Рудаки, Фердоуси, Ибн Сина и другие.

Исторически современные таджики являются потомками восточноиранских племен, таких как хорезмийцы, саки, согдийцы и бактрийцы, в то время как современные иранцы являются потомками западноиранских племен, таких как древние персы и мидяне. Можно сделать вывод, что таджики не персы по происхождению, а персы по культуре, возникшей после исламизации Ирана и Средней Азии.

В начале 16 века произошло разделение понятий. Первый шах династии Сефевидов, Исмаил, принял в качестве государственной религии шиитскую ветвь ислама. Враждовавшие с ним узбеки Шейбаниды сохранили для своих подданных суннизм.

С тех пор таджиками называли исключительно персов-суннитов.

Следует также отметить, что персы и таджики не только говорят на очень разных диалектах одного и того же языка, но и выглядят немного по-разному. Персы на протяжении всей истории контактировали и смешивались с ближневосточными, анатолийскими и греческими народами, а таджики смешивались с индийцами, среднеазиатскими тюрками и даже русскими.

Чем отличаются современные иранцы и таджики?

iranka

Девушка иранка

Кочевые индоевропейские народы начинают проникать в Среднюю Азию и на Ближний Восток во второй половине ІІ тысячелетия до н.э., из южнорусских степей, когда там накопилось слишком много населения, а климат изменился. Какое-то время они тут осваивались, постепенно переходили к оседлому образу жизни и ассимилировали местные, менее развитые народы.

tajichka

Девушка таджичка

В начале І тысячелетия часть ариев объединяет мидийская держава, что расположилась от земель нынешней центральной Турции до восточного Ирана. Вскоре ее сменила империя Ахеменидов, основанная родственными мидянам персами, которая протянулась еще дальше.

karta-rasseleniya-tajikov

Карта расселения таджиков и иранцев

Конечно, ядром ее владений стал современный Иран, но и более восточные области были плотно заселены титульными, арийскими, племенами. Из-за последующих завоеваний иноземцами древняя персидская нация распалась и дала жизнь пяти крупным народам – иранцам, таджикам, курдам, белуджам и пуштунам и множеству мелких.

Когда-то это был один народ с общей религией, традицией и самосознанием. Но большие расстояния и несколько волн иностранных вторжений способствовали нарастанию между ними различий. Их единство распалось еще 3 тысячи лет назад, но языки до сих пор остаются взаимопонятными.

Так получилось вот из-за чего. Арабы включали в состав своих армий только что обращенных персов, а те уже учили основам своей религии местное иранское население. Учили, конечно, на собственном диалекте, который с того времени стал языком исламской проповеди.

На протяжении 1,5 тысячелетий границы персидской державы то увеличивались, то сужались. Иногда она совсем переставала существовать, иногда подчинялась иноземным династиям. Но народ-то оставался. Только вот из-за отсутствия единой государственной политики национального строительства, единой нацией он себя так и не ощутил.

А имя было одно. В давние времена таджиками стали называть оседлое персоязычное население Ирана и Средней Азии. Таким словом его старались отличать от тюрок-кочевников. Сильно позже это имя получили только те иранцы, что жили вне пределов Персии.

Так получилось с подачи правительства СССР, которое приступило к национальному строительству в принадлежащей ему Средней Азии и было заинтересовано в уточнении этих понятий. Даже письменность новой советской республики перевели на кириллицу. Поэтому в наше время граждане Ирана и Таджикистана на словах объяснятся, но СМС-ки друг другу писать не смогут.

Надо осветить еще один нюанс, без которого статья будет не полной. Конечно, это религия.

До определенного момента, шиизм не пользовался в исламском мире особой популярностью. Были те или иные немногочисленные секты, но к вершинам политической власти они приходили редко. Массовым он стал только в Иране, вечно оппозиционном арабам.

Персы принимали эту ветвь исламской веры, потому что ее последовали обещали уравнять в правах все мусульманские народы. И только в 1501 году шиизм назначили государственной религией страны, когда было создана новая держава под управлением династии Сефевидов.

В состав их владений вошли на востоке и Афганистан, и Туркмения, и часть Узбекистана, но только не таджикские земли, где тогда правили узбеки Шейбаниды. Мухаммед Шейбани хан потребовал от своих западных соседей перестать притеснять суннитов, а затем вообще призвал их отказаться от шиизма.

Как результат – начались жестокие войны, которые сделали расстояние между таджиками и персами не преодолимым.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить