Как строили государства в Средней Азии
В связи с недавним конфликтом между Кыргызстаном и Таджикистаном из-за приграничных территорий вновь всплыла тема о том, каким образом были проведены границы республик бывшего СССР в 20-ые годы прошлого века. Официальной целью так называемого национально-территориального деления, проведенного в 1924-25 годах коммунистами в Средней Азии было создание социалистических наций, которым государственность поможет достичь национального самоопределения и двигаться по пути строительства социализма.
До революции в Средней Азии, или как ее еще называли – Туркестане существовали государственные образования – Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства. Остальная часть территорий Туркестана входила в Туркестанское генерал-губернаторство, управляемое русским военным губернатором.
В Туркестане жили представители разных племен и народов, часть из которых, например, туркмены, каркалпаки, казахи, вели кочевой образ жизни, а другие, например, таджики, были представителями древней персоязычной цивилизации и составляли население крупных городов, таких как Бухара и Самарканд.
Во многих районах население было смешанным, так что выделить те или иные территории, на которых бы проживали представители тех или иных народов было невозможно. Поэтому при национально-территориальном делении большевики руководствовались тем, какой народ преобладает в общем на территории, предназначенной для создания той или иной национальной республики, дополняя его принципом экономической целесообразности.
Национально-территориальным размежеванием занималось Среднеазиатское бюро ВКП(б). Многочисленные споры велись между представителями кочевых и оседлых народов, членами этого бюро. Коммунисты разных национальностей требовали отделить районы компактного проживания представителей «своих» национальностей от «несвоих», мотивируя это тем, что представители «их» национальности подвергаются дискриминации со стороны руководящих работников «не их « национальности. Так, например, узбекские коммунисты настаивали на том, чтобы им был передан город Ташкент с районами компактного проживания узбеков, которые глубоко заходили на территории, принадлежавшие казахским кочевым племенам.
Положение усложнялось и тем, что эти районы исторически сложились вокруг основных рек региона, так как оседлое узбекское население занималось земледелием, для которого нужны были водные ресурсы. Киргизские коммунисты требовали выделения в отдельные административные районы Джетысуйской и Сырдарьинской областей, которые должны были войти в состав Узбекистана, мотивируя это тем, что «их» национальность составляет большинство в этих районах.
На юге Туркестана узбеки входили в противоречия уже с таджиками, так как вновь образуемая Узбекская ССР, включавшая в себя территории бывшего Бухарского эмирата вобрала в себя и места компактного проживания таджиков, которые на первых порах включили в ее состав на правах автономии и лишь в 1929 году выделили в отдельную республику. Таджики со своей стороны пытались претендовать на Бухару и Самарканд, где население было в подавляющем большинстве таджикским, но они стояли особняком среди большинства тюркоязычных народов Туркестана и, находясь в меньшинстве, не могли должным образом отстаивать своих интересов.
Таким образом при национально-территориальном делении на территории советских республик Средней Азии образовались целые анклавы «нетитульного» населения, что отражал пеструю национальную ситуацию в регионе. Что касается недавнего конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном, то его основой стало решение кыргызских властей волевым порядком присвоить себе часть территории, на которой проживало таджикское население, чтобы построить там дорогу в один из районов республики напрямую, а не в обход таджикской территории.
При Советской власти этому конфликту не давали разрастаться, хотя и не соглашались официально с действиями кыргызских властей, но в отношениях уже между независимыми Кыргызстаном и Таджикистаном эта территория стала камнем преткновения. Еще одной проблемой стал водозабор, построенный, как утверждают кыргызские власти в том числе и с участием Киргизской ССР.
Противоречия вылились в вооруженный конфликт, в ходе которого погибли и мирные жители, и военные с обеих сторон. Ситуацию все же удалось взять под контроль и скорее всего в ближайшее время предстоят непростые переговоры между главами государств Центральной Азии, в которых уже выразил готовность оказать посреднические услуги Узбекистан. Как один из основных вариантов решения этой проблемы рассматривается обмен территориями, но в данном случае реализовать его будет затруднительно. Население Сохта, места компактного проживания таджиков в районе конфликта, составляет около 40 тысяч человек.
Трудно представить, что эти люди согласятся куда-то уехать, бросив землю предков. Таким образом, проведенное в свое время национально-территориальное размежевание, с одной стороны, способствовало возрождению государственности братских народов СССР, а с другой – заложило конфликтогенный потенциал в их будущие отношения. Некоторые историки утверждают, что в свое время большевики руководствовались имперской логикой и шли на это с умыслом, планируя таким образом применять древнеримскую формулу «разделяй и властвуй». И Центральная Азия здесь не исключение.
СССР уже давно нет, но политика в национальном вопросе, проводившаяся «первым в мире социалистическим государством», продолжает оказывать свое влияние. Сегодня молодым независимым государствам Центральной Азии нужно смотреть в будущее, не позволяя территориальным проблемам стать препятствием на пути интеграции в регионе.
Автор: Хасан Насретдинов