10 фактов об ассасинах

Не так давно я написал статью про тамплиеров. Теперь считаю логичным рассказать Вам и об их "вечных" соперниках – ассасинах. Только не о таких которых нам преподносит в своём "бесконечном" сериале Ubisoft:

alavut

А о реальных ассасинах. Жестокость которых стала именем нарицательным в нашем современном мире.

1. Основателем сообщества ассасинов был Хасан ибн Саббах. Это был выдающийся человек и видный исмаилитский деятель, отец-основатель государства низаритов (известных нам как хашишины или ассасины). Этот человек познавший на себе горечь гонений шиитской общины (ратовали за то чтобы власть в мусульманском мире принадлежала прямым потомкам пророка Мухаммеда) долгое время мечтал создать своё государство, живущие только по "праведным" законам, и не подчиняющиеся более никому. Особенно ему претило какое-либо вмешательство со стороны. В конце XI века он понял, что время пришло и пора воплотить свои идеи в жизнь.

Но ему нужна была точка опоры, крепость, которая сохранила бы его и его сторонников пока они не наберутся сил и не смогут дать отпор. В 1090 году исмаилиты используя хитрость и сноровку заняли неприступную крепость турков-сельджуков в долине Аламут, расположенной между негостеприимным Иранским нагорьем и побережьем Каспийского моря. Именно здесь Хасан ибн Саббах создал религиозную секту положивш2. Провозгласив рождение нового государства, Ибн Саббах первым делом отменил все сельджукские подати, заменив их обязательными работами по строительству дорог, рытью каналов и возведению неприступной крепости. Именно здесь он создал школу для воинов-разведчиков, способных постоять за себя и выполнить задачу любой ценой. Мужчины и женщины были беззаветно преданы, ему так как Ибн Саббах заботился о них, и все имеющиеся у него средства тратил на защиту людей и их нужды. Фанатики готовые голыми руками убивать посягнувших на Ибн Саббата расползлись по всему Ближнему Востоку и части Малой Азии. Они крали редкие научные труды, чертежи и специалистов только для того, чтобы доставить их в Аламут и заслужить одобрение своего лидера. В их штаб-квартире была самая современная химическая лаборатория в которой готовились разные снадобья, яды и стимулирующие добавки. Со временем их крепость стала по настоящему неприступной так как было самым современным фортификационным сооружением на Ближнем Востоке. Ассасины, по мнению Ибн Саббаха, должны быть в первую очередь незаметными. Только эта черта давала им возможность незаметно подобраться к цели и уничтожить её. Особое значение в экипировке последователей старца придавалась отравленным кинжалам различных форм и размеров. Метательные ножи тоже были одним из излюбленных "аксессуаров" хашишинов так как они позволяли убить жертву на расстоянии. Один самый тонкий порез приносил человеку страшные мучения и смерть. У фанатиков не было доспехов и кольчуг. Они не носили шлемов и мечей. Их оружием была маскировка и яд.

3. Для того, чтобы у его последователей, сложилось представление о нём как о человеке со сверхъестественными способностями, Ибн Саббат часто прибегал к обыкновенным фокусам и жульничествам. Например он заводил будущих "братьев" в зал, в центре которого стояло бронзовое или золотое блюдо. На блюде лежала отрубленная голова, которую Саббат после некоторых манипуляций "оживлял" и заставлял отвечать на вопросы. На самом деле в блюде просто было отверстие в которое просовывали голову из помещения этажом ниже. Также Ибн Саббат периодически устраивал "самосожжение" на глазах у учеников. Сгорал естественно его "двойник" (у него их было множество) одурманенный наркотиками. А на следующие утро он появлялся перед учениками живой и здоровый. Всё это производило неизгладимое впечатление на молодых людей.

4. Ассасинов боялись и ненавидели ещё и за то, что захватить их в плен было невозможно (они спрыгивали с большой высоты, убивали себя отравленными кинжалами, сворачивали себе шеи). А если и удавалось сделать, это, получить от них какие-либо полезные сведения было нереально, так как чаще всего фанатики просто откусывали себе язык захлёбываясь кровью.

Чаще всего это объяснялось тем, что перед убийством они принимали наркотики в определённой дозировке. Они делали их невосприимчивыми к боли, улучшали силу и рефлексы. Да и чего им было бояться, ведь"мёртвая" голова на подносе обещала рай погибшему за веру.

5. Ибн Саббах очень быстро понял, что армия ему не нужна. Ведь есть куда более эффективное и действенное оружие – страх. Тактика террора была освоена лидером сектантов в совершенстве. Расширяя зону влияния вокруг Аламута, он начал активно использовать маленькие группы асссасинов, по 2-3 человека максимум. Чтобы контролировать территорию не надо уничтожать всех чиновников, достаточно обезглавить администрацию и дело сделано. Последователи Ибн Саббаха первыми на Ближнем Востоке использовали для убийства пороховые заряды. Бабах и дело сделано. А затем в город приходит скромный человек из Аламута или Масиафа и объявляет, что теперь платить налоги не надо, и всё население находится под защитой пророка Ибн Саббаха. Для убийства политических деятелей рангом повыше всегда использовались одиночки. Задача которых была предельно проста – подобраться к жертве и убить её. Всё остальное не важно.

6. В августе 1096 года начались Крестовые походы. Конечно целью европейцев стало не "освобождения гроба Господнего". Это был всего лишь лозунг имевший своей целью прикрыть истинные причины – банальный грабёж (ведь в представлении вонючих, и необразованных крестоносцев, Восток был краем несметных богатств) и сокращение числа безземельных рыцарей, банды которых стали настоящим бедствием для Европейских государств. Бравые "ланселоты" не думали о Господе, они убивали, насиловали и растаскивали всё представляющее какую-либо ценность. Продолжалось это до того момента пока они не оказались на территории современной Сирии, где впервые и столкнулись с сектой ассасинов.

Оказалось, что тяжёлые доспехи не всегда могут защитить от смерти. Быстрые и юркие туземцы уничтожали громадных крестоносцев с завидной скоростью. Пока рыцари поняли серьёзность опасности, многие из них погибли от рук учеников Ибн Саббаха.

Но история удивительна и непредсказуема. Через несколько десятков лет непримиримые враги заключат союз против общего врага – талантливого полководца Салах ад-Дина покорившего половину Ближнего Востока и основавшего династию Айюбидов.

Правда союз этот будет недолговечный и принесёт больше проблем чем пользы. Так что уважаемые читатели ручаюсь, что противостояние тамплиеров и ассасинов реально имело место в истории. )

7. Ассасины были не прихотливы в быту и довольствовались малым. Они могли часами и днями выслеживать жертву не меняя положения, чтобы не спугнуть её. Долго обходиться без еды и воды. В этом им очень сильно помогали корешки пропитанные различными химическими составами из лаборатории Аламута. Им был не почём холод и жара. Чем то они даже напоминают японских ниндзя. Не правда ли? ) Само учение Ибн Саббаха учила аскетичности и презрению к роскоши и богатству. Именно за это их наставник не навидел сунитов. Минимум личных вещей, никакой роскоши, никаких привязанностей. Всё чего тебе так не хватало здесь, ты получишь сторицей в раю.

8. Ибн Саббах скончался естественным путём в 1124 (прожил кстати 73 года, почтенный возраст для его образа жизни). Что же он оставил после себя? Да уж оставил, и ещё как! В самом расцвете и могуществе на части территорий Ближнего Востока доминировала радикальная религиозная идеология, и тесно сплетенная сеть современных и хорошо защищённых горных крепостей, управлялись которые его фанатичными сторонниками готовыми расширять зону своего влияния всеми доступными им способами. Но сторонники эти постепенно отходят от учения Ибн Саббаха. Из средневековой коммуны государство хашишинов превращается в наследственную монархию. Здесь появляется своя феодальная знать, больше тяготеющая к суннитским вольностям, чем к шиитскому аскетизму. Она предпочитает общественный порядок, в котором богатство и комфорт не считаются грехом. В обществе ассасинов происходит раскол, богатые не понимают бедных, те же в свою очередь ненавидят богатых. По этой же причине желающих жертвовать собой из года в год находилось всё меньше. Организация теряла бойцов.

9. В В 1253 г. войска Хулагу, внука монгольского завоевателя Чингисхана, вторглись в районы Западной Персии. По своему обычаю они уничтожив всех сопротивляющихся и назначили здесь новую администрацию, для нормального функционирования вновь присоединённой к империи территории. Ассасины же, не разобравшись, традиционно уничтожили их. В 1254 г. монголы назначили новую администрацию, которая в свою очередь тоже была уничтожена сектантами. Этого монголы не смогли стерпеть. Из Сарая прибыло несколько монгольских полководцев, которые тщательно собрали информацию на ассасинов у местного населения.

Сделать это было нелегко (фанатики внушали страх и трепет), но у монголов был большой опыт. В 1256 г. войска монголов осадили крепость Аламут и после трёх суток непрерывных боёв взяли её. Монголы не знали, что ассасины непобедимы, а крепость их не преступна. ) В 1260 г. та же участь постигла Масиаф располагающийся в Сирии. Ассасины были объявлены вне закона, за их головы назначались баснословные награды. Большей частью они были уничтожены.

10. Но кто то же остался? Ассасины были вынуждены рассеяться по горам и уйти в глубокое подполье, они никогда больше не восстановили своего былого могущества. Но и по сей день исмаилитское движение продолжает существовать. В 18 веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма. Нынешний прямой потомок последнего «Старца Горы» — достопочтенный принц Ага-хан IV, в 1957 г. принял главенство над исмаилитами. И только руины рассыпающихся крепостей всё ещё напоминают об их могуществе.