Таты те же персы только в Азербайджане

Татов называют кавказскими персами из-за принадлежности к иранскому этносу. Народ относится к малочисленным, однако во многом удивляет уникальной культурой.

tati

Название

Самоназвание татов зависит от конкретного региона проживания. Сам этноним является тюркским. Его используют еще с периода Средневековья, причем применялся он сугубо для персов. «Тат» используется азербайджанцами и южными дагестанцами. Впрочем, уже вошли в обиход и другие названия татского населения.

Одним из распространенных терминов стал парси. Используют его для обозначения татов, являющихся выходцами из поселка Сураханы. Термин не только обозначает население, но и среднеперсидский язык.
Таты из поселка Лагич называют себя лохиджами. Появление термина связано с изоляцией, ведь лохиджи живут в горах, которые отрезаны от других поселений.
В Хызынском районе таты называют себя даглами, что обозначает принадлежность горной местности.

История

Заселение Кавказа персами началось еще при Ахеменидах. Этот этап завершился уже при правлении Сасанидов, построивших в Закавказье города и гарнизоны. Когда началось нашествие арабов, жители Кавказа подверглись влиянию исламизации. Формирование татов связывают с огузами, проникшими на Восточный Кавказ в 11 веке. Так стали называть земледельцев, ведущих оседлый образ жизни.

Язык

Таты разговаривают на татском языке, находящемся под серьезной угрозой исчезновения. Изучение татского проводится лингвистами с середины 20 столетия. Татский не имеет широкой распространенности, не утвержден официально и не преподается в школах. Таты пользуются азербайджанской латиницей для написания слов, а литературной основой служит азербайджанский. Татский называют мусульманско-татским, разделяют на шиитский и суннитский говоры. Важно учитывать разницу из-за мест проживания. Например, лохиджи говорят на своем диалекте. Также татский можно разделить на армяно-татский с заимствованием лексикона из армянского языка, формирование армяно-татского происходило с 15 века.

Жизнь

Таты — прирожденные земледельцы. Они занимаются этим непростым делом еще с давних времен, когда только начали вести оседлую жизнь в Закавказье. Помимо пашенного земледелия, распространено садоводство, разведение скота, выращивание овощей и пчеловодство. Основными выращиваемыми культурами являются:

  • кукуруза;
  • картофель;
  • пшеница;
  • ячмень;
  • рожь.

 Во многих поселениях выращивают виноград, причем в больших масштабах. Среди скота встречаются довольно экзотические животные, в том числе буйволы и верблюды.

Жилище

zhilishe

Дома, ставшие традиционными для татов, строятся из известняка. Реже используется речная галька. Крыша у таких домов плоская, имеет отверстие, предназначенное для дымохода, изготовленного из камня. Дымоход идет прямо от домашнего очага, как это принято у всех народов, ведущих оседлый образ жизни.

 В доме на верхнем этаже живут владельцы, первый этаж они используют для приготовления пищи и хранения вещей. В комнатах всегда делают ниши для хранения посуды и других предметов быта. Освещение используют естественное (свет проникает через специальное отверстие в потолке) и искусственное (лампада). Из мебели таты используют тюфяки, пол устилают коврами, если себе могут позволить, приобретают мягкую мебель. Помимо очага, для отопления помещения служит печь или жаровня, реже камин. Во дворе устраивают сад, веранду, отдельно строят конюшни и курятник.

Нация

В связи с национальными особенностями татов родилось много заблуждений. Их часто отождествляют с другими народами:

  • Горскими евреями.
  • Армянами.
  • Иранскими тати.

Вопросом о схожести горских евреев и татов занимался Ш. Анисимов в конце 19 столетия. Он считал, что горские евреи являются частью иранского племени, принявшего иудаизм и живущего в Закавказье. Его выводы поддерживали в Советском Союзе, чему способствовало влияние самих горских евреев, имеющих тесные связи с властью. Такой подход обусловлен был необходимостью защиты еврейского населения от притеснений.

Горские евреи стали сами называть себя татами, на что наглядно указывает перепись населения в 30-х годах. В дальнейшем это породило путаницу. В советской литературе татов и горских евреев не различали, причем такое положение касалось даже исследовательских трудов. Это привело к замене всего культурного слоя. Достижения горских евреев записывали как татские.

По диалекту и антропологическим признакам горские евреи и таты практически не имеют ничего общего. Отличия настолько велики, что современные исследователи сходятся во мнении, что это абсолютно два разных народа, имеющих разные религию, самосознание, быт и культуру.

Таты армяне фактически — это несуществующий народ, так как авторы, написавшие труды о данном этносе, совершенно не учитывали факт о самоидентификации армян, проживающих в Восточном Закавказье. В то время как некоторые ученые называли их армяно-татами и считали персами, принявшими христианство, сами армяне продолжали ассоциировать себя только с армянским народом. Иранские тати, проживающие на северо-западе Ирана, являются разными народами. Однако в самом Иране их часто путают и даже на официальном уровне записывают как один народ, в том числе при переписи населения.

Традиции

В традициях татов многое перекликается с азербайджанским традиционным укладом. Ярким тому примером служит чайная церемония. Как и у азербайджанцев, у татов принято заботиться о госте. Ему нужно предложить кушанье и чай. Чай подается до начала трапезы. Он необходим для начала беседы и создания непринужденной обстановки.

Существует несколько традиций, связанных с чайной церемонией. Во-первых, к нему добавляют корицу, гвоздику или имбирь. Особой роскошью считается розовое масло. Пить чай следует из стаканчиков, имеющих грушевидную форму — армудов. Стаканчик ставят в подстаканник, чтобы можно было не обжигать пальцы. Чай непременно должен быть горячим.

Сахар добавлять в напиток нельзя, так как он, по мнению татов, портит вкус чай. В качестве подсластителей используют варенье или сладости. Таты воспринимают чай настолько важным напитком, что все события в их жизни, имеющие сколь угодно малое значение, должны сопровождаться чаепитием. При этом как таковая церемония отсутствует, хотя таты воспринимают ее как ритуал. Бодрящий напиток принесут во время деловых переговоров, по случаю приема гостя, пускай даже на 5 минут — буквально по любому поводу. В чайхане таты пьют только чай. Азербайджанская чайная церемония в принципе предполагает только само чаепитие, но не трапезу, как это принято в Средней Азии. Чайхана предназначена только для мужчин, где им можно провести деловые переговоры, обсудить текущие новости, поиграть в нарды или провести дружескую беседу. Конечно, в подготовке к свадьбе чай тоже принимает непосредственное участие. Когда жених идет свататься, родители невесты кладут в стаканчик сахар, но если он будет лежать отдельно, значит, в просьбе руки и сердца отказано.

 Свадьба

zhenshina tati

Свадебные традиции вновь переняты у азербайджанцев. Однако у татов существуют некоторые особенности, например, при выкупе принято давать не только деньги, но и скот, тогда как у азербайджанцев в традиции дарение скота встречается довольно редко.

Одобрение до сих пор считается одним из самых важных моментов, предшествующих свадебной церемонии. Культ семьи татского народа очень силен, поэтому о роде невесты выясняют как можно больше. На смотрины обычно приходят все женщины по линии жениха. Они вправе не одобрить выбор жениха, отказав в даче гыза. Если же выбор оказался одобрен, начинают вести переговоры с родственниками невесты, результатом которых должно стать назначение дня сватовства.

Нередки случаи, когда случается несколько отказов. Поэтому на окончательное сватовство приходят самые важные и старшие родственники со стороны жениха. Делается это не просто для произведения впечатления — отказать важным людям, особенно пожилым, чрезвычайно трудно. Хотя родственники со стороны невесты тоже могут объявить отказ, что часто случается из-за недостаточного размера выкупа. Однако отказ уважаемым людям всегда бьет по престижу семьи.

Если у азербайджанцев отказывать еще принято хотя бы в соответствии с традицией, то таты стремятся как можно скорее посватать своих детей. Сватовство стремятся сделать счастливым днем. Для этого на стенку в доме невесты закрепляют в месте установки двери иглу. Считается, что игла отпугивает злых духов, которые цепляются к ногам сватов. Цель злых духов — помешать завершению важного дела, заставить пойти родственников невесты на отказ. Таты часто договариваются друг с другом о браке, но обряд сватовства все равно нужно проводить обязательно.

Обручение тоже является важным обрядом. Ему предшествуют чаепитие и трапеза. Жених угощает родственников невесты сладостями, причем сам этап обручения может быть довольно долгим. Сейчас у татов и азербайджанцев он может составлять несколько месяцев, а раньше требовал несколько лет, поскольку заранее к свадебному торжеству никто не готовился, а оно всегда было дорогостоящим удовольствием.

Регистрация, которую называют кибин, выполняется за 3–6 суток до самой свадьбы. На ней обязательно присутствуют свидетели со стороны жениха и невесты. В ходе кибина составляется брачный договор, где указывается сумма приданого. Эта сумма выплачивалась жене в тех случаях, если она становилась вдовой или разводилась с супругом.

Самым главным событием становилась сама свадьба. Еще в начале 30-х годов даже татские бедняки праздновали ее с размахом, приглашая в дом по несколько десятков гостей. Сначала дом готовят к празднику, украшают всевозможными способами. Обряд называется джехиз и нужен специально для того, чтобы обеспечить молодых всем необходимым. В подарок молодоженам заранее приносят мебель, посуду, предметы быта.

Ритуал помазания хны у татов несколько отличается от азербайджанского. Узоры, которые должны оберегать невесту, имеют несколько иной вид, встречаются спирали. Наносить хну на пальцы девушки должны только близкие родственники. Также существует иное название самого ритуала. Каждому участнику церемонии полагается угощение, ответственность за которое берут на себя родственники невесты. В ночь после совершения ритуала приезжает жених и забирает барашка или курицу, оставляя после себя деньги и подарки. Раньше жениху нужно было совершить кражу, но в конце 20 столетия этот обычай отменили во всем Азербайджане. На второй день свадьбы таты устраивают борьбу и танцы. По окончании торжества невеста уезжает вместе с караваном и женихом в его дом. Присутствует обычай избегания, которому предшествует неделя молчания: девушка не должна разговаривать со свекром и свекровью. Когда избегание заканчивается, родственники приходят к молодоженам и дарят подарки.

khna

Общая картина свадьбы татов и азербайджанцев совпадает, однако сейчас многие азербайджанцы отказываются от традиционных ритуалов. Невесты все чаще облачаются в белые платья, а женихи надевают костюмы. Таты же стараются оставаться приверженцами давних традиций, однако стоимость проведения традиционной азербайджанской свадьбы довольно велика, поэтому срок проведения сократился до одного дня.

Культура

Взаимодействие татов с другими народами повлияло на культуру, поэтому в ней четко прослеживается заимствование. Татские ковры и изделия ручной работы из ткани славятся далеко за пределами Азербайджана. Таты являются мастерами инкрустации металла, способны наносить изысканный орнамент. Самое главное достояние татской культуры — национальная поэзия. Наглядным примером выступают рубаи — четверостишия, которые стали популярны на всем Ближнем и Среднем Востоке. Рубаи являются лирическими стихами, в которых фигурируют философские размышления о мироздании. Другим популярным направлением в поэзии стали баиты, представляющие собой двустишия. Из баитов состоят рубаи и газели. Газель относится к строфе арабского стихосложения и является наиболее популярной в поэзии.

Фольклор

У татов несильно развито музыкальное искусство, однако они являются прекрасными рассказчиками.

Сказки рассказывают про людей, животных и волшебство. Каждая сказка преследует цель порадовать остроумностью и стать поучительной для читателя. Самый популярный сказочный персонаж — Джыртдан. Это маленький мальчишка, который предстает перед читателем довольно ленивым и хитрым пареньком. Он часто обманом заставляет других детей нести его на спине, но одновременно Джыртдан смекалистый и смелый. Если он встречает чудовище, он вмиг превращается в храброго героя, готового защитить других ребят.

dzhirtan

Сказка начинается так:

Что было, а чего и не было. Жила-была одна женщина. И был у нее единственный сыночек, такой маленький и худенький, что прозвали его Джыртдан, что значит — карлик.

 Как-то раз увидел Джыртдан, что соседские ребятишки собрались в лес за хворостом, прибежал к матери и говорит:
 
— Ай, мама, ребята в лес идут. Позволь и мне с ними пойти.

Позвала женщина ребят, каждому по ломтю хлеба с маслом дала и попросила:

— Вы уж, мальчики, поберегите моего Джыртдана, получше за ним присматривайте.

 Пошли дети в лес. Идут по дорожке, а Джыртдан вдруг повалился на землю и лежит.

Спрашивают его ребята:

— Ай, Джыртдан, чего же ты на земле лежишь, с нами в лес не идешь?

А Джыртдан отвечает:

— Моя мама велела вам беречь меня. Вот вы меня и несите.

Посадил один из мальчиков Джыртдана себе на спину и понес. Так и несли его ребята по очереди до самого леса.

 Пришли, стали собирать хворост. А Джыртдан сидит под деревом да вокруг поглядывает.

— Ай, Джыртдан, что же ты хворост не собираешь? — спрашивают его ребята.

А Джыртдан отвечает:

— Моя мама велела вам беречь меня, вот вы и для меня соберите.

 Собрали мальчики хворост и для Джыртдана. Стали в обратный путь собираться. Каждый свою вязанку себе на плечи взвалил. А Джыртдан с места не трогается.

Говорят ему ребята:

— Ай, Джыртдан, что же ты свой Хворост не берешь, домой не несешь?

А Джыртдан опять свое твердит:

— Велела вам моя мама беречь меня, вот вы и несите мою вязанку.

Нечего делать, взяли ребята и его вязанку. Пошли. Прошли немного, обернулись, видят — стоит Джыртдан на дороге и плачет.

 — Чего же ты плачешь? — спрашивают.

— Я устал, — всхлипывая, отвечает Джыртдан. — Моя мама вам хлеб с маслом дала и велела, чтобы вы…

— Так нельзя! — рассердились ребята. — К плохому ты, Джыртдан, приучаешься. А ну-ка, потрудись, сам иди!

Волей-неволей пришлось Джыртдану догонять товарищей. Долго шли они.

 Наступил вечер, стемнело, и дети сбились с дороги. С трудом выбрались они, наконец, из лесу, остановились на опушке и не знают — куда дальше идти. Слышат — где-то собака лает. Поглядели в другую сторону, заметили — вдали огонек мерцает.

— Пойдем на огонек! — предложил один из мальчиков.

— Нет, лучше направимся туда, где собака лает, — сказал другой. Спорят между собой, а решить не могут. Спрашивают, наконец, у Джыртдана:

— Ай, Джыртдан, скажи, куда нам идти. В ту сторону, где собака лает, или туда, где огонек светится?

 Отвечает Джыртдан:

— Если пойдем туда, где собака лает, так она нас и загрызть может. А на огонек пойдем — может быть дорогу домой найдем.

Пошли ребята на огонек и дошли до какого-то дома. А жил в нем огромный див — людоед. Увидел див детей, обрадовался, в дом их зовет, а сам думает: «Вот хорошо получилось. Ночью я их всех, по одному, съем». Див детей немножко покормил и спать уложил. Немного спустя захотелось диву съесть кого-нибудь из мальчиков, да не знает — заснули ли они. Спрашивает див:

— Кто спит, кто не спит?

 Джыртдан услышал дива, поднял голову и говорит:

— Все спят, только Джыртдан не спит.

— А почему же ты, Джыртдан, не спишь? — спрашивает его див.

— Потому что, — отвечает Джыртдан, — моя мама каждый вечер жарила яичницу, кормила меня, а потом спать укладывала.

Поднялся див, приготовил яичницу и покормил Джыртдана, чтобы тот поскорее уснул.

Прошло еще немного времени, и див снова спрашивает:

— Кто спит, кто не спит?

— Все спят, только Джыртдан не спит.

 Спрашивает див:

— Почему же ты не спишь, Джыртдан?

— Потому что меня мама каждую ночь водой поила, а воду с речки в решете приносила.

 Взял див решето и пошел к реке за водой. А Джыртдан тем временем разбудил товарищей: «Вставайте скорее. А то див нас всех съесть хочет. Бежим отсюда!»

 Ребята вскочили, выбрались из дома, бегом припустились к речке и тихонько перебрались на другой берег.

А див стоит у речки и сколько ни черпает воду решетом, а решето — все пустое.

 Устал див, решил уже домой вернуться, да вдруг заметил детей на другом берегу. Хочет див догнать детей, но не знает, как речку перейти. Стоит и кричит:

— Эй, ребята, как же вы речку перешли?

А Джыртдан отвечает:

— Найди мельничный жернов, надень на шею и бросайся в воду. Тогда переплывешь речку.

 Поверил див Джыртдану, быстренько разыскал жернов, надел себе на шею, полез в воду, захлебнулся и утонул.

А дети благополучно возвратились домой.

Татская проза неотрывно связана с легендами. В каждом предании есть много исторических фактов и событий, которые непременно заканчиваются поучительной концовкой. Некоторые легенды связаны с религией. Также есть немало легенд, которые подробно описывают повседневную жизнь. Самой популярной легендой среди татов считается история о пророке Сулеймане. Большой популярностью также пользуются сказания о девичьей башне.

Песни тоже рассказывают о жизни людей. Они разделяются на трудовые, исторические, юмористические и лирические. Песни часто исполняются одним артистом, во время хоровых песен голоса звучат в унисон.
Пословицы часто звучат в татском языке. В них отражается житейская мудрость, причем многие пословицы знакомы русскому человеку. Например: «Без труда меда не поешь». Некоторые из них буквально призывают человека к труду, указывая на то, что бог ему ничего просто так не даст. В пословицах указывается значимость дружеских отношений — друг может быть важнее дальнего родственника.
Не менее популярны загадки, как правило, ответом на каждую из них является некое природное явление или животное (насекомое).

Татские пословицы и поговорки

Авшу не переспоришь: он и отца убьёт, лишь бы клясться его могилой

Ашуг рад свадьбам, мулла - похоронам

Знает кто редко, где у него крепко

И тайно грешившая - явно рожает

Из-под дождя - да под жёлоб!

Летом - пахарь, зимой - нищий

Не знать всаднику думы пешего

Ногам путника не избежать заноз

Сто друзей - мало, один враг - много

У Авши и шёпот рождает эхо

Что с того, что у тополя голова к небу поднята, а у яблоньки никнет к земле; в её смущенье - радость плодородия, в его гордыне - бездумье пустоты

Шёпот Авши сильней, чем крик

Еда

bagulma

Разнообразие татской кухни связано с влиянием разных народов. Ее относят к кавказским, хотя явно прослеживается влияние азербайджанской кухни. Уникальными блюдами татской кухни являются:

  • холодец;
  • консервированная рыба;
  • буглама;
  • фаршированная рыба;
  • свадебный суп.

На последнем стоит остановиться, ведь речь идет о знаменитом ягни — супе, в котором есть алыча и курага. Кроме того, в ягни добавляют мясо, лук, прожаренный докрасна, горох и томатное пюре. Сочетание поистине необычное.

Буглама тоже заслуживает внимания хотя бы потому, что ее готовят из курицы в сочетании с луком и курагой. Буглама напоминает запеканку с несколькими слоями курицы, между которыми накладывают разную начинку.

Готовят бугламу только на пару, поэтому такое блюдо можно назвать диетическим. Даже тушеный лук готовится без использования масла.

Татский холодец называется хеледис. Особых отличий от привычного человеку из СНГ в нем сразу не прочувствовать. Хотя ингредиенты используются те же, но результат все равно особый — каждый, кто попробовал татский холодец, запомнит его вкус.

khelidis

Рецепт татского холодца (хеледис):

Состав:


1) Бараньи ножки – 1 кг.
2) Репчатый лук – 100 гр.
3) Чеснок – 100 гр.
4) Черный молотый перец
5) Соль

В принципе, приготовление холодца по-Татски не такое уж и сложное. Покупаем на рынке свежие бараньи ножки. Дома как следует их почистите, если необходимо поскоблите ножом и просмолите над огнем конфорки.

Промойте в кипятке, еще раз поскоблите ножом. Тщательно промойте под проточной холодной водой несколько раз

Берем подходящих размеров кастрюлю, нальем воды, которую слегка подсолим, и разогреем, но не доведем до кипения. В горячую воду опускаем подготовленные для холодца бараньи ножки. Ставим на большой огонь и быстро доводим до кипения

Пока закипает вода, мы с Вами очистим и промоем в холодной воде репчатый лук и морковь. Репчатый лук мелко нашинкуйте, а морковь нарезаем полосками

Во время варки ножек наверху кастрюли будут собираться пена и жир, обязательно удалите их, пена и жир придадут блюду неприятный запах и горечь. Следите за этим на протяжении всего приготовления

Вода закипела, мы делаем медленный огонь, за счет этого бульон получится очень насыщенным и лучше будет загустевать. В кипящий бульон также добавляем нашинкованный репчатый лук и морковь, нарезанную полосками. Варим, как уже сказали выше, на медленном огне, до полной готовности

Пока варится бульон, возьмите специальную ступку и растолките в ней весь чеснок

Мясо само отваливается от кости, а бульон стал густым и наваристым, можно начинать разделывать мясо, бульон пусть кипит на очень медленном огне. Мясо вынимаем из бульона и разделываем на мелкие кусочки, как для приготовления русского холодца

Подготовленное мясо опускаем в отдельную кастрюлю, а бульон, заправим толченым чесноком, поперчим и посолим по вкусу. Перемешайте все тщательно. Холодец по-Татски практически готов.

Берем тарелки, пиалы или другую посуду для холодца. На дно тарелок выкладываем подготовленное мясо, сверху заливаем густым, наваристым, приятно пахнущим чесночком и специями, бульоном. В середину холодца положите разрезанные пополам вареные яйца. Ставим в холодное место для застывания. К холодцу по-Татски (Хеледис) подают, как и в русской кухне, горчицу, хрен, а также уникальные и неповторимые соусы Кавказской кухни

Плов у татов занимает особое место. Существует более 10 вариантов приготовления этого блюда. В плов могут добавлять баранину с кислыми фруктами, тыкву и каштаны, обжаренную курицу или фаршированного цыпленка, орехи, корицу и фрукты, а также многие другие сочетания. Самым необычным в понимании европейца является шах-плов — большой пирог, начиненный длиннозерным рисом с черносливом и изюмом.

Фаршированную рыбу таты называют жаги. Чтобы ее приготовить, нужно предварительно снять кожу, а мякоть пропустить через мясорубку. Фарш обязательно варят, к нему добавляют перемолотые сухари, зелень, сельдерей, куриные яйца. Готовят жаги вместе с костями рыбы, которые укладывают на дне кастрюли. Сверху кладут очищенную кожу и рыбью голову, начиненную фаршем. Затем все блюдо заливают кипятком и добавляют в него томатное пюре. Все это великолепие варят и подают с зеленью.

Религия

Зороастризм

До сих пор сохранилась вера с зороастризм, нацеленный на совершение благих деяний. Основная часть остается мусульманами.

Жизнь

Сейчас среди татов осталось не много жителей горных деревень. Большинство перебралось в города, так как там можно найти хорошо оплачиваемую работу. Немало татского населения занято в промышленности. Несмотря на то, что есть консерваторы, стремящиеся приобщить молодежь к исключительно татской культуре, большинство молодых людей все чаще отождествляет себя с азербайджанцами. Исключительными татов делают только отдельные культурные особенности, в остальном они остаются частью азербайджанского народа.

P.S. 

во время переписи 1979 г. свыше 20 тыс. горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте «тат», во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее всего, свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта.

В результате такого своеобразного решения «горско-еврейского», а заодно и «татского» вопросов статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы «горский еврей» и «тат» перепутаны.

Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта, причем пишущие на этом языке называли себя татскими, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейски-ми писателями.

Сам по себе этноним «таты» впервые появился в VIII в. Таты — не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и, шире, всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним «таты» встречался на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время, кроме Восточного Кавказа, он используется для именования ираноязычного населения Южного (Иранского) Азербайджана. Слово «тат» также отчетливо слышится в этнониме «таджик», обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается Восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи, причем в этих регионах они сильно тюркизированы, и в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана (район Кубы), где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность.

Для тюрков термин «таты» обычно имел негативную коннотацию. Как писал Б. В. Миллер, с точки зрения тюрков:сами таты индифферентно относятся к своей национальности <...> считая наименование «тат» <...> малопочтенным (*3).

Впрочем, сам Б. В. Миллер замечает далее: никакого презрительного отношения к своему языку <...> я у татов не усмотрел (*4).

Характерно, что и в настоящее время, несмотря на активную политику отуречивания татов, многие таты, особенно в горных районах, где они в большей степени сохранили свою самобытность, недовольны тем, что в паспортах они записаны азербайджанцами, лишены возможности сохранять язык, культуру и т. п.

Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах других народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Таты и горские евреи проживают в одном регионе, но мне не известно ни одно поселение (не считая больших городов типа Баку или Махачкалы), в котором бы они жили совместно.

До революции все авторы, писавшие о горских евреях, четко отличали их от татов-мусульман. Впервые идею «единого татского народа» сформулировал в 1928 г. Б. В. Миллер в своей работе «Таты, ихрасселение и говоры». В то же время в этой работе сам Б. В. Миллер, говоря о «так называемых» горских евреях, вынужден отметить, что: еврейская группа татов <термин Б. В. Миллера>, единственная сознающая свою национальную обособленность от азербайджанцев (правда, пока, по религиозному признаку) (*5).

Он же, посвящая в этой своей небольшой монографии отдельную главу горским евреям, пишет в ней так:

Еврейско-татская группа единственная, себя национально выделившая из остальной массы татоязычного населения и положившая начало своей письменности на этом языке. <...> Между тем таты-мусульмане, как мы видели, до революции не выделяли себя из общей массы закавказских мусульман, а после революции проявляют тенденцию выдавать себя за тюрков (*6).

Идея, намеченная Б. В. Миллером, была подхвачена не только советским официозом,.но и частью горско-еврейской интеллигенции. Удивительно, но даже в наше время появляются публикации типа изобилующей фактическими неточностями книжки Б. Ш. Нувахова «Таты России», в которой можно прочесть, что «горские евреи по своим антропологическим характеристикам не имеют ничего общего с древними евреями (?!)», что надуманно причислять «татов-иудаистов к еврейской нации лишь на основании их приверженности к иудейской религии», что все разговоры о «так называемых» горских евреях являются результатом сионистской пропаганды и т. п. Полемизировать по существу тут незачем, но не очень понятно, что заставляет писать до сих пор такие книги «в защиту» горских евреев и одновременно не замечать Гсписках не значащийся» и потому исчезающий реальный этнос, то есть татов-мусульман.

*1. Современная численность татского населения в Азербайджане неизвестна, так как в паспортах таты записаны азербайджанцами и не учитываются при переписях. Тем не менее, можно утверждать, что это число весьма велико, так как еще в начале XX в. численность татов-мусульман в одной только Бакинской губернии составляла 125 тыс. человек.
*2. В Дагестане таты-мусульмане живут только в шести небольших деревнях около Дербента. В середине 1920-х гг. численность татов в Дагестане не превышала 4 тыс. человек.
*3. Б. Миллер, 1929. С. 3.
*4. Б. Миллер, 1929. С. 5.
*5. Б. Миллер, 1929. С. 3.
*6. Б. Миллер, 1929. С. 18.

Последнее утверждение, как уже было сказано, по нашим наблюдениям скорее справедливо для татов Апшерона, но не для татов-горцев.