Когда возник Азербайджан?
Одну из наиболее интересных, с точки зрения истории, дорогу прошел современный Азербайджан. Эта страна, раскинувшаяся в Закавказье, на западном берегу Каспийского моря, является ярким представителем нашей планеты - кипучей, находящейся всегда в движении и постоянно изменяющейся.
Для полного понимания стоит сделать оговорку - Азербайджан это лишь страна, в которой живут азербайджанцы. Но сам азербайджанский народ не ограничивается только самим Азербайджаном. Помимо отдельной страны, азербайджанцы живут внутри своего южного соседа - Ирана. Западные области Ирана так и носят названия "Иранский Азербайджан". Есть азербайджанцы и в современной Армении (впрочем, как и наоборот), но это более тонкая материя.
Для простоты некоторое время в тексте я буду называть "Азербайджаном" именно все земли - современную республику "Азербайджан" и провинции Ирана. А вы имейте в виду, что в статье это слово - не страна, а территория, на которой сейчас проживает азербайджанский народ.
У историков есть отрывочные и неточные сведения о древнейшем государстве Манна на землях Азербайджана, существовавшем неподалеку от озера Урмия. Свидетельства о самом государстве черпаются только из ассирийских и урартских надписей о победах над этой страной.
В далекой древности земли современного Азербайджана принадлежали империи Мидийцев. Мидия - огромное государственное образование, существовавшее рядом с Древним Вавилоном, и охватывавшее земли современных Ирана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Казахстана,(частично), Ирака (частично), Азербайджана, Армении и Турции (частично, в Азии). Мидийцы - это ираноязычные племена, пришедшие из Средней Азии и завоевавшие древнее население Персии и Ассирии. Азербайджан в то время населяло немногочисленное уже автохронное население, остатки урартских племен и, собственно, мидийские племена.
История не сохранила названий, которые давали мидийцы землям в Азербайджане. В ходе борьбы за власть и землю мидийцы, в итоге, пали под ударами персов. Землями Азербайджана овладела Ахеменидская Персия. Надо сказать, что в тот период времени население этих земель себя отдельной нацией не ощущало и вполне допускало себя, как одно из племен персов. После персидского завоевания население этих земель окончательно иранизировалось и отождествляло себя с культурой и религией Ахеменидского государства, при этом подавляющая часть населения разговаривала и на персидском, и на среднемидийском.
Так что впервые термин, как-то выделяющий эту землю из других владений - встречается уже после распада империи Александра Македонского, овладевшего Азербайжданом в числе прочих земель ахеменидов. Последний сатрап (управитель провинции в Македонской Империи) Мидии, Атропат сумел провозгласить себя царем на северных землях своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия. Государство получило название "Малая Мидия" или "Мидия Атропатена". С течением времени слово "Мидия" отпало по ненадобности.
Страна Атропатена большую часть времени своего существования включала в себя Иранский Азербайджан и южную часть современного Азербайджана. Однако, жили на этих местах эллинизированные персы-зороастрийцы. В максимальном своем виде Атропатена владела Кавказской Албанией, Великой Арменией (большей частью) и и даже частью Иберии. Однако долго удержаться на этих землях не получалось - у армян активно шёл процесс построения собственного государства, близился час триумфа Тиграна II, да и другие соперники набирали силу.
Примечателен язык, на котором говорили в этой земле. Атропатена преимущественно использовала среднемидийский диалект - азери, практически вымерший к нашему времени, однако в ходу был и персидский, а в северо-восточных регионах свободно понимали и говорили на армянском языке.
Армянский царь Тигран II завоевал Атропатену и включил ее в состав своих владений. Однако, уже вскоре, земли Атропатены освободились от ослабевшего владычества армян, чтобы затем вновь стать частью одного государства.
Период от поражения Тиграна II до становления империи Сасанидов (Персии) Атропатена находится в своеобразной симбиотической борьбе с Арменией. Не имея сил одолеть внешнего политического титана - Рим, то Атропатена, то Армения смирялись с требованиями из Вечного города и объединялись под одной короной. Чтобы потом с войнами разделиться обратно.
Сасаниды завоевали Атропатену в самом начале развития своей державы и считали ее важной частью страны. На территории Атропатены было одно из трех главных святилищ зороастризма - Адур-Гушнасп.
Примерно к этому времени относится лингвистическая транформация названия. Персы называли эту землю Ātur-patkān буквально значит «Владение Атурпата».
Империя Сасанидов, грозное и могучее государство быстро пришло к упадку и было завоевано мусульманами. В исламскую эпоху это название трансформировалось в практически современное «Адарбадган», т.е. Азербайджан.
Однако мы пока говорим о топониме. У персов суффикс "-kān" относился исключительно к топонимам. Арабы, завоевав эти земли, продолжили называть их топонимом, известным персам, лишь немного исказив для удобства произношения.
Прежде чем мы пойдем дальше - стоит немного сказать о том, что Кавказская Албания, располагавшаяся на месте северных земель современной республики Азербайджан имела немного отличный от Атропатены путь. Албания в древности была зависимой от Мидии, но не подчинилась ей окончательно. Потом входила в государство Александра Македонского, как вассал. После образования Великой Армении - подчинилась ее воле и долгое время попеременно то входила в состав Армении, то выходила из нее с боями. Наконец, Сасанидам удается добиться вассальной присяги, а потом, ненадолго - подчинить себе Албанию. Однако незадолго до вторжения арабов в Иран государство Кавказкая Албания освобождается от Сасанидов. И уже арабы покоряли Албанию, как независимую страну.
Все это важно потому, что жители Кавказской Албании куда менее подверглись иранизации, чем жители Атропатены. Зато в этой земле имело влияние прочих древних народов Кавказа, например, лезгинов. В некоторых районах Албании на древнем албанском языке разговаривали вплоть до Х века. Однако, основным верованием в Албании был персидский зороастризм. В период вхождения Албании в состав Великой Армении - в этих землях развивалась эллинская культура. А с приходом арабов в регионе стремительно распространяется ислам.
Арабы же окончательно объединили два этих региона в один - провинцию Адарбадган. Некоторое время в состав этой провинции входили и земли восточной Армении, пока армянские багратиды не отбили их обратно.
Внимательный читатель спросит меня: а где, собственно, народ, который населяет Азербайджан земли сейчас?
Ключом к формированию современного азербайджанского народа стали тюрки. Уже после арабского завоевания началось движение народов из Азии и в Иран хлынули тюркоязычные племена с востока. После распада халифата Азербайджан вошел в состав Империи Сельджукидов - тюркского исламского государства. А когда империя ослабла - Азербайджан стал ядром государства Ильдегизидов - тоже тюркской исламской династии.
Это была эпоха расцвета средневековой культуры. Активно развивалось зодчество, на этом отрезке Великого Шелкового пути активно росли огромные города. Развивались науки и искусство.
Например, именно в этот период в азербайджанском городе Гянджа жил и творил поэт Низами Гянджеви.
Однако, тут важно другое. Низами писал на персидском языке (кстати, советую, прекрасные стихи, главное - разыщите старое советское издание с красивым оформлением, предисловием, глоссарием и иллюстрациями). И явно ассоциировал себя с персами (что отлично видно хотя бы по его поэме "Хосров и Ширин" о закате Сасанидов).
В ходу у народов Азербайждана в то время два языка - и персидский, и тюркский. Первый довольно быстро теряет позиции, а второй - наоборот.
Так все же, где современные азербайджанцы?
Тюркоязычные племена кочевали волнами. Первые волны принесли сельджукидов в XI-XIII веках. Их государство рухнуло под натиском монголов, приведших с собой бесчисленные кочевые племена азиатских степей. Тюркские народы и стали тем катализатором, слившись с которым иранизированное население Азербайджана обрело новую идентичность. Во-первых, тюрки принесли с собой новый, тюркский язык. Во-вторых, эпоха могучих держав, скрепляющих собой оба горизонта, прошла. Средневековье - эпоха феодальной кластеризации и она не обошла стороной и Азербайджан. После государства Ильдегизидов на этой земле возникнет сначала государство Хулаидов - обломок монгольской империи. А потом эти земли перейдут под контроль двух конфедеративных государств кочевников - Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. На месте, под единым ковром конфедерации, возникнет множество мелких ханств. Что их будет объединять, кроме общей, уже забытой, истории, общего непрочного руководства и языка?
Культура и вера.
Потому в эту эпоху жители Азербайджана ассоциируют себя с местностью "я шемахандец", "я из Гянджи" и так далее. С принадлежностью к ханству. Но единым для всех этих людей остается вера и язык и они говорят о себе "турок" или "тюрок" подразумевая набор понятий - живет в этих местах, говорит на "родном туркском (тюркском)" и верит в Пророка.
Новый и самый важный период в истории Азербайджана начинается с установления Империи Сефевидов в первой половине XVI века. Это государство зародилось в Азербайджане, представляло из себя азербайджано-иранское объединение шиитов, занимавшееся созданием прочной и сильной державы. Сефевиды быстро завоевали весь Иран и фокус сместился с "азербайджано-иранская" на "иранская" империя. Однако, и это важно, язык азербайджанцев оставался в ходу и при дворе и, самое главное, в армии Сефевидов.
Самым главным в этом событии было то, что азербайджанский народ впервые выступил на исторической арене не в роли населения передаваемой земли, а в роли полноценных владетелей своих земель. Азербайджанский народ сформировался в том виде, в котором он развивается и живет сейчас.
Дальнейшая история Азербайджана - это история пограничных земель между двумя огромными империями - Османской и Сефевидской. Земли переходят из рук в руки вплоть до падения Сефевидов в 1736м. Новая династия Афшаридов на некоторое время закрепляет земли Азербайджана за собой, но уже в 1750 году государство распадается и земли Азербайджана вновь превращаются в пестрый ковер из ханств.
Новая иранская династия Каджаров успевает присоединить Иранский Азербайджан в свою империю, что же касается земель нынешней республики - тамошние мелкие ханства в итоге подпадают под влияние России и потихоньку входят в ее орбиту, к 1828 году - и в состав Империи.
Формально до 1918 года у азербайджанцев не было своего государства - в древности, когда державы были у грузин и армян, народ Азербайджана еще ассоциировал себя с персами, а после формирования самостоятельного этноса азербайджанцы все время оказывались на вторых ролях у иранцев.
Впервые национальное государство азербайджанского народа было провозглашено в мае 1918 года - Азербайджанская Демократическая республика. В ее состав входила Елисаветпольская губерния, Бакинская губерния и Закатальский округ. А вот Карабах признавать АДР не стал и строил свое, автономное армянское государство. Противостояние АДР и Карабаха продолжалось вплоть до прихода в регион советской власти. Впрочем, АДР, как и многие буржуазные протогосударства, провозглашенные на территории бывшей Российской Империи, была нежизнеспособна.
А потому 28 апреля 1920 года была создана Азербайджанская ССР, прямой правоприемницей которой и является современная республика Азербайджан.