Ассасины - другие версии
Эта секта, одна из самых страшных, была основана в 1090 г человеком огромной культуры, преданному поэзии, глубоко заинтересованому в последних достижениях науки. Хасан ибн аль-Саббах родился около 1048 года в городе Рей, недалеко от места, где расположен город Тегеран. Был ли он действительно, как гласит легенда, неотделимым спутником молодого поэта Омара Хайяма, сам преданный математики и астрономии? Это не известно. С другой стороны, обстоятельства, которые привели этого гениального человека к организации этой секты известны в подробностях.
На момент рождения Хасана шиитская доктрина, которой он придерживался, была доминирующей в мусульманской Азии. Сирия принадлежала Фатимидам Египта. Сельджуки, приверженцы суннитской ортодоксии, взяли под свой всю ближневосточную Азию. Хасан, который вырос в среде религиозных персов, был возмущен таким положением дел. К 1071 он решил обосноваться в Египте, последнем оплоте шиизма. Но то, что он обнаружил на земле Нила, едва ли стала причиной восторга. Правление фатимида халифа аль-Мустансира, было марионеточным "соперником Аббасидов". Он больше не смел даже покинуть свой дворец без разрешения своего армянского визиря, Бадр аль-Джамали, отца и предшественника аль-Афдала. В Каире Хасан встречался со многими религиозными фундаменталистами, которые разделяли его взгляды и стремились, как и он, реформировать шиитский халифат и отомстить сельджуком.
Движение оформилось во главе с Низаром, старшим сыном халифа. Наследник был благочестивый, смелый и не хотел исполнять роль марионетки в руках некоторых визирей. Когда его престарелый отец умер, он хотел видеть преемника в лице Хасана и его друзей, чтобы те открыли новый золотой век для шиитов. Был подготовлен подробный план, в котором Хасан был главным архитектором. Персидские боевики вернутся в сердце империи сельджуков, чтобы проложить путь для завоевания.
Хасан превзошел все самые смелые мечты, но методы сильно отличались от тех, которые были в воображении добродетельного Низара. В 1090 он взял крепость Аламут врасплох. Бастион, "Гнездо орла", находилась в практически недоступной области горы Албруз на берегу Каспийского моря. Когда-то он командовал этим неприкосновенным святилищем. Хасан приступил к созданию политико-религиозной организации, эффективность и дух дисциплины которой будут непревзойденным в истории человечества.
Все члены организации, от новичков до офицеров, были поделены соответственно их уровню знаний, надежности и мужества. Они прошли интенсивные курсы идеологической обработки, а также физическую подготовку. Любимая техника Хасана для посева страха среди врагов было убийство. Членов секты отправляли на задание индивидуально - или, реже, в небольшими группами по два-три. Как правило, они маскировались под продавцов или аскетов и перемещались по городу, где должны были совершить преступление, знакомились с привычками своих жертв. Затем, когда их план был готов, они наносили удар. Чаще они предпочитали проводить свои акции в толпах зевак или в сборищах людей. Именно по этой причине предпочтительным местом была мечеть, любимый день пятница, как правило, в полдень. Для Хасана убийство было не только способ уничтожения врага, но несло двойной урок для общественности: во-первых, наказание жертвы, и, во-вторых, героическая жертва палача, которого называли Фида (множественное число: фидаин или федаинов), или "Террористы смертники", потому что он почти всегда был готов умереть на месте.
Безмятежность, с которой члены секты принимали их собственную смерть, привело к мнению, что все они были одурманены наркотиком гашишем, и именно поэтому они были названы hashashûn или hashîshîn, слово, которое было искажено в "Assassin" и вскоре включено во многие языки как нарицательное. Гипотеза правдоподобна, но, как и все остальное было с этой сектой, трудно отделить легенды от реальности. А Хасан поощрял у приверженцев потребление наркотиков, оправдывая это тем, чтобы быть в раю на короткое время.
В самом деле, его успех был ошеломляющим. Первое убийство было совершенно в 1092, через два года после того как секта была основана, и было эпическим само по себе. Сельджуки были в апогее своей власти. Столпом их империи, человеком, который более тридцати лет создавал государство, являлся архитектором возрождения суннитской власти и борьбы против шиизма, был старый визирь Низам аль-Мульк. Он и стал жертвой ассасинов. После этой акции Ибн аль-Асир писал: государство распалось. В самом деле, сельджуков империя так и не оправилась и не смогла сохранить единство. "Миссия выполнена", Хасан вполне мог сказать своим товарищам в Египте. Теперь Фатимидам открыта дорога для завоевания. В Каире, однако, поднялось восстание. Аль-Афдал, который унаследовал визирьиат от своего отца в 1094 году, беспощадно разгромили солдат Низара, который сам был похоронен заживо.
Хасан же оказался в непредвиденной ситуации. Он не отказался от своей цели возрождения халифата шиитов, но он знал, что это займет время. Поэтому изменил свою стратегию. Продолжая подрывать официальную власть ислама и его религиозных и политических кругов, он также пытался найти место, где он может создать автономную вотчину. Его не оставляла мысль о том, какая страна предлагает лучшие перспективы для такого проекта. Хасан послал персидского проповедника в Сирию, который обосновались в Алеппо и сумел завоевать доверие Ридвана (короля Алеппо). Приверженцы начали сходиться в городе, чтобы проповедовать свое учение, и формировать ячейки. Чтобы сохранить дружбу сельджуков, они согласились оказывать им некоторые мелкие услуги, в частности, убийства некоторых политических оппонентов. После смерти проповедника в 1103 году, в секту немедленно был отправлен новый советник, Абу Тахир, золотых дел мастер. Его влияние в скором времени станет более подавляющим, чем у его предшественника.
Хасан ибн аль-Саббах умер в своей крепости Аламут в 1142 г. Но, несмотря на это, было резкое обострение деятельности ассасинов. Никто не смел критиковать ассасинов публично, ни эмир, ни визири, ни султан.