Насколько таджикская элита была готова к независимости?
К чему в итоге это привело?
Двадцать лет тому назад под музыку "Лебединого озера", в ночь с 18 на 19 августа в Москве начался переворот, который впоследствии получил название ГКЧП.
ГКЧП расшифровывается как Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССР. Его создали в ночь с 18 на 19 августа 1991 года, для того чтобы отстранить президента СССР М. С. Горбачева от власти и предотвратить распад Советского Союза.
В ГКЧП вошли ряд высокопоставленных руководителей советского государства и КПСС Однако попытка переворота провалилась, во многом благодаря усилиям руководства Российской Федерации.
В дни ГКЧП власти Таджикистана заняли выжидательную позицию. Однако по ряду признаков, можно сделать однозначный вывод, что большинство руководителей Таджикистана сочувствовали ГКЧП. Таджикским руководителям были симпатичны попытки ГКЧП реанимировать Союз, и большинство из них даже не мыслили о самостоятельном государстве.
Сходные настроения были и в обществе. Всего за пять месяцев до ГКЧП, в марте 1991 года подавляющее большинство граждан Таджикистана на референдуме высказалось в пользу сохранения Союза.
ЦИФРЫ
Всесоюзный референдум о сохранении СССР
17 марта 1991 года
"Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?"
Всего голосов - 148 574 606 (100%)
Явка - 80.03%
Электорат -185 647 355
"Да" сказали - человек - 113 512 812 (77.85%).
"Нет" сказали - человек - 32 303 977, (22.15%).
Таджикская ССР :
Число граждан, включенных в списки для голосования - 2.549.096
Число граждан, принявших участие в голосовании - 2.407.552 (94,4%)
Число граждан, ответивших "Да" - 2.315.755 (96,2%)
Число граждан, ответивших "Нет" - 75.300 (3,1%)
Число бюллетеней, признанных недействительными - 16.497 (0,7%)
ЦИТАТЫ
Заявление президента Таджикской ССР К. М. Махкамова накануне референдума:
"Считаю своим долгом обратиться к вам с заявлением о предстоящем референдуме, призванном дать ответ на вопрос – быть или не быть нашему обновленному союзу.
Насущная необходимость нового Союзного договора диктуется самой нашей жизнью, всей нашей историей. Для каждого непредвзято мыслящего человека, знающего прошлое и настоящее таджикского народа, совершенно ясно, что именно в Союзе Советских Социалистических Республик наш народ обрел свободу, возродил свою государственность…
… Декларация о государственном суверенитете Таджикской ССР, принятая Верховным Советом Республики, твердо нацеливает нас на укрепление самостоятельности республики, строительство демократического правового государства в составе обновленной федерации, для чего считаем чрезвычайно важным незамедлительное подписание нового Союзного договора.
Главный мотив поддержки нового Союзного договора состоит в том, что, по нашему глубокому убеждению, он отвечает коренным интересам всех республик и народов, только этот акт дает реальные шансы на выход из кризисного состояния, обеспечивает социальную защиту населения в жестких условиях рыночной экономики.
Нельзя забывать, что мы находимся у крайней черты, за которой может последовать развал великого Советского государства, крах экономики с непредсказуемыми катастрофическими последствиями для подавляющей массы населения страны.
Выступая за обновленный Союз, обращаясь к разуму и здравому смыслу, еще раз заявляю, - медлить нельзя.
Нельзя не видеть, что всякие предпринимаемые сейчас попытки, в том числе вчерашнее выступление председателя Верховного Совета РСФСР, топить в дискуссиях вопросы, вынесенные на общесоюзный референдум, преследуют цели антинародные.
В связи с этой критической ситуацией полагаю необходимым принять обращение к Верховным Советам республик Союза ССР".
"Коммунист Таджикистана", от 21 февраля 1991 года
Секретарь ЦК компартии Таджикистана Шоди Шабдолов:
"Надо сделать все, чтобы не дать разрушить историческую память народа. Это особенно важно в преддверии референдума и заключения нового Союзного договора.
Есть критика коммунистов, коммунизма и антикоммунизм. Их надо отличать друг от друга. Антикоммунизм не признает рациональную, конструктивную дискуссию или обсуждение. Он направлен на разрушение основ нашего государства. Выступать против антикоммунизма – важнейшая задача обществоведов.
Ни одно уважающее себя государство мира не допускает открытую деструктивную деятельность, направленную на разрушение его основ.
А одной из основ советского государства является понимание народом ценности нашего Союза".
"Коммунист Таджикистана" от 20 февраля 1991 года
"Не изменять здравому смыслу"
…Народный депутат Таджикской ССР С. Тураев (будущий кандидат в президенты РТ. – Прим. ред.):
- Я решительно выступаю за сохранение Союза. Если сейчас взять и размахом порушить все экономические связи, мы придем к полному развалу и хаосу. Причем, считаю, в первую очередь, надо укреплять так называемые горизонтальные связи...
"Вечерний Душанбе" от 27 февраля 1991г.
Первый секретарь Хорогского горкома партии Таджикистана Козидавлат Коимдодов:
"Необходимо определиться в отношении к религии. Сегодня становится очевидной политизация религиозных обществ, часть духовенства в республике открыто призывает к борьбе с коммунистами, к ликвидации Советской власти. К сожалению, в этом им способствуют и некоторые средства массовой информации".
"Коммунист Таджикистана" от 5 марта 1991 года.
Источник: Азиа-Плюс
Антисоветские выступления в Таджикистане
Антисоветские выступления в Таджикистане глазами Валерия Щеколдина В отделении Таджикистана от СССР важную роль сыграли религиозные и клановые распри. Обретение независимости стало для республики прологом к гражданской войне.
Фотографии Валерия Щеколдина
Валерий Щеколдин родился в 1946 году. Представитель "золотого поколения" фотографов - критических документалистов позднесоветского периода. Лауреат премии "Пресс Фото России" за 1996 год, дважды лауреат премии Клуба фоторедакторов Германии, обладатель премии за гуманистическое отношение к фотографии немецкого Института гуманитарных исследований. "Дни затмения" публикуют его фотографии волнений в Душанбе в 1991 году.
После неудачи путча в Москве СССР стал стремительно разваливаться. В Средней Азии и кое-где на Кавказе это происходило по одному и тому же сценарию. На площадь перед правительственным зданием в автобусах свозили крестьян, которые имитировали политическую забастовку. Для них ставили палатки и полевые кухни. "Забастовщики" вместе с женами и детьми проводили на площади круглые сутки. Их бесплатно кормили и, кроме того, платили за каждые проведенные сутки по 50 рублей, в то время как на хлопке они зарабатывали в среднем по 40 рублей в месяц. Обычно такое "сидение" продолжалось не более двух недель - больше коммунистические власти выдержать не могли и уходили в отставку. В начале сентября такую картину я наблюдал в Чечне, а где-то в середине месяца - в Таджикистане.
Снимать такие спектакли было легко, но противно. Побродив среди сидящих забастовщиков, поснимав их лозунги и, по мере возможности, выразительные портреты, я поехал посмотреть, как живут те, которые не бастуют. Я побывал в колхозе, школе, детском саду. Я сфотографировал чудовищную очередь за хлопковым маслом, которое является основным продуктом питания небогатых жителей. Командировка была очень короткой, так что я мало что успел: что делать, таков был ритм моей газеты. В то время на то, чтобы достать билеты на самолет, у меня уходило гораздо больше и сил и нервов, чем на основную работу - на съемку.
Валерий Щеколдин
специально для "Лента.ру"
Исламисты против. Как ушел Таджикистан
В Таджикистане противостояние между коммунистами во власти и оппозицией, возникшей на волне перестройки, было усилено несколькими факторами. Во-первых, накопилось раздражение тем, что в советские годы руководство местной Компартии традиционно составляли выходцы из Ленинабадской области. Во-вторых, усилилось влияние исламских радикалов.
Возглавивший республику (в должности первого секретаря ЦК компартии) в начале перестройки Кахар Махкамов, как и его предшественник Рахмон Набиев, был уроженцем Ленинабадской области. И тот, и другой в разное время руководили Советом министров Таджикистана.
Перестройка, однако, способствовала изменению ситуации. Представители других регионов стали претендовать на власть, выступая в рядах оппозиции. Как результат, национально-демократическое (а также национально-религиозное) движение действовало в плоскости регионального противостояния. Так, движение "Растохез" ("Возрождение"), созданное в 1989 году и выступавшее под лозунгами демократизации и достижения суверенитета Таджикистана, требовало, помимо прочего, прекратить "засилье ленинабадцев" во власти. В целом по республике роль региональных лидеров возрастала – на фоне ослабления республиканской власти и снижения ее авторитета.
Рахмон Набиев. Фотография Валерия Щеколдина.
К началу 1990-х годов раскол по региональному (точнее, религиозно-региональному) признаку оформился окончательно. На одной стороне оказались представители Ленинабадской и Кулябской областей, а также Гиссарской долины. Им противостояли исламисты, пользовавшиеся поддержкой жителей Гармской долины и Горного Бадахшана.
Похожие процессы шли и в некоторых других советских республиках (к примеру, борьба за влияние между "северянами" и "южанами" в Киргизии). Однако до масштабного противостояния после распада СССР дело там не дошло. Определенную роль сыграла позиция нового руководства республик, которое, действуя зачастую довольно жесткими методами, нейтрализовало радикально настроенные оппозиционные силы.
В Таджикистане власти в начале 1990-х годов тоже попытались разобраться с оппозицией, однако, не оценив соотношения сил, лишь способствовали обострению обстановки. События конца 1980-х – начала 1990-х в итоге стали прологом гражданской войны.
Сценарий, по которому развивались события в Таджикистане, в значительной степени определялся ростом влияния ислама. Следовало ожидать, что оппозиция – по крайней мере, ее часть – попытается использовать это влияние в политических целях. Однако этим дело не ограничилось. Постепенно исламисты заняли в рядах оппозиционеров доминирующее положение.
В Таджикистане, как и в других среднеазиатских республиках во времена СССР, ислам как вера, которой придерживалась значительная часть населения (вопреки официальной идеологии, ориентировавшей граждан на атеизм), продолжал существовать. Официально разрешенных мечетей и молельных домов было немного, гораздо больше было тех, что действовали подпольно.
Толчок к открытому распространению ислама был дан в конце 1990 года. В республике тогда был принят закон "О свободе совести и религиозных организациях", разрешивший свободное исполнение религиозных обрядов. Одним из следствий стало восстановление старых мечетей и строительство новых. Только за 1991 год в Таджикистане было зарегистрировано более 120 соборных мечетей, открыто более 10 медресе.
Митинг у памятника В.И. Ленину во время событий 10-17 февраля 1990 года. Фотография Ратушенко / РИА Новости
Осенью 1991 года в Таджикистане была официально создана Исламская партия возрождения. В своей программе, утвержденной на съезде в октябре, она резко критиковала "безбожную" коммунистическую систему и заявляла о намерении "построить общество, опирающееся на основы веры". Партия, как отмечалось в документе, "во всех жизненных делах исходит из Божественного вдохновения и не признает никакого закона, который противоречит шариату".
Нормы шариата ИПВ среди прочего распространяла на экономику (выступая против "монополизма, спекуляции, ростовщичества и других отрицательных экономических явлений"). Партия также требовала, чтобы в школах преподавалась та литература, которая пропагандирует исламские ценности. В программе отмечалось, что изучать следует и немусульманскую литературу, но в том случае, если конкретные произведения "соответствуют исламским ценностям, пропагандируют здоровый образ жизни".
Власти, видя растущее влияние исламистов, пытались помешать их легализации. В упомянутый закон 1990 года "О свободе совести и религиозных организаций" был включен прямой запрет на создание "каких-либо партий религиозного характера, их организационных структур".
Однако уже через месяц после съезда - в ноябре 1991 года – Исламской партии возрождения удалось добиться официальной регистрации. В тот период как раз происходила смена руководства республики. Прежний руководитель Кахар Махкамов ушел в отставку под давлением оппозиции. Сменивший его на посту президента Рахмон Набиев (он был избран в конце ноября) предпочел заключить с оппозицией соглашение (новый президент пообещал не преследовать оппозиционных лидеров, те в ответ пообещали не выходить за рамки закона).
Что касается демократической оппозиции, сформировавшейся в Таджикистане перед распадом СССР, то составить серьезную конкуренцию ИПВ она не смогла. Движение "Растохез" и отколовшаяся от нее Демократическая партия Таджикистана, начав под лозунгами демократии и национального возрождения, постепенно стали сближаться с исламистами. В годы гражданской войны движение "Растохез" вообще оказалось в рядах "Объединенной таджикской оппозиции" - сторонников исламизации страны. Аналогичную позицию заняла и Демократическая партия.
Массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе с 10 по 17 февраля 1990 года. Руины магазина "Ковры". Фотография Владимира Федоренко / РИА Новости
Гражданскому противостоянию в Таджикистане предшествовали события, произошедшие в феврале 1990 года в Душанбе. Тогда митинг, начавшийся из-за слухов, перерос в погромы и массовые беспорядки. Подоплека событий отличалась от той, которая позднее привела к гражданской войне. Тем не менее, беспорядки в Душанбе продемонстрировали, что угроза массовых экстремистских выступлений в республике реальна и что быстро пресечь эти выступления власти не способны.
Поводом для беспорядков стали слухи, распространявшиеся в связи с приездом в Душанбе армянских беженцев (армян, которые в прошлом жили в Баку, но после прошедших там погромов бежали к родственникам в Таджикистан). Распространители слухов утверждали, что власти якобы согласились предоставить беженцам квартиры в столичных новостройках – предназначенные для тех душанбинцев, которые давно дожидались очереди на новое жилье.
Слухи подействовали. 11 февраля у здания ЦК компартии Таджикистана состоялся митинг, участники которого (несколько сотен человек) потребовали от властей объяснений. На следующий день на митинг пришли уже несколько тысяч человек. При этом наряду с антиармянскими выступлениями стали звучать и лозунги, направленные против тогдашнего главы республики – первого секретаря ЦК компартии Кахара Макхамова. К тому времени большая группа армянских беженцев решила покинуть Душанбе: на двух самолетах их отправили в Ереван.
Власти Таджикистана, со своей стороны, не приняли мер, чтобы успокоить толпу. Очевидцы тех событий считают, что выступление главы республики могло бы разрядить обстановку. Однако Макхамов к митингующим не вышел.
Обстановка у здания ЦК обострялась, начались столкновения с милицией. Милиция в итоге применила оружие. Разозленная толпа пошла по городу, устраивая погромы и поджоги, переворачивая машины. Жертвами погромов стали представители нетаджикского населения (в частности, русские). Параллельно начались грабежи магазинов и складов.
13 февраля – на следующий день после начала погромов – в Душанбе были переброшены армейские подразделения, в городе был введен комендантский час. После этого беспорядки прекратились. Всего за несколько дней были убиты более 20 человек, более 500 получили ранения.
Позднее Каххор Махкамов, возглавлявший республику, заявил, что к организации беспорядков была причастна оппозиция (по выражению бывшего партийного функционера - "люди, которые стремились к власти"). Из его объяснений следовало, что оппозиция хотела дестабилизировать обстановку и для этого якобы даже заручилась "поддержкой высокопоставленных представителей КГБ". Высказывалась и противоположная версия, в которой также фигурировали представители КГБ: из нее следовало, что беспорядки были устроены местной властью (с помощью представителей спецслужб), пытавшейся таким образом создать повод для подавления оппозиционных движений.
Кахар Махкамов. Фотография Владимира Федоренко / РИА Новости
После февральских событий первый секретарь ЦК компартии Таджикистана Кахар Махкамов подал в отставку. На деле, правда, увольняться ему не пришлось: пленум ЦК отставку не принял. Позднее Махкамов ненадолго занял созданный в республике пост президента – в этой должности он пробыл до конца августа 1991 года.
Отставку главы республики в итоге спровоцировало его поведение во время августовского путча в Москве. Глава республики тогда не внял просьбам оппозиционеров осудить ГКЧП и занял выжидательную позицию. В сложившейся ситуации он поступил примерно так же, как и большинство руководителей советских республик. Однако оппозиция использовала как повод для того, чтоб обвинить президента в поддержке ГКЧП и потребовать его отставки. 31 августа Махкамов оставил свой пост.
Вскоре после его отставки – 9 сентября 1991 года – Таджикистан официально объявил о независимости. Позднее, вместе с большинством бывших советских республик, он вошел в состав Содружества независимых государств.
Источник - Дни затмения