Таджикистан и Великий шелковый путь

Масштабный торговый маршрут строили веками, он объединил в себе культуры и искусства десятков народов. Главную роль в его истории играли люди, населявшие земли сегодняшнего Таджикистана.

У знающих историю, «Великий шелковый путь» ассоциируется с пустыней, вдоль которой странствующий караван со всевозможными, экзотическими товарами преодолевает долгую и местами опасную дорогу в античный Китай – страну шелка. В одной колоне с купцами шли представители: научных, религиозных, архитектурных и культурных сословий.

Случалось, что звук колокольчиков на верблюдах менялся на шум от оружия и колесниц, в то время беженцы и целые поселения могли стать преследователями идущего на восток каравана. Шелковый путь стал важным мостом между народами Востока и запада, благодаря связям, торговле они обменивались опытом и технологиями.

Начиная с Ариев и до Рима, Китая

Масштабные дороги Евразии обустраивали ещё античные индо-иранцы, они являются родоначальниками народов на территории от нынешнего Каспия до берегов Индийского океана.

Древние индо-иранцы жившие на Урале, в Казахстане начали мигрировать в Азию, Индию и Иран. В это же время, народ тохаров переселялся на южную часть Сибири и в Китай. Спустя десятки лет потомки этих народов - «Юеджы» создали империю, назвав её южную половину – Тохаристаном.

В античные века (6-7 до н.э.) центральная Азия и Ближний восток контролировались «Ахеменединской» империей. Могучему государству нужна была логистика, по этой причине персы стали прокладывать пути к горам Азии, о которых говорится в письменности царского двора.

Государственная или «царская» дорога впервые строилась в старинном Иране, ее длина свыше 2400 км. На протяженности всего маршрута, каждые 30 км стояли дорожные станции. Геродот в своих записях упоминал, что не видел более развитой почтовой системы и таких «шустрых» гонцов.

После захвата торговых путей Александром Невским, они начали активно развиваться и в первые десятилетия 2-го века маршрут на протяжении 10 тысяч км объединял самые отдаленные части Евразии. Римские торговцы полюбили приобретать в «Бактарии» специи из Индии и экзотические аксессуары, на востоке в цене были фарфор, чай и шелк.

Торговые маршруты древности имели одноименные название с товарами, которые на них перевозились: нефритовые, шелковые, лазурные. Последний был настолько ценным, что для его добычи и транспортировки организовывали целы поселения. В дошедших до нашего часа документах, накладных сохранились записи и о перевозках даже нашатыря.

Пути соединявшие города пользовались спросом не только у купцов с ремесленниками, а дороги промеж западом и востоком стали маршрутом, на котором объединялись в едино: греческие и восточно-иранские культуры.

Роль народов и расцвет

Наибольшего расцвета Шелковый маршрут достиг в 5-8 века, с помощью экономического и культурного влияния таджикских родоначальников: согдийцев, саков, тохари-станцев и бактрийцев.
Важная роль отходила согдийцам, создавшим торговые поселения начиная с города Судак, на Крымском полуострове и в Индии. На расстоянии тысячи км от родины они поднимали целые колонии с дворцами и храмами, сочетая в них: буддийскую, манихейскую, несторианскую архитектуру. Согдийцы на небольшой промежуток времени даже стали самой властительной общиной в «Стране шелка».

Интересный факт: Константинополь в 5-8 веке, это главный торговый партнёр Китая, после него шли Багдад и Самарканд.

Когда в 9 веке у таджиков появилось централизованное государство важную роль для «Саманидов» и Шелкового маршрута в целом начала отыгрывать центральная область Азии. Наследие и знания согийдийцев и бактрийцев передавалось соманидами на северо-восток к проживавшим там кочевникам.

Замечательным примером монументального «Караван-сарая» является Рабати Малик 10-11 веков, который находится на Царском маршруте, промеж Бухары и Самарканду. Ещё один «Караван-сарай» расположился на необъятных долинах Памира, на четырех тысячной высоте над морем в Базардаде. Этот город служил источником серебра для Центрального района Азии в 11 веке.

Тогдашними путеводителями Средневековья были свидетельства и записи торговцев, кочевников и путешественников.

К сожалению, торговля без происшествий на Шелковом пути прервалась блицкригом, нападением монгольского народа, которое можно назвать трагедией для Центральной Азии. Значимость наземной торговой дороги видимо уменьшилась, но пара его ответвлений «капилярные» смогли сохраниться до начала 20 века на высокогорье. Они объединяли земли: Таджикистана, Индийского полуострова, Пакистана, Афганистана и Китая.

Не одним лишь шёлком

В земли Китая из Ферганской долины поставляли: скакунов, хлопковые материалы, бирюзу и металлы. В качестве поставщика мечей и ножей на «торговом пути» выступал город Мадисманд. Гиссарская долина служила источником драг-металлов и серы, из Бадахшана везли шпинель и лазурит, использовавшийся в качестве основы для рукописной краски.

Всеми известный факт – Шелковый путь за все время его существования был дорогой с двусторонним движением. С востока этими же маршрутом возили: сладости, чай, красители, стекло и фарфор, особо характерными товарами из Китая считались – живопись и предметы культуры.

Из 5 самых крупных трасс, 3 проходили по территории нынешнего Таджикистана, а именно по высокогорью. Простые и комфортные маршруты с прямыми дорогами, послужили тому причиной. Представить их на карте можно благодаря памятникам истории и культуры, которые не трудно узнать используя именования. Много описаний о них находится в письменности: согдийцев, персов, арабов и греко-римлян.


• Первый маршрут вел через Пенджикент в Коканд;
• Второй путь объединял Термез и Кашгар, редко он упоминается, как «Карагетинский»;
• Третий именовался «Хатлонским» и шел от Бахлы в Левканд.

Наследие древних

Программа ЮНЕСКО начала изучать историю векового маршрута, лишь в конце 20 века, её целью было освещение значения «Шёлково пути» для истории, культуры для современных жителей всей Евразии. В конце 80-х годов 20 века, вдоль двух торговых трасс на территории Таджикистана прошли 2 автомобильные экспедиции историков и журналистов со всего мира.
Красота сохранившихся историко-культурных памятников, это одна из причин отправился в Таджикистан для туризма и ознакомиться с интеллектуальной историей. Понять, как развивались древние народы, чем обменивались, торговали, как изменялись сливались языки и целые культуры. Опыт предков может хорошо послужить, для лучшего понимая современности и дальнейшего будущего.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить