Омейяды - не любившие Пророка Мухаммада

После смерти Пророка Мухаммада, да благословит Всевышний его и его род, мусульмане раскололись на два противоборствующих лагеря: сторонников семейства Пророка, которые считали, что они обладают особым духовным авторитетом, и тех, кто считал, что правитель избирается мусульманами. Как известно, большую поддержку получила вторая модель, из которой впоследствии возник суннизм, и сторонники семейства Пророка были вынуждены временно смириться с таким положением вещей.

omeniyadi-2

Всё изменилось, когда после убийства Усмана сподвижниками Пророка, о чём мы писали в этой статье, люди толпами отправились в дом Али ибн Абу Талиба, законного преемника Пророка, и присягнули ему на верность, как своему правителю. Власть вернулась тому, кого сам Пророк назначил повелителем мусульман. Однако не все были рады тому, что Али стал халифом. Вскоре после присяги людей Али, жена Пророка, Аиша, вместе с Тальхой и Зубейром возглавила военный поход против законного правителя, став виновницей гибели тысяч мусульман. В это же время Муавия ибн Суфьян, получивший пост наместника Сирии при Умаре и поддержанный материально Усманом, который также, как и Муавия, принадлежал к клану Омейядов, отказался присягать Имаму Али.

dinastia-omeniyadov

Когда Имам разобрался с первой группой бунтарей, возглавляемой Аишей, Тальхой и Зубейром, он встретился на поле боя с Муавией и его сторонниками. Когда Муавия увидел напор и решительность Имама и его войска и понял, что близок конец его бунта, он по предложению Амру ибн Аса решил наколоть свитки Корана на копья, призвав к «суду Божьему», тем самым вызвав раскол в войске Имама Али. Это закончилось отделением нескольких десятков тысяч людей от войска Имама, которые затем были названы хариджитами. Имам Али, зная, какую смуту могут создать эти вероломные предатели, отправился к ним и расправился с ними. Их последователи затаили злобы на Имама Али и впоследствии убили его.

После смерти Имама Али, люди присягнули Хасану, сыну Али, и он собирался закончить дело своего отца – уничтожить смуту Муавии, но вскоре многие люди предали его, и Имам был вынужден заключить с Муавией перемирие. Когда Имам Хасан был отравлен по приказу Муавии, он получил единоличную власть над исламским землями и уже был волен делать всё, что пожелает. Он и прежде на подконтрольной ему территории основал традицию проклинать Имама Али в мечетях, но теперь он стал насаждать её на всей территории так называемого халифата. Он стал отправлять во все города посланников, которые велели людям проклинать Али.

Ат-Табари пишет: «Посланник Муавии сказал людям: „Нам было велено предложить вам отречься от Али и проклясть его, и если вы сделаете это, то мы оставим вас, а если нет, то убьём вас[1]"». Аль-Балязери пишет: «Муавия отправил к остальным из них человека из Шама[2] с саванами, чтобы запугать их. Он велел этому человеку призвать людей отречься от Али и проклясть его, и кто сделает это, того оставят, а кто откажется, того убьют[3]».

Только вдумайтесь, насколько Муавия ненавидел Али, что готов был убивать людей, отказывающихся проклинать его! Подобным образом, так целенаправленно, не поступали даже самые жестокие тираны в тоталитарных государствах, желающие опорочить своих политических противников. Найдутся ли ещё те, кто будет говорить, якобы Муавия выступил против Али не из вражды к нему и не из стремления к благам ближнего мира?

Наверняка, многие, читая статью, уже неоднократно задавались вопросом, почему в заголовке сказано, что Омейяды проклинали Пророка Мухаммада, тогда как в самой статье речь идёт о проклятиях в адрес Али. Дело в том, что как шииты, так и сунниты передали многочисленные предания от Пророка, что тот, кто ругает Али, тот ругает самого Пророка.

Ахмад ибн Ханбаль передал от Абу Абд-Аллаха аль-Джадали, который сказал: «Я вошёл в дом Умм Салями, и она спросила меня: „Ругают ли среди вас Пророка?" Я сказал: „Свят Аллах, да убережёт нас Аллах!" Она сказала: „Я слышала, как Посланник Аллаха сказал: «Кто ругает Али, тот ругает меня[4]!»" Очевидно, что это происходило в то время, когда Муавия уже велел повсюду проклинать Имама Али, и Умм Саляма, жена Пророка, решила напомнить людям, что, посылая проклятия в адрес Али, они тем самым проклинают Пророка. Помимо Ахмада ибн Ханбаля этот хадис передало множество историков и учёных, и многими из них он признан достоверным[5].

Таким образом, мы понимаем, что Муавия ибн Абу Суфьян был врагом Пророка Мухаммада, ругал его и проклинал, поскольку проклятие в адрес Имама Али равносильно проклятию в адрес Пророка. И не только Муавия, но и последующие правители из числа Омейядов поддерживали эту порочную традицию.

Ас-Суйути пишет: «Омейяды ругали Али ибн Абу Талиба в своих проповедях. Когда Умар ибн Абд аль-Азиз стал правителем, он отменил эту практику[6]».

Ибн Абу аль-Хадид передал Ибн Аббаса, который сказал Муавии: «Почему бы тебе не прекратить ругать этого человека (то есть Али)?» На что Муавия сказал: «Я не перестану ругать его, пока на этом не будут воспитаны дети, и пока не станут дряхлыми старики». И когда Умар ибн Абд аль-Азиз стал правителем, он прекратил ругать его, и сказали люди: «Была оставлена сунна[7]!»

Ибн Хаджр пишет: «Зачем ожесточились речи [против Али], и сделали [Омейяды] традицией (сунной) проклятия в его адрес с минбаров, и в этом их поддерживали хариджиты[8]».

Тем не менее, несмотря на это явное неуважение к Пророку и его семейству со стороны Муавии, огромное количество невежд продолжают считать его великим человеком, благочестивым сподвижником, говорят «да будет доволен им Аллах» после упоминания его имени, тогда как ничего, кроме порицания он не заслуживает, тем самым становясь соучастниками его вражды с Пророком.

Источники и сноски:

[1] Тарих. Т. 4. С. 205.

[2] Шам – территория современных Сирии, Ливана, Палестины, Иордании и Израиля.

[3] Ансаб аль-ашраф. Т. 5. С. 258.

[4] Муснад. Т. 3 .С. 59.

[5] Сунан. Ан-Насаи. Т. 7. С. 44; Мустадрак. Аль-Хаким. Т. 3. С. 121; Тарих димашк. Ибн Асакир. Т. 42. С. 266. Муаджам. Ат-Табарани. Т. 2. С. 83; Аль-бидайа уан-нихайа. Ибн Касир. Т. 11. С. 84.

[6] Тарих аль-хуляфа. Т. 1. С. 182.

[7] Шарх нахдж. Ибн Абу аль-Хадид.

[8] Фатх аль-бари. Т. 7. С. 57.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить