Саманиды в средней Азии
Империя Саманидов была первой местной династией, возникшей в Иране после мусульманского арабского завоевания. Можно сказать, это было национальное освобождение для иранских национальных чувств и знаний. Впервые после арабского вторжения персидский язык становится официальным языком двора и заменяет арабский.
Карта Саманидского государства
Четыре внука основателя династии Саман-ходы были вознаграждены провинциями за верную службу аббасидскому Халифу Аль-Мамуну: Нух получил Самарканд, Ахмад-Фергану, Яхья-Шаш и Элиас-Герат. Сын Ахмада Наср стал губернатором Трансоксианы (Средняя Азия) в 875 году н. э., но именно его брат и преемник Исмаил I (892-907 гг.) сверг Саффаридов в Хорасане (территория современного Ирана) (900 г. н. э.) и Зайдитов Табаристана (Иран), установив таким образом полуавтономное правление над Трансоксанией и Хорасаном со столицей в Бухаре.
Карта Хазарии
Исмаил завоевал много мест, и территория его царства была раскинута по всей сегодняшней Средней Азии, Афганистану и восточному Ирану, однако во времена его преемников мы можем наблюдать автономию регионов. Образ Исмаила вошел в историю Средней Азии не только как сильного и способного политика, но и как справедливого правителя, который сменил тяжелый налоговый гнет и конфисковал имущество некоторых землевладельцев. Благодаря сильному политическому режиму Исмаила, Трансоксиана и столица Бухара была настолько защищена от кочевых турок, что стены вокруг некоторых городов были заброшены, хотя стали необходимы.
Преемники Исмаила не смогли продолжить его политику, и они ушли под влиянием своей турецкой гвардии, которая стала доминирующей при дворе и затем прекратили правление Саманидов в 999 году н. э. Однако в некоторых аспектах время преемников Исмаила было более важным, чем его собственное.
Золотой век правления Саманидов
Сдрение века Средняя Азия
Например, время правления Наср ибн Ахмада (914 — 943 гг. н. э.) описывается многими авторами как золотой век правления Саманидов, из-за расцвета литературы и культуры. Главную роль в этом процессе сыграли саманидские Вазиры, первые министры, которые сами были учеными своего времени. Здесь следует упомянуть имена двух важных премьер-министров Абу Абдаллы Джейхани и Абула Фазла Мохаммада Балами. Они собрали много интеллигентных людей при своем дворе и сделали Бухару культурным центром иранской цивилизации. Историки считают, что процесс иранского возрождения начался в Центральной Азии, а не в Иране, и причина этого в различии социальных групп в этих двух частях мусульманского мира. Торговое общество Центральной Азии было гораздо более подходящим для развития эгалитарного Исламского общества, чем иерархическое кастовое общество Ирана.
Поэтому Саманидов, которые были настоящими правителями Трансоксиана, можно было рассматривать как пионеров иранского возрождения. Действительно, перемены, происходившие при этом процессе, занимали все сферы жизни: культурную, языковую, социальную, художественную, экономическую, политическую, научную.
Изменения, которые произошли с появлением Саманидов в сельском хозяйстве, торговле, архитектуре, городском строительстве, чеканке монет, текстильной промышленности и металлообработке, были во многом обусловлены стабильностью и безопасностью политической ситуации в стране. Купцы имели хорошие возможности вступать в торговые отношения не только со своими ближайшими соседями, но и с дальними странами, как, например, хазары Поволжья, через которые развивалась активная торговля, с викингами Скандинавии. Благодаря им ткани и изделия из металла были обменены на меха и янтарь прибалтийских земель.
Эмиры Саманидов контролировали важнейшие серебряные жилы Центральной Азии в Бадахшане и Фаргане, что сделало возможным развитие системы чеканки монет. Саманидская монета, благодаря своему огромному количеству, была популярна не только в исламском мире, но и за его пределами — в России, Скандинавии, Прибалтике и даже на Британских островах.
Вклад Саманидов в исламскую архитектуру
Вклад Саманидов в исламскую архитектуру действительно очень значителен. Примеры этого можно наблюдать в росте городов в IX и X веках.
Первой в списке идет столица Саманидов, Бухара, которая была культурным, политическим и экономическим центром Центральной Азии на протяжении веков. Регистан Бухары — большая площадь, на которой располагались десять диванов (министерств), до сих пор является самой красивой частью города и туристической достопримечательностью.
Сохранились и другие историко-архитектурные памятники того времени, такие как мавзолей Саманидов в Бухаре, мавзолей Арабато в Тиме, мечеть Нух Гунбад в Балхе и др.
Наряду с Бухарой стали развиваться многие другие города империи Саманидов, такие как Самарканд, Балх, Устуруша, Пенджакант, Шаш, Марв, Нишапур, Герат. Города во многом были знаками новой персидской цивилизации, представленной именем ислама, потому что в основном в городах происходило развитие литературы, языка, искусства, архитектуры, торговли.