(арийские языки) — ветвь индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки), распа­да­ю­ща­я­ся на индийские (индоарийские) языки и иранские языки; в её состав входят также дардские языки и нуристанские языки. Общее число говорящих — 850 млн. чел. Индоиранские языки — это генетическое понятие, мотивируемое наличием индоиранской языковой общности, пред­ше­ство­ва­в­шей распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов, относящихся к индоевропейской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой общности сложилось ещё в южнорусских степях (о чём свидетельствуют археологические находки на Украине, следы языковых контактов с финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские следы в топонимике и гидронимике Таврии, Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период совместного существования в Средней Азии или на прилегающих территориях.

Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную систему фонем, общий словарный состав, общую систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индоиранских языков характерно совпадение индоевропейских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индоиранском ā̆, отражение индоевропейского *ə в индоиранском i, переход индоевропейского *s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд специфических глагольных образований и т. д. Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий индоиранской культуры (прежде всего в области мифологии), религии, социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что подтверждает наличие индоиранской общности. Общим является самоназвание *arya-, отразившееся во многих иранских и индийских этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к разделению индоиранской ветви языков на 2 группы, обособление которых началось с вступления в северо-западную Индию предков современных индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн миграции — арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э. (имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не объяснимый полностью из ведийского языка).

Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы индоевропейской и индоиранской эпох, в то время как иранская группа претерпела ряд существенных изменений. В фонетике — это изменения прежде всего в области консонантизма: спирантизация глухих смычных, утрата придыхания согласными, переход s в h. В морфологии — это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени и глагола, прежде всего в древнеперсидском языке.

Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом, а также некоторым количе­ством слов митаннийского арийского; среднеиндийские — пали, пракритами, апабхранша; новые индоарийские языки — хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджарати, панджаби, ория, ассамским, синдхи, непали, сингальским, мальдивским, цыганским языками и другими.

Древнеиранские языки представлены авестийским, древнеперсидским (язык ахеменидских надпи­сей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском и мидийском (можно судить о некото­рых фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам относятся средне­пер­сид­ский (пехлеви), парфянский, согдийский, хорезмийский, сакские языки (диалекты), бактрийский (прежде всего — язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам относятся персидский, таджикский, пушту (афганский), осетинский, курдский, белуджский, гилянский, мазандеранский, татский, талышский, парачи, ормури, ягнобский, мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский, орошорский, сарыкольский, язгулямский, ишкашимский, ваханский) и другие.

Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане, Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране, Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточ­ные районы), СССР (в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо многопадежной флективной системы склонения вырабатывается противопоставление прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами: послелогами или предлогами (только в иранских языках), т. е. аналитический способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих аналитических конструкций образуется новая агглютинативная падежная флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских — осетинский, белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм получают большое распространение сложные аналитические конструкции, передающие значения вида и времени, аналитический пассив, аналитическое словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых служебные слова аналитических конструкций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего в языках восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь в разговорной речи многих живых языков). В синтаксисе для новых индоиранских языков характерна тенденция к фиксированному порядку слов и для многих из них — к эргативности в разных её вариантах. Общей фонологической тенденцией в современных языках этих двух групп является утрата фонологического статуса количественного противо­по­став­ле­ния гласных, усиление значения ритмической структуры слова (последова­тель­но­сти долгих и кратких слогов), очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации.

Дардские языки составляют особую промежуточную группу индоиранской языковой ветви. Относи­тель­но их статуса у учёных нет единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсон (в ранних работах) усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман считают их самостоятельной группой, занимающей промежуточное место между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки включаются в центральноазиатский языковой союз.

Более подробно: http://tapemark.narod.ru/les/189a.html

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить