О Таджиках Ташкентского уезда.

tashkent8

В заседании Правления Туркестанского Отдела Императорского Русского Географического Общество 13 января 1900 года, при обсуждении сметы на указанный год, правитель дел Николай Гуревич Моллицкий предложил до 150 рублей на этнографическое исследование таджикских поселений Ташкентского уезда, мотивируя предложение так что поселения таджиков к северу от Куракийских гор, расположенный в глухих горных местностях, в сторон от больших дорог, заслуживают глубокого внимания, как форпост иранского племени на северо- востоке.

По личным наблюдениям Н. Г. Маллицкого, в настоящее время таджики, живущие в предгорьях Ташкентского уезда быстро сортируются, и в то время, как более консервативные элементы населенин, женщины и старики, еще сохраняют таджикский язык, молодежь большею частью по тюркских. " Быть может, высказался Н. Г. Миллицкий, "изучение таджикских поселении Ташкентского уезда будет способствовать разрешению вопрос о происхождении сартовской народности, особенно если при этом производит также антропометрический измерения. Во всяком случае это экспедиция доставки материал для составляемой Николаем Бендерских этнографической карты Туркестанского края тем более по профессора В. В. Бартольда письме его на имя правители дел от 7июня минувшего года, таджикских поселении Ташкентского уезда в литературе современного неизвестны и не значатся на существующих доселе этнографических картах. Необходима только послать в район таджикских поселении Ташкентского уезда специалиста хорошо знакомого с таджикским наречием".

Выполнить это дельное местное поручение. Отдел поручил мне 6 июня прошлого года я получил необходимую инструкцию составленную Н. Г. Миллицким и утвержденную правлением. Отдели, запасший подробною картою Ташкентского уезда и в середине июня выехал.

Антропометрический измерения произведены быть не могли за неполучением вовремя из Петербурга снискан необходимых инструментов и пособие по антропометрии.

В ташкентском уезде таджики живут долго в восточной части в горах к северу от границы ферганской области, самым северным пунктом области распространения таджиков в нашем уезде является кишлак Бискен, южным – Шаугаз и восточным – Баксук. Число таджикских поселение в этой области 10 из них. Наудак и Обинаршак не показаны на карте Затем имеются два кишлака со смешанным населением таджикским и сартовским, это – Аблык и Баксук.

Во всех названых кишлаках таджики насчитывается приблизительно, 1800 дворов, с населением около 8 ½ тысяч человек общего пола, считая тут же и детей:

Богустан 160 дворов 1000 человек

Нанай 194 800

Бискен 49 200

Юкари-Нанай 36 150

Бтич-муллан 500 1500

Заркант 177 2000

Невич 170 750

Наудак 163 700

Шаугаз 10 103

Об-наршак 18 70

Аблык 200 700

Баксук 63 200

За верность собранных много цифровых данных не могу поручится. Думаю, что они значительно умешены. Дело в том, что все туземцы вообще подозрительно относятся к собиранию русскими разного рода статистических сведений в особенности же, сведений о численности населении: русские намерены брал их в страшную для них корную службу, ссылать в Сибирь, или выдворят из Туркестана в другие места империи. Поэтому туземцы при представлении сведений о числе населения, показывают его в большинстве случаев по крайней мере вдвое меньше, чем следует. Так например, если у отца ест двое уже семейных сыновей то при под счет о них умалчивают показывают только одного отца. Что же касается различных сборов с населения, то они уплачиваются совместный, т.с. отец и сыновья раскладывают уплату их между собою: возможно я и ошибаюсь но к справедливости этого имение меня упреждают самый же туземцы: сколько административных лиц из них спрашивали меня что лично деяние представляет ли начальству при увеличения сведенных или уменьшения.

О происхождения большинство своих кишлаков таджики почти не чего не знают но все таки считают их древние. Более или менее определенных сведениям им удалось собрат о Богустан, Юкоры-Панак, Брич-муллк и Обнаршак.

Богустан расположены на скале горы, в версте с неполным от реки Бискена, в старину находился на самом берегу реки, но лет слишком тому назад был снесен ею. Юкоры панай основан не давно. Лет 50 назад выходцами в числе 3-4 семейств из Наная. Теперь в Юкоры- панат 36 дворов с населением в 150 человек. Брыч –муллинцы считают себя на переселенцами из Чуста, Ферганской области, из нахалы брыч- мулла времени своего выселения не поднят Об –поршак примыкавший к Дукаяу, Бенован в самого последнего время поселенцами яблоко.

Наиболее распространение таджикский тип следующий: вида европейский овал лица с правлеными чертами, при чем у многих несколько выделяются величиною уши, нос и губы; средней величины темные, карие или черные глаза и обильная темная растительность на лице. Другие просекшийся в глаза, сильно непонятность европейский та же тонкая кожа на лице большие черные миндалевидные, глаза орлиный нос и наконец длинная черная как снол, борода, вьющаяся по краям. Третий тип очень редкий, это тип таджиков со светлою окраской волос и глаз. У таких таджиков волосы рыжеватые или русые, а глаза серые или серы голубые. Белокурого таджика с голубыми газами видел только одного. Затем встретил одного альбиноса в Заркенте. По своему телосложению, таджик народ крупный, мускулистый- вращаясь целый месяца среди них, я встретил только одного таджика низкого роста: это Невический имам и да-яулла старик 65 лет. За то этот старик –крепкий коренастый субъект, с прекрасно сохранившимися умственными способностями и физическою силой. Средний рост виденных мною таджиков 2 арш 6 вершков но попадаются буквально геркулесы.

За исключением смешанных кишлаков, Аблика и Баксуса. Расположенных в долине Ангренца, все таджикских поселения ютятся в глубине гор. Особенно замечательно местоположения кишлака Югоры- Нанай: он находится в котловине со всех сторон окружен горами и представляет из себя чудную природную крепость с двумя проходами на разделениях ущелье Канчигай.

Природы горных местностей занимаемых таджиками почти везде одинакова, несколько богаче она к северу от Чингана. Так из горных деревьев и других растений обращают на себя внимание орех вишня фисташки, миндали, урюк, яблони, барбарис, боярышник, виноград, тут, джигда, тал, карагач, иргай шиповник, крыжовник и ежевика. Горный деревья растут по разбросано по одному по два, то группами одной какой-либо породы, то наконец смешанными рощами. Рощи обыкновенно растут в ущельях по которым протекают чудные родники. Множество разных втичек, не исключая и содовья оглашают чащи своим нишием. Случается видеть так в горах, на стравиной высоте у себя над головою, резвящихся кииков (диких коз); а в глубине гор, далеко от людей, где-нибудь в густой роще, можно повстречать и медведя, кабаны же составляют здесь не редкость.

Постройки у таджиков точно такие же, как у сартов, разве только теснее и беднее. Средняя постройка обходится горному таджику рублей в 50-60. При странных ливнях в горах таджикская постройка редко выдерживает более 10-15 лет.

Главное занятие таджиков земледелие, при все продукты земледелия идут на себя. Рис сеют из таджиков только жители Аблыки, хотя посевы его и видел гораздо выше в Кара – мазаре. Например Огородничество таджики так же занимаются для себя и получают со своих бахчей (огородов) дыни, арбузы, огурцы, тыквы , лук и морковь. Они своих фруктовых садов таджики пользуются орехами яблоками виноградов вишней, сливами грушами гранатами тутом, персиками, миндалем урюком черешней, и др. част этих фруктов съедется самими таджиками, а част продается разным покупателя главным образом городским. Особенно скупается у таджиков орехи, гранаты, миндаль и фисташки. Говорят, что вырученными от продажи орехов деньгами горные таджики уплачивают подати. За неимением литовок скотоводством занимаются лишь очень немногие таджики. В Брыч- мулле, Богустане, Нанае Бискене и Юкоры-Нанае существует пчеловодство в милых размерах. Впрочем, прошлою зимою от холоду много пчел вымерло в этих кишлаках. Попадаются между таджиками и охотники, преимущество на кииков. В Юкор- Нанае встретил я даже одного охотника на медведей.

Таджики не могут похвалится своим благосостоянием. Главное богатство их заключается в урожае от но посевов под дождь. Между тем в горах часто бывает то слишком мало атмосферных осадков, то слишком много. И то и другое, конечно, вредит полян. Хотя посев производится таджиками раз в году, но и тот иногда не соберется по причине ранней и холодной осени в горах. Жестокий зимы с глубоким снегом также влияют на урожай хлеба горах. В прошлом в 1890-1900 году, например, в горах выпала так много снегу, что местами глубина его доходила до 12 аршин. Без чанбараков нельзя было ходит на снегу ( Чанбараками называются приспособление, до некоторый степени заменяющее таджикам наши лыжи, они не дают человеку проваливаться в снег, делаются из дерева, состоит из круглого обода с прекрасными планками в середине и оставляют след, от лапы громадного животного). Прошлогодний обильный снег залежался в некоторых местах, сделал их слишком сырыми и таким образом причиною плохого урожая в этом году. Если у таджиков ест лошадь, корова, два-три козы, он уже считается зажиточным. Богаче других жители Брыч –муллы, Богустана, и Аблыка.

Пища таджиков почти ничем отличается от сартовской только мясо, имеющееся не везде, во многих местах заготовляется вяленое и соленое. Из кушаний, которых мне не приходилось видеть у сартов- я встретил у таджиков да и то лишь в северных кишлаках , именно в Богустане, Нанае, Бискене, Юкоры-Нанае и Брич –муллы, только одну называемое таджиками "оллы". Приготовляется оно из гуки клубной горного растения того же названия, с примесью из которого количество воды, молока и масло, или без него. Получается род нашего киселя благо цвета. Кушанье настолько вкусно, легко и приятно на вид, что могло бы сделать честь в русскому столу.

Как все горцы таджики народ добродушны и гостеприимный , особенно те, которые указаны от больших населенных центров. Насколько горный таджик добродушно своего соседа, сарта, видно уже из того, что не каждый сарт, поселянин , станет охотно разговаривать с русским, даже ели последний хорошо раздают сартовских языков, между тем всякий таджик радуются как ребенок когда ус лишить от русского несколько хотя бы плохих таджикских фраз и сейчас же восклицает по адресу тонкого русского "Да ты таджик!"

По грамотности и развитию таджики ташкентского уезда ниже сартов. Ни в каждом таджикском силене имеется школа и учитель. В большинстве веденых мною кишлаков по три-четыре грамотных в каждом, да и те читают чуть не по складам а писать редкий умеет.

Разъезжая по таджикских и сартовских кишлаках замечаешь еще что таджики, сравнительно с сартами менее щепетильные и по части забот о своей внешности сартовском кишлак вы не применено увидите несколько человек в сил (чалмы),таджики же надевают саллы только во врем намазов а в остальною время ходят обыкновенно просто в тюбетейках, дороге же носят круглую войлочную шляпу китайского типа.

Своею религиозностью преимущественно в нешныю, таджики чуть ли не происходят сартов. Видя на мне часы, они везде изводили вопросами, сколько времени осталось до такого-то намаза. Обилие святых и мазаров у таджиков взывает насмешки даже со стороны сартов. Наиболее чтимые казары находятся следующих таджикских кишлаках в Богустан- назар Шейх-Унар-вали, в Безен-Ходжа Абдулайм-Ансори, Юкары – Нанае- Кабутар кумуш-ота, между Богустаноми Юкары-Нанаем, на левом берегу Бискиена,- Бабил –Гирот или Буна- Булгар-ота , (булгар-булгарин) и в заркента –Бобой – Мурод-Бахш и Бобой – Мардак или Тош-от2 в некоторых мазарах, например в Богустанском и Заркенском, могилы святых сет, и в некоторых, как Бабил- Гарат, нет. Своих святых таджики считают арабами , большею части, выходцами из Мекки или Медины и при том почти всех современниками друг другу.

По обличьям и нравам ташкентские таджики ничем существенно не отличаются от сартов. Мне показалось только, что таджики, в особенности же их женщины, более старательно носят траур по умершим у них даже дети во время траура лишаются своих игр я развлечении. Кроме того, бросаются в глаза таджикский обычай по которому, когда в коком не будь дом случится покойник, родственники умершего стремительно бегут приветствовать посетители объята. У сартов так не делается.

Отношения таджиков к употреблены в виду больных животных и угашены мясо их гостей такое же, как у прочих наших туземцев. По словам одного русского ему пришлось однажды присутствовать гости в дом богатого киргиза где ели сосанную лошадь мне же пришлось быт у одного таджикского старшины, которой назвал гостей и приказал зарезать для них барана с громадной язевого на курдюк только потому, что этот баран не подавал надежда на выздоровление. Точно также таджик подоб на другим туземцам, спокойна поставит перед гостей чашку козьего молоко в котором случайно доение случайно упал шарик козьего кала, оправдываясь тем, что ведь пленка у шарика не прорвалась, значит молоко "халел" (чистое) если бы пленка прорвалась тогда молоко было бы "харом" (поганое)

Таджикская женщина в описываемых мною местах пользуется такую же относительную свободой как и в общее туземное женщина в большинстве кишлаков, по крайней мере, они ходят с открытом лицом. Красавец и не встречаясь между таджиками но и безобразных не видел стройня и рослы женщин попадаются очень часто.

Свобода кишлачной жизни и много жестов показывает влияние на нравственность на таджиков. В одном мест ревнивых муж поймал однажды будто бы трех воров: на самом же дел это были любовник его жены и два товарища с ним. В другом мест и мне, передавали что младшая жена такого-та аксакала пошатывает про дочку другого аксакала говорили что она находится в интимных отношениях с русским лесообъезчиком ест которого будто бы туземки вообще не бегают. Даже один эшан- таджик разошелся с одною своих жен, потому что та, в ответ на его замечания, заявила где хочу, там и хожу, когда хочу, тогда и прихожу домой! Привожу здесь мысли старика – таджика из Боксука о женщинах он уверил меня, что Бог создал человека для того чтобы любит женщин- в этом счастье, и что хорошая женщина-рай, а плохая ад.

В настоящий время главным отличием таджиков ташкентского уезда от сартов является их наречие персидского языка. Но и сартовским (таджикским ) языком таджики владеют также свободно, как и родним. Тоже самое нужно сказать и о таджиках Самарканда, Ходжента, Ура-Тюбе Чуста и др. мест Туркенстанского края 3 Но моим наблюдение ташкентские таджики пользуются сартовском языком в жизни больше чем своим родним. Это обстоятельство служит лучим признаком сартизации между между ними, которая страшно сильна и идет гигантском шагами вперед. Можно с уверенностью сказать, что в близком будущем таджики забудут родной язык и окончательно сольются с сартами. Примеры превращения таджиков в сартов мы видим в кишлаках Кара-Мазар, Наркент, Чанги, Хиссарак, Сукак, Сангинак и Искент. Теперь население этих кишлаков, простирающееся до 220 дворов и 1200 человек обоего пола, сартовские, а в недалеком прошлом оно было таджикским. В Чанги, Хиссараке, Сукаке, и Сангинаке не осталось никаких следов таджиков: только помнит, что в старину эти населении были таджикскими, но в Наркенте у многих еще в памяти, как некоторые старики махала Учак (учак хочалир) говорили между собою на таджикски. Да и теперь еще наберется 5-10 коренных паркентцев не забывших родного языка; с одним из них мне пришлось беседовать. В Некенте, основанном, но слова туземцев бухарским эмиром, Абдулла-ханом, более 300 лет назад первыми жители были таджики. Абдула-хану же приписывают и устройство работа (станции) на родник Карнар. В настоящее время в махале Дехиболо Некента живет несколько семейств, которая помнят свое таджикское происхождение и понимают по таджикски, но говорит почти не могут. В Кара –мазаре хотя не осталось таджиков, но есть один квартал с мечетью, которое так и называются таджикскими. Как быстро идет сартизации между таджиками, можно судит по кишлакам Шаугазу и Албыку. В первое 40 дворов с населением более 150 человек, все шаугазцы считают себя настоящими таджиками и понимают таджикское наречие, но свободно говорит на нем может только не более ¼ их. В Аблике смешанное население, сартовское и таджикское при чем численный перевести на стороне таджиков их общего числа, 288 дв. с. 1000 чел. Таджиков около 200 дв. с. 700 чел., из них около ½ только понимает на таджикский но говорит плохо.

Следы тюркизации между таджиками ярко сказываются в языке их. Самый обыденный слова, как названия родственников, многих частей тела, болезней и пр нерешан в таджикское наречия из тюркского языка. Особенно много у таджиков существительных, произведенных от тюркиских глаголов. Вообще язык таджиков ташкентского уезда переполнен сартовскими словами. Если арабский и персидский слова состовляють около ½ сартовского лексикона, то сартовский слова в свою очередь окажутся на в меньшем количестве в таджикском наречий нашего уезда.

Влияние сортов на таджиков сказалось и в произведених народных несен и сказок у таджиков нет: песни и сказки у них сартовский или книжнин персидский. Сколько я не старался услышат хот одну чисто таджикскую сказку этого инее не удалось. В Бискент познакомили меня с первым сказочником кишлака и что же? Он оказался только способным передават на таджикском наречии сартовский сказки. Так он рассказал мне по таджикский сартовскую сказкиу " Мошь", все время сбиваясь на тюркиский язык, а самый характерный места сказки так и предавал по сартовски. В Заркенте другой сказочник на мою просьбу рассказать мне таджикскую сказку совершенно неожиданно для меня скороговорка выпалил мне киргизскую сказку.

Из персидских книжных произведений таджики предпочитают стихотворения Бедила, Ходжа Хафиза, Шамси Табариза и др. Лучшего певца таджика, я слышал в Аблык они житель Ферганской области, кишлака Бува Дархан пел и много и сартовских и книжных персидских песен, хотя неграмотен. На мои вопрос каких песен он знает больше, сартовских или персидских они не задумываясь осветили сартовских. Сартовскую песню с таджикским припевом пришла, пришла и до полностью и услышал от этого фарганского таджика.

Для обычаев, характеризующих сартизацию между таджиками, укажу на привившимся среди них чисто тюркский обычаи 8888 в силу которого девушка еще до *** образы фактически становится женою.4

Ассимиляция таджиков с тюрками сказывается и в наружности в Шаугазе у многих таджиков тюркские черти лица. Тоже и в Аблык настоящие таджикские типы там редки, вырождаются.

Какие же факторы играют главную в тюркизации таджиков, кроме общей с сартами религии? Прежде всего географическое положение таджикские кишлаки являются, так сказать, ничтожным островками среди моря тюркского населения, они со всех сторон окружены массою сартов, киргиз, кара-киргиз и курамы. Сартовские кишлаки и поселения курамы в ташкентском уезде под известны. Здесь же я укажу тех киргиз и кара-киргиз, которые попадалась мне на пути. По дороге из Ходжакента в Бискон и Юкоры- Накаи я встретил кочующих кара-киргиз родов Тугалк-баш. Хытои, Тунд-Тагар и Хира и киргиз родов Канал и Чегир. Между Кара-мазаром и Намданаком особенно много попадалось киргиз рода Кунграт они являются сюда с берегов Сыра и Келеса во время уборки хлеба в качестве жнецов и привозчиков. Кроме Кунграта по дороге из Кара-мазара в Намданак встречался киргизы родов Каапы, Кара-Минас, Джалаир, Тангалы и у озера ходжа –кучему-то названого на карте Джан-кул, аганой Юлук. Перед Кара –мазаром одни киргизы даже назвались мне (ходжа), потомками верных мусульманских халифов.

Вследствие постоянного общения с турками таджик с младенчества усваивает сартовский язык наравне со своим родним. Неудивительно поэтому, что тюркский язык является самим могущественным сродством сартизации таджиков, в особенности, если принят во внимание смешанные браки, практикующимся между всеми нашими туземцами. Таджики роднятся не только с сартами, но даже с курамою, киргизами и кара –киргизами правда с время последними соседням не так охотно как с сартами, и только в том случае, если они более или менее зажиточны. Впрочем киргизы кара-киргизами и курамасараи быстро сортизуются, и превративший в сартов они уже не подвергаются пренебрежению со стороны таджиков и с течением времени, путем смешанных браков, все таки значительно влияют тркизацию таджиков. При смешанном брак, возметлы таджик, положил, сартянку за себя, или таджичка выйдет за сарта, господствующий языком в семье делается конечно, сартовский. В таких случаях большинство детей даже не научается таджикскому наречию. Этим главным образом и объясняется тот факт что в Шаугазе около ¼ таджикского населени, а в Аблык около ½ плохо говорят на своем родном языке.

К насадителям сартовского языка между таджиками могут причислит себя и переводчики русских властей особенно прежние состоянии почти исключительно на тюрков. До прихода русских официальным языком у туземцев в крае был персидский на котором пишут таджики. Переводчики же русского правительство, но зная в большинстве случаев этого языка, требовали я теперь мирзы-таджики самым усердным образом пишут по сартовски даже те документы , которые поступают в русским канцелярии. Повторяю, что требование прежними переводчиками сартовского языка вместе персидского обусловливалось незнанием ими этого последнего. В таком же требовании нынешних переводчиков иногда проглядывает уже национализм. По крайней мере мне известен такой факт несколько лет тому назад бывшее самаркандские общество покровительства животным вздумало преподнести бухарскому эмиру диплом на звание своего почетного члена; прекрасно зная, что бухарцы говорят по таджикский и пишут по персидский, самаркандские переводчики все таки диплом перевели с русского на сартовский язык и только пишущий это строки убедил русского чиновника, командированного поднести диплом эмиру, в неуместности тут сартовского языка, после чего из Самарканда был прислан новый диплом, уже на персидском языке.

Но последнее значение в сартизации таджиков имеет неустойчивость их в своем родном и податливость на все чужое. Характерным примером этого может служит кара-мазарский имам, чистокровный бухарский таджик из Куляба. Он прибыл в Карамазар молодым человеком не зная тюркского языка, женился на сартинке, и дети его уже не знают по таджикски: отец не учил их родному языку. Наблюдая за туземцами в их обществе вы видите, что если между 10 таджиками сидит хот один сарт или киргиз, разговор непременно ведется на сартовский языке.

К своему превращению в сартов таджики относятся совершено равнодушно, мне сдается, даже охотно, потому что сделавшись сартами, они избавляются от позорной елички раба, *** (кул), данной им тюрками. Многие жители кишлаков Хиссарака, Сангинака и Искента ни за что не хотели сознаться мне в своем таджикском происхождении именно потому что, не их имению, назвать себя потомками таджиков значит признал себя рабами. Впрочем, в Хиссараке част населении к самом деле по происхождению сарты, потомки охотников выходцев из Ташкента, поселявшихся в Хиссараке в числе 5-10 семейств лет 100 назад.

Выше и заметил что таджиков ташкентского уезда нельзя народом обозначаемым в экономическом отношении. Тем не мене они очень довольны своего судбою сравнению с хозяйском временами. Это объясняется двумя причинами. Во первых завоеванием края русскими или таджиков как для всех туземцев стали легчи платят подати причем с бор податей производится туманным образом, тогда как с ханским времена бедыни понуждались к хилате налогов палками. Но словам старих туземцев они плотили к ханское время следующие налоги: ушр 1/10 с носков под дождь хумс 1/5 прошеных

Вторая причина, заставляющая теперь ташкентских таджиков благословлять свою участь, то что они избавлены от грабежей и разбоев со стороны кочевого населения, на прекращавшихся в крае до русских. В настоящее время долго таджики тянутся далеко за кишлаками, а раньше посевы производились им, часто только внутри курганов (крепостцы), за стены которого они не решись выходит, боясь киргиз, кара – киргиз и кипчаков. Все эти кочевники беспрестанно нападали на беззащитных таджиков так же как и на самим сартов. В некоторых горных кишлаках, как Наркент, Аблык и до сих пор сохранились курганов служившие туземцев защитою от кочевников в других местах напр в Богустане остались лишь развалины курганов. Брыч –муллинцы наблюдали за своими врагами, с вершины горы, Дорз как только в дали показывалось пыл или появлялись две-три всадники, тотчас же все скрывались в ущельях и рощах. Кочевники являлись, грабили кишлак и угоняли скот. Часто таджики, спасаясь от врагов, сами же разрушали свои мосты на реках. У стариков Бискена и теперь еще свеж в памяти последний набег кара- киргиз на их поселение в год взятии русскими Ташкента: под предлогом измены таджиков Худояр –хану кара –киргизы напали на них и снесли их кишлак, находившийся в то время на левом берегу р. Бискена, при чем совершено было много убийств. Несчастные таджики снова выстраивались уже направим берегу реки, на менее удобном месте. Поэтому бискенции до сих пор боятся кара – киргиз, которых насчитывают близ Бискена более 150 кибиток, разбросанных ущельям. Таджики Бискена спрашивали меня нельзя ли русских властям ** кара –киргизам прекратит их подозрительным сходбища в ущельях и поселиться всем вместе образовав благоустроенный кишлак. С приходом русских в край все таджики вздохнули свободны и теперь благодарит Бога в Русского Царя за ниспосланий им мир и сравнительное благосостояние.

Прежде чем закончит настоящий очерк, скажу несколько слов о таджикском наречии ташкентского уезда сравнительно с тем, которым говорит неграмотное население на Бухаре и Самарканд. Образование по своему таджики стараются говорит чистыми персидском языком: на письме же обязательно пользуются им, так как письменного таджикского языка или наречие не существует. С грамматической стороны ташкентское таджикское наречие редко отличается от бухарского –самаркандского способом передачи трех наших падежей: дательного, винительного – направлении и предложного –места. Как раз это же самая особенность имеется и в сартовском язык так же местностей. Если к этому прибавит, что в наречии таджиков ташкентского уезда еще больше тюркской лексической примеси, чем в таджикском наречии Бухары и Самарканд, то этим исчеркивается все существенная разница между интересующими нас диалектами персидского языка.

О таджикском же наречие вообще сравнительно с настоящим персидском языком замечу что они отличаются от последнею с фонетической стороны: более открытым, мягким и глубоким характером гласных звуков, а с синтаксической – построением речи и тюркский лад. Владеющему сартовским и персидским языками нетрудно убедиться, что, при знании грамматических особенностей таджикского наречия, ему следует только совершать дословный перевод с сартовского персидскими словами, как соблюдением названных особенностей, и у него будет выходит совершенно по таджикский, так как, таджикское наречие и сартовский язык, по грамматической конструкции своих оборотов, представляют из себя как бы сколок друг с друга.

В заключение докладываю общему собранию, что в полном отчет у меня будет приведены, кроме главнейших диалектологических отличий таджикского наречий, от персидского языка, два-три таджикских рассказами русскими буквами, с русским переводом.

*П. Кузнецов ученый ориенталист.

1.Известия Туркестанского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Т.2, вып. 2, 1900 г

Стилистические и лексические особенности текст автора приведены без изменений в соответствии с нормами литературного языка того времени.

Подготовлена С. Бобомуллоевым.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить