Кто такой Омар Хайям, бунтарь, мятежник, ученый? А может быть, это все лишь ширма для истинного поэта, который не мог прожить и дня без поэзии? Тяжело дать ответы на эти вопросы. Многие историки до сих пор с пеной у рта пытаются доказать свою правоту, нам же остаётся только одно. Наслаждаться одновременно грустными и противоречивыми, красивыми и загадочными, непонятными и таинственными рубаи.
Тем не менее Омар Хайям это не только поэт, а ещё и блестящий астроном, математик. О таких как он говорят: «Эти люди опередили своё время». Так случилось и с Омаром. Лишь спустя много лет его научные труды дошли до европейских учёных. И во многом это заслуга выдающегося математика Насреддина Туси, который посвятил свою жизнь разработкам научных трудов этого необычного человека.
Начало начал
Родился же Омар в далёком 1048 в городе Нишапур, учился в крупнейших научных центрах того времени. Но не это в нём примечательно. Большинство людей, которые восхищались его личностью, приводила в восторг противоречивость и гармоничность этого человека. Многие сходятся на мысли, что больше всего он хотел познать наш мир и сделать его лучше. Для этого философ использовал разные методы. С одной стороны, это были точные науки, такие как математика и астрология, с другой — поэзия, как духовная сущность всего живого — эссенция естества.
Мало кто знает, но Омар Хайям был сыном простого палаточника. До двенадцати лет он упорно занимался математикой и астрологией, потом стал учеником в медресе, где окончил курс по медицине и праву, получив звание хаким. Проще говоря, стал практикующим врачом.
Когда Омару было 16 лет, началась эпидемия, в которой умерли его родители. Продав свой дом, он отправляется в Самарканд, где вновь поступает в медресе. Однако судьба уготовила юному поэту недолго ходить в учениках. Вскоре талантливого юношу заприметили и сделали наставником.
После Самарканда Омар много путешествовал. На некоторое время задержался в Бухаре, где работал архивариусом. Десять лет он пробыл в этом городе. И именно в данный период жизни выходят его знаменитейшие трактаты по математике. Ну а потом пришло время отправиться в столицу. Именно там молодой человек обретёт славу и уважение, а также узнает истинное значение власти.
Власть и вольнодумец
Отдельную роль в жизни философа и поэта сыграли отношения с властью. Началось всё в 1074, когда он прибыл в центр государства Исфахан. Вскоре блистательный молодой человек становится духовным наставником султана Мелик-шаха I. Естественно, без протекции здесь не обошлось. Особую роль сыграл визир тогдашнего двора Низам аль-Мулька. Он составил Омару протекторат, и не ошибся. Уже через два года лично султан сделал своего духовного наставника главой дворцовой обсерватории. До 1092 года учёному удаётся сделать множество фундаментальных открытий в природоведении, математике, астрономии. Но в этом же году умирают визирь и султан, а Хайям лишается поддержки и заступничества. Его публично обвиняют в вольнодумстве и называют безбожником. Жизни и положению поэта угрожает опасность. Чтобы избежать смерти ему приходится покинуть столицу и отправится восвояси.
Тем не менее уважение среди простого народа Омар не потерял. Лишним тому свидетельством является забавный случай, который произошел с мудрецом, когда тому стукнуло 78. В него влюбилась восемнадцатилетняя дочь гончара. Её отец был моложе Хайяма почти на четверть века. Но когда ситуация получила дальнейшее развитие, и на повестке дня возник вопрос о женитьбе. Будущий тесть сказал просто и лаконично. Суть сказанного заключалась в следующем — для него честь отдать свою дочь за величайшего из мудрых.
Философ и религия
Омар Хайям считается одним из родоначальников религиозного концептуализма. Он признавал бога, как начало всего сущего, но конкретный порядок объяснял природными причинами. К сожалению, в то время это был крайне свободный взгляд на всё сущее. Как раз началось обострение между религиозными ортодоксами и новыми сектами. На фоне всего этого изречения одного из влиятельнейших людей своего времени имели огромный вес.
Всё началось ещё в 1080 году с выходом в свет трактата «Про бытие и повиновение». Данная работа вызвала широкий резонанс в обществе. В итоге сам имам(главное духовное лицо в государстве) прислал Омару письмо с просьбой признать мудрость бога во всём. На что последовал вполне закономерный философский ответ. Через двенадцать лет Хайяму пришлось покинут город.
Подводя итоги
Всю свою душу вкладывал великий философ в короткие, но острые рубаи. Именно по ним мы можем понять, насколько сильно это человек любил жизнь, и в то же время признавал её несовершенство. Его стихи полны страсти, протеста, неприкрытой иронии. Иногда поэт впадает в некий пессимизм или даже фатализм. Но именно на их фоне острее всего ощущается желание жить, творить, любить!