Реальная историческая память действует на протяжении трех-четырех поколений: от деда до внука, в крайнем случае – правнука. Это то, что способен рассказать очевидец событий. Опыт очевидца может быть зафиксирован на бумаге, а может остаться в пересказе потомков, постепенно превращаясь в легенды, а затем - в мифы. Взаимоотношения стран и народов в этом плане - не исключение: далеко не все в этом долгом и противоречивом процессе зафиксировано на скрижалях истории, очень много утеряно и позабыто. Во тьме веков теряются и первые факты контактов народов Средней Азии и русских. Однако доподлинно известно, что им уже - более тысячи лет!
«Искусство» картографа
Древние географы представляли мир совсем не таким, каким знаем его мы. Все пространство за горизонтом, куда не мог дойти завоеватель или доплыть купеческий корабль, становилось им известным благодаря «достоверным» рассказам беглых пленников, спасшихся в кораблекрушении моряков, отчаянных авантюристов, рискнувших заглянуть в неведомое. Все это приводило к тому, что географические карты, начиная со времен Геродота, Страбона и Птолемея и до XVIII века, были похожи скорее на красочные картинки, украшенные орнаментом, чудовищами и экзотическими дикарями «о двух головах», которыми старались заштриховать белые пятна совершенно неведомых областей. Чего, например, стоит карта Азии венецианца Марко Поло, появившаяся в XIII веке: путешественника в дрожь бросало от всех морских и сухопутных чудовищ, обитавших от Аральского моря до Тибета.
Как на этих картах выглядела современная Средняя Азия? На каждой из них обязательно были Бактрия и Согдиана – две главные составляющие прародины таджиков. Здесь же указаны кочевавшие саки и скифы. От территории Южной Азии всех их отделяют гигантские «горы Тавра», в которых угадываются слившиеся для древних географов воедино Гиндукуш, Памир и Гималаи. Из-за своей труднодоступности эта часть Азии многие века после древнегреческих географов Птолемея и Страбона оставалась «белым пятном», которое щедро «населялось» мифическими чудовищами и беспощадными людоедами.
Карта Азии VII по Птолемею (из «Географии» 1540 г.). Фото с сайта Mir.zavantag.com
Однако для наших далеких предков на Руси Бактрия, Согдиана и Персия (Иран) не были странами загадочными и таинственными. Заметим только, что в восточных письменных источниках, к примеру, у историка Табари, название «Русь» упоминается в событиях, относящихся к 644 году. В «Истории Табаристана» Мухаммеда эль-Хасана упоминается, что в 909 году шестнадцать кораблей русов не в первый раз прибыли в Абесгун на южном берегу Каспия. Следующий визит они нанесли в 910 году. О походах русов в Мазендаран в 912-913 годах упоминает другой таджикско-персидский автор – Масуди.
В древнейшем из признанных русских исторических источников – «Повести временных лет» - подробно описан путь по Волге и морем в «удел Сима», то есть в арабские страны.
Еще более определенно описывает путь русских купцов в земли, заселенные потомками сына легендарного Ноя, арабский историк и географ Ибн-Хардадбех: «А если желают, то ездят Танаисом (Дон – Прим. авт.), рекою славян, проходят через Камладж, столицу хазар, там их владетель берет с них десятину. Затем они плавают по морю Джурджана и выходят на нужный им берег… Иногда они возят свои товары из Джурджана в Багдад; евнухи-славяне ж бывают здесь за переводчиков». Легко понять, что Джурджаном арабский географ называет Хорезмское государство, известное арабам по названию города Ургенча.
О постоянных контактах Руси с Хорезмом упоминает и историк Аль-Ауфий (XIII век), который сообщает, что часть русов в 300 году Хиджры (922 год от Рождества Христова) приняли христианство, а затем, когда увидели, что это обстоятельство стеснило их, решили перейти в мусульманскую веру и обратились по этому поводу к правителю Хорезма. Последний с радостью отправил к ним имама, и русы стали мусульманами. Это указание средневекового ученого представляет огромный интерес как свидетельство той большой роли, которую русские играли в политической жизни прикаспийских областей.
Вместе с тем в этом факте можно узнать другое историческое событие - принятие Киевской Русью христианства в 988 году. Этому событию, как известно, предшествовал так называемый «выбор вер», устроенный киевским князем Владимиром накануне. На публичный диспут в Киев им были приглашены видные представители иудаизма, православия и ислама, в жарких спорах пытавшиеся доказать преимущество своих вероисповеданий. Мусульманские богословы были приглашены на диспут из Хорезма, где, по мнению князя Владимира, «мусульманская вера была крепкой и неиспорченной».
Не обошел своим вниманием древнюю Русь и великий таджикский поэт и ученый Абулькасим Фирдоуси (934-1021), который, повествуя об огромных богатствах Сасанидского царя Хосрова II Парвиза, указывает на один из принадлежащих ему несметных кладов, попавших по воле судьбы в его руки. Он состоял из драгоценностей, собранных в Китае, Индии, Хазарии и на Руси:
Нахустин, ки бинход ганчи Арус,
Зи Чину зи Бартосу аз Хинду Рус.
В переводе:
Из кладов, отложенных первый – Арус(ь),
Чин с Хиндом копили с Буртасами Рус(ь).
Твердая валюта Евразии
Уже в XVIII веке видный немецкий ученый-нумизмат О.А.Тихсен, тщательно изучив монетные клады в Европе и России, пришел к убеждению о существовании тесных торговых связей древнерусского государства со Средней Азией. Первые клады саманидских серебряных монет – дирхемов - на территории России были найдены еще в XIX веке и сразу привлекли внимание ученых. По подсчетам специалистов, в странах Восточной и Северной Европы выявлено более четырехсот кладов, содержащих саманидские монеты. Всего на Руси того времени в обороте находилось несколько десятков тысяч саманидских дирхемов.
Одним из центров, где осуществлялась торговля между нашими народами, была столица Хазарского каганата – расположенный в устье Волги город Итиль; другим – город Булгар близ нынешней Казани. В эти города приезжали из Средней Азии купцы, а с северо-востока – русские, и здесь между ними происходил обмен товарами.
Русь поставляла в Среднюю Азию «рыбий зуб» (моржовый клык) для изготовления четок (тасбе) и рукоятей для ножей и сабель, металлическую посуду, меха, металл в слитках, оружие, льняные ткани, сукно, зеркала и другие ремесленные изделия. Из Средней Азии (главным образом из Бухары) на Русь ввозились шелковые ткани, породистые кони, пряности, мускус, амбра, ревень, хлопчатобумажные ткани, бадахшанский лазурит (ланджвар) и бирюза.
Саманидский дирхем был расхожей валютой на огромном пространстве Евразии. Отсюда он попадал в Киев, Переславль, Чернигов, Новгород Великий, Псков, русские и греческие города Причерноморья. Отсюда же часть дирхемов уходила в другие торговые центры Восточной и Западной Европы.
Надпись на аверсе монеты: «Во имя Аллаха отчеканен этот дирхем в Самарканде году 302». Фото c сайтаИсламская нумизматика
Интересно, что найденные в России саманидские дирхемы чеканились в разных городах Мавераннахра – в Бухаре, Самарканде, Чаче (древнее название Ташкента), Балхе, Андаробе и других крупных центрах. Во внешней торговле активно участвовали также Хутталь (средневековый Куляб) и Рашт, дирхемы которых были найдены в России. Так, дирхемы Хутталя чеканки 925-926 годов имеются в составе клада, обнаруженного в Неревском районе Новгородской области.
Следует уточнить, что торговля велась не только через Булгар и Итиль: купцы из Киева и Новгорода уже с VIII века использовали Волжско–Каспийский путь. Наиболее популярным пунктом сезонной ярмарочной торговли здесь было побережье нынешнего полуострова Мангышлак, известное русским под… таджикским названием Сиях–кух (Черная гора).
Саманидские дирхемы были настолько популярны на Руси, что в Булгаре чеканили монеты в подражание им. Очень характерно то, что эти подделки были подражанием именно дирхемам саманидского правителя Исмаила I. Судя по всему, именно во времена этого правителя торговля с Киевской Русью достигла наивысшего расцвета. Все это – яркое свидетельство тесных и непрерывных торговых связей Средней Азии и Руси.