Интересные и малоизвестные факты из жизни Шигабутдина Марджани в Бухаре
Данная статья посвящена интересным фактам из жизни известного татарского богослова, философа, историка, этнографа и просветителя Шигабутдина Марджани (1818—1889) в Средней Азии, где он провел более 10 лет. Большую часть времени Марджани провел в Бухаре, которая для татар в то время была главным местом получения религиозного образования. Шигабутдин Марджани отправился в Бухару 17 мая 1838 года. После долгого пути, добравшись до Бухары, он купил себе комнату и начал обучаться в медресе. Так как Марджани получил хорошие знания в медресе своего отца, уровень тех знаний, которые давались в бухарском медресе не удовлетворяли его в полной мере. Позже он начал самостоятельно получать знания и сам обучал шакирдов. В своих воспоминаниях о положении образования в Бухаре Шигабутдин Марджани отмечал: "Наш народ в плане методов обучения берет пример у Бухары, но несмотря на сложившуюся хорошую молву о Бухаре, народ и власть в Бухаре далеки от образования, система управления испорчена, а обучение хаотичное".
Марджани с детства отличался большими способностями к анализу и критическому подходу. Обучаясь в Бухаре, его не удовлетворяли отговорки, что "так написано в книге". Он всегда задавался вопросами: "Почему так написано?", " Что является причиной?", "Соответствует ли эта книга духу Ислама?" Задавая себе множество вопросов, он пытался найти на все вопросы конкретные ответы. По этой причине Марджани устраивал большое количество диспутов со своими учителями и шакирдами. Его желание докопаться до истины во всех возникавших религиозных вопросах, с одной стороны выделяло его среди других шакирдов, с другой портило нервы тем, кто подходил к вопросам чисто формально и ограничивался написанным в книгах. Ведь в то время богословы Бухары утопали в подражании и копировании прежних ученых в стиле: тот ученый сказал это, а другой то-то, а в книге третьего написано так-то. На что богословы Бухары пытались обвинить Марджани в предвзятости, неуважении к муджтахидам и видным ученым, в выходе за рамки своего мазхаба и т.п.
Главная проблема, которая волновала его в то время была связана с иджтихадом: обладает ли богослов опираясь на Священный Коран и сунну правом суждения по религиозно-правовым вопросом или, как утверждало большинство бухарских ученых, все уже сделано прежними богословами и колодец иджтихада закрыт. Марджани сам был противником утверждений, что иджтихад закрыт для новых богословов, и всячески отстаивал свою точку зрения. В Бухаре его стали обвинять в мутазилитстве (религиозно-философское учение, опирающееся на рационализм) и приверженности шиизму. В то время в Бухаре это было опасным обвинением, которое могло грозить не только тюремным заключением, но и смертной казнью.
Положение Шигабутдина Марджани в Бухаре с каждым днем ухудшалось. Еще одно событие в Бухаре имело негативные последствия для Марджани. Правивший в то время в Османской империи султан Абдулмеджид (года правления 1839—1861), видя желание России присоединить к себе Среднюю Азию, отправил бухарскому эмиру Насрулле своих эмиссаров. Османская империя в тот период усилила свое влияние в мире, и эмиссары обратились к эмиру с предложением признать халифом турецкого султана, и вовремя хутбы читать молитву о здравии султанов. А также хотя бы формально объявить территорию эмирата автономной частью Османской империи.
Вероятней всего этот шаг султана был осуществлен при поддержке англичан, которые с опаской смотрели на растущую гегемонию России в регионе. Однако, далекие от большой политики советники эмира, увидели в этом попытку Османской империи захватить Бухару и лишить эмира власти. Под влиянием русских агентов, они потребовали убить эмиссаров султана. Шигабутдин Марджани видя географическое положение Бухарского эмирата и его военную отсталость, а также понимая о будущих планах России, пытался объяснить о пользе этого союза с Османской империей. Однако враги Марджани представили это событие как попытку унизить эмира и Бухару, растоптать уважение к бухарским ученым-богословам и призвали власти принять меры по отношению к этому пришлому ногаю (татар в Средней Азии традиционно называли "ногаями") желающему оскорбить Священную Бухару. Желая разрушить доводы Марджани и эмиссаров султана о мощи и планах русской армии, они в след отвечали: "Бухари мухафузаи биль меликаи" (Бухару охраняют ангелы).
Это выражение практически воспринималось как хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В результате эмиссары султаны с трудом спасли свои жизни и смогли отправиться обратно в Стамбул, а Марджани был вынужден бежать из Бухары в Самарканд. В Самарканде Марджани практически все свое время проводил в библиотеках, углублял свои знания, читая в основном произведения ученых времен Шахруха Улугбека - самого яркого периода в истории Самарканда. Шигабутдин Марджани вернулся в Казань в 1849 году. 23 июня 1868 году во время правления сына Насруллы, эмира Музаффара, Бухарский эмират признал свою вассальную зависимость от Российской империи. А в сентябре 1873 года по новому договору Бухарский эмират признавался протекторатом России.