Таджикская философия

tajik-philosophi

Что такое философия - это выражение ваших мыслей на обстоятельства, но не всегда действия. Таджикам сегодня, остается первое.

В древности и средневековье вост.-иранские (предки таджиков) и зап.-иранские (предки персов) народности объединялись в пределах общих рабовладельч. и феод. гос-в, и вплоть до 15 в. невозможно говорить об истории каждого из народов в отдельности. Культура (в частности философская), созданная таджиками и персами на протяжении веков, является общим достоянием этих народов (см. Иранская общественная мысль).

Возникшая в вост.-иранской среде в доахеменидский период (8–6 вв. до н. э.), зороастрийская религия (см. Зороастризм) объединила вост. и зап. иранцев. Авеста, стоящая у истоков зороастрийского дуализма, сформулировала троичный идеал праведника ("добрые помыслы", "добрые речи", "добрые дела") в противовес триаде "неверных" ("злые помыслы", "злые речи", "злые дела"). В зороастризме существовала и монистич. тенденция зерванизма (зрванизма). Трактат "Толкование, которое устраняет сомнение" критикует зрванистов за отрицание ими существования бога и нежелание соблюдать религиозные (зороастрийские) обряды.

Манихейство восприняло от зороастризма учение о дуализме добра и зла; популярность манихейства сохранялась даже после араб. нашествия и утверждения ислама в качестве гос. религии. В рамках ислама манихейство подготовило появление суфизма и исмаилизма. Антифеод. настроения трудящихся в период 5 – нач. 6 вв. нашли идеологич. выражение в учении Маздака (см. Маздакизм), дуалистич. религ.-филос. система к-рого провозглашала равенство людей и социальную справедливость (проповедь "эры справедливости" и т. д.). Если араб. завоеватели и ортодоксальные богословы игнорировали любую культуру и науку, кроме исламской, то прогрессивная часть ираноязыч. общества живо интересовалась и доисламской религ.-филос. традицией, и филос. культурой Запада; появляется обширная переводная лит-ра, гл. обр. с греческого: трактаты Платона, Аристотеля, Порфирия и т. п. Замечат. знатоком греч. философии, напр., был прогрессивный ученый и философ ар-Рази (см. Рази), к-рому противостояло ортодоксально-исламское направление во главе с аль-Бухари (810–870). Др. представителями прогрессивной науч. и филос. мысли того времени являлись ближайшие предшественники и современники Рази – Абу Джафар ибн Муса аль-Хорезми, Муваффак ибн Али аль-Харавийя, Абу Бакр Ахавайни, Абу Мухаммед Ходженди и др. Одним из первых комментаторов Аристотеля был крупнейший философ вост. средневековья Фараби.

Интерес к социальной тематике и филос. вольнодумство характерны для поэтич. творчества Рудаки (ум. 941) – основоположника тадж. классич. лит-ры, и его современников: Абу Зарра, Абу Шукур Балхи, Мухаммада Хусравани, Шахиди Балхи и др. Поэзия Дакики и в особенности Фирдоуси воспевала прогрессивные для своей эпохи социально-политич. и гуманистич. идеалы.

Возвышение династии Саманидов (9–10 вв.) ослабило влияние Халифата; в Мавераннахре усиливается тенденция к территориальному, языковому и культурному объединению, прерванная араб. нашествием. Образование собственно тадж. народности совпадает с процессом становления национальной государственности. Лит. язык дари (таджикский) на территории Мавераннахра, Хорасана и Балха становится не только языком художеств. культуры (Рудаки, Дакики, Фирдоуси), но, в известной мере, и науки (Ибн Сина, Насир Хосров, Омар Хайям и др.). Науч.-филос. культура в это время переживает пору расцвета. Мировую известность приобрели естественнонауч. труды Бируни и Авиценны (Ибн Сины). Выдающийся тадж. ученый - энциклопедист, испытавший разнообразные филос. влияния, Ибн Сина создал собств. филос. систему, переработавшую достижения современного ему естествознания. Описывая многообразие бытия с помощью трех универсальных понятий: необходимости, возможности и действительности, Ибн Сина объяснял переход от возможности к действительности с т. зр. пантеистич. теории эманации мира из божества. Материалистич. элементы содержатся и в теории познания Ибн Сины, во взглядах на человеческое восприятие как исходный момент процесса познания и т. п. Прогрессивной линии Ибн Сины и его последователей в философии противостоял калам. Одновременно с расцветом наук и философии в 10–11 вв. возникает своеобразная религ. оппозиция ортодоксальному исламу – исмаилитско-карматская ересь (см. Карматы, Исмаилиты), догматика к-рой складывалась под влиянием неоплатонизма и манихейства. С исмаилизмом были связаны мн. мыслители этой эпохи – Сиджистани (10 в.), Насир Хосров (11 в.), Низари (13 в.) и др.

Младшим современником Насира Хосрова был Омар Хайям – крупный математик, астроном и поэт, который в своих философских трактатах продолжил традицию Ибн Сины и восточного аристотелизма.

К концу 10 – нач. 11 вв. большую популярность среди народов Ближнего и Ср. Востока приобретает суфизм. Источником суфизма принято считать движение захидов ("отшельников"), к-рое объединяло беднейшие слои араб. народа, настроенные оппозиционно по отношению к феодализировавшейся светской власти Халифата. Филос. догматика суфизма питалась идеями манихейства, гностицизма и неоплатонизма в интерпретации "Братьев чистоты" (см. Ихван ас-сафа) и во многом была враждебна правоверному исламу; мн. видные суфии в 9–10 вв. были объявлены еретиками или безбожниками и пали жертвой мусульм. инквизиции. Схоластич. философия суфизма была заключена в след. триаду: шариат (познание и соблюдение закона, раскрытого в откровении), тарикат (морально-психологич. методы духовного самосовершенствования) и хакикат (учение о подлинном бытии, в к-ром суфия озаряет интуитивное знание об истинной природе божества и своей сопричастности к нему). Теоретич. основы суфийских учений в 10–11 вв. разработала т. н. хорасанская группа суфиев: Сулами, Кушайри, Абу Саид, Харакани и др. Крупный теолог Газали стремился разрешить на базе суфизма противоречие между наукой и религией. Газали выступал против Фараби и Авиценны, принесших, по его мнению, религию в жертву науке. Систематич. критику религ.-идеалистич. концепции Газали дал Ибн Рошд. К 12 в. суфизм становится крайне сложным и неоднородным течением, сочетающим в себе элементы филос. вольнодумства с мистицизмом, усилившимся в Ср. Азии 13 – нач. 14 вв. в связи с монг. нашествием. Внутри суфизма Джалаледдин Руми, Санаи, Аттар, Саади, Хафиз и др. противопоставляли мистич. настроениям рационалистич. и гуманистич. мотивы.

Наиболее крупным ученым и философом 13 в. был Насирэддин Туси, сделавший неск. важных открытий в области математики и астрономии, а в философии выступавший как ученик Ибн Сины; в его трудах разрабатываются осн. традиц. проблемы ср.-век. философии: проблемы категорий бытия, свободы воли, чувственного и рацион. познания, приобретенного и неприобретенного знания, истины, классификации наук и т. п.

В 13–14 вв. наиболее распространенным жанром филос. лит-ры становится комментарий. В нек-рых комментариях с позиций мистицизма интерпретировалось наследие суфийских теоретиков, в других, как напр. у Кутбиддина Шерози (13 в.), Кутбиддина Рази (14 в.), Джалаледдина Даввани, Алии Кушчи (15 в.), пропагандировались филос. идеи Фараби, Ибн Сины, Омара Хайяма и др. В 14 в. с антиклерик. критикой выступал талантливый сатирик Убейд Закани.

Абдуррахман Джами (15 в.), философ и тонкий поэт-лирик, создавший целую поэтич. школу, был приверженцем суфийского ордена "Нахшибанда" (см. Накшбендизм), в рамках к-рого проповедовал труд, справедливость и знание как основы идеального человеческого общества.

С 16 в. в идеологич. жизни общества доминирующим становится религ.-идеалистич. направление, против к-рого выступали представители прогрессивной тенденций в обществ. мысли – Бинои (1453–1512), Восифи (1485–1551 или 1556), Хилоли (за сатиру на феод. правителя казненный в 1529), Саидои Насафи (ум. 1707 или 1711). Большое и противоречивое влияние на последующее развитие обществ. мысли Таджикского и др. народов Ср. Азии и Афганистана оказал Бедиль, живший в Индии.

18 в. и 1-я пол. 19 в. в Таджикистане – период расцвета богословия; светская наука в эту эпоху носила в основном схоластич. характер.

Во 2-й пол. 19 в. Ср. Азия превратилась в колонию царской России; к тяжелому феод. гнету прибавился; колониальный. Вот почему в этот период на первый план выдвигаются вопросы нац. прогресса, социальной справедливости, устранения ср.-век. феод. порядков во всех сферах обществ. жизни. Представителями демократич. просветительского направления были Ахмад Дониш (1827–97) и его последователи – Хайрат (ум. 1902), Мирзо Азими Соми (ум. 1910), Асири (ум. 1916), доктор Собир (1877–1914), Сиддики (ум. 1927), Фитрат (1889–1937), С., Айни (в доокт. период), и др. Хотя все они еще разделяли религ. миросозерцание, в то же время в своих произв. критиковали ислам, теологич. концепцию истории, выступали против реакц. панисламистских идей.

Революция 1905–07 в России активизировала политич. деятельность тадж. трудящихся, а т. н. Среднеазиатское восстание 4 июля 1916 (в Ходженте) закрепило их связи с рус. революц. движением.

В первые годы после Октябрьской революции распространение и утверждение марксизма - ленинизма в Таджикистане проходило в сложной атмосфере борьбы с пантюркистской идеологией. В 20–30-х гг. марксистско-ленинская теория стала программой действия нар. масс в борьбе за социализм; получают конкретную разработку вопросы нац., гос. и культурного строительства. Систематическая н.-и. работа в области философии начинается в Таджикистане с конца 30-х и нач. 40-х гг. В 50–60-е гг. философы республики включаются в разработку проблематики диалектич. и историч. материализма, филос. вопросов совр. естествознания, истории филос. и обществ.-политич. мысли тадж. народа (А. Богоутдинов, М. Асимов, Е. Э. Бертельс, М. Болтаев, М. Раджабов, Н. Одилов, С. Б. Морочник, В. И. Приписнов и др.). Плодотворную работу по переводу произв. К. Маркса, Ф, Энгельса, В. И. Ленина (в частности их филос. трудов) провел Ин-т истории партии при ЦК КП Таджикистана, что позволило унифицировать филос. терминологию в тадж. яз. на основе понятий диалектич. материализма. Определ. успехи достигнуты в Таджикистане и в плане подготовки филос. кадров. В составе АН республики имеется Отдел философии (организован в 1951), а при семи вузах – кафедры философии.

Лит.: Богоутдинов А. М., Выдающийся памятник филос. мысли тадж. народа, "ВФ", 1948, No 3 (5); его же, Из истории обществ.-политич. мысли тадж. народа, там же, 1951, No 3; его же, О консолидации тадж. социалистич. нации, "Труды АН Тадж. ССР", 1955, т. 31; его же, Очерки по истории тадж. философии, Душанбе, 1961; Гафуров Б. Г., История тадж. народа, 3 изд., т. 1, М., 1955; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1–2, М" 1955–56; Брагинский И. С., Из истории тадж. нар. поэзии, М., 1956; История философии, т. 1, М., 1957, с. 239–49; Ρаджабов З., Из истории обществ.-политич. мысли тадж. народа во 2-й пол. 19 и начале 20 вв., Сталинабад, 1957; Рудаки и его эпоха. Сб. ст., Сталинабад, 1958; Бертельс А. Е,, Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Григорян С. Н., Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7–12 вв., с прилож. избр. филос. произв. Фараби, Газали и Маймонида, М., 1960; Бертельс Е. Э., Избр. труды, т. 1, 3, М., 1960–65; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, [пер. с нем.], М., 1962; История тадж. народа, т. 1–3 (в 5 кн.), М., 1963–65; Айни С., Куллиёт, ч. 11, кит. 1–2, [Душанбе], 1963–64; Рус.-тадж. терминологич. филос. словарь, (сост. М. Асимов, М. Диноршоев, М., Бачаев], Душанбе, 1966; Ашуров Г., Развитие марксистско-ленинской философии в Таджикистане, "ВФ", 1967, No 5.

Г. Ашуров. Душанбе.

(Источник информации, использовавшийся при составлении данного материала: «Философская Энциклопедия» . В 5-х т. – М.: Издательство "Большая Советская Энциклопедия", 1960–1970.)

Случайная притча:

Большой пес, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:

- Что ты так гоняешься за хвостом?

- Я изучил философию, - ответил щенок, - я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки - это счастье, и что мое счастье - в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.

- Сынок, - сказал пес, - я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье мое - в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы я не делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.