Али ибн Абу Талиб

Али, полное имя Али ибн Абу Талиб, (родился около 600, Мекка, Аравия (в настоящее время в Саудовской Аравии) — умер в январе 661 года, Эль-Куфа, Ирак), двоюродный брат и зять Мухаммеда, Пророка Ислама, и четвертый из «праведных» (рашидун) халифов, как называются первые четыре преемника Мухаммеда. Правя с 656 по 661 год, он был первым имамом (лидером) шиизма во всех его формах. Вопрос о его праве на халифат (политико-религиозная структура, включающая сообщество мусульман и его территории, возникшая после смерти Мухаммеда) привел к единственному крупному расколу в исламе на суннитскую и шиитскую ветви.

imam ali ibn abi talib by yassercreations d4khjfs

Имена и источники

Али известен в исламской традиции по ряду титулов, некоторые из которых отражают его личные качества, а другие получены после определенных эпизодов его жизни. Среди них Абу аль-Хасан («Отец Хасана» [имя его старшего сына]), Абу Тураб («Отец пыли»), Муртад («Избранный и довольный»), Асад Аллах («Лев Бога»), Хайдар («Лев») и, в частности, среди шиитов — Амир аль-муминин («Князь верных») и Mawlāy-i Muttaqiyān («Повелитель богобоязненных»). Например, титул «Абу Тураб» напоминает о времени, когда Мухаммед вошел в мечеть и, увидев там спящего Али в пыли, сказал ему: «О отец пыли, встань».

За исключением Мухаммеда, в истории ислама нет никого, о ком было бы написано так много на исламских языках, как об Али. Основными источниками знаний о жизни Али являются хадисы и литература Сира (рассказы о жизни пророка Мухаммеда), а также другие биографические источники и тексты ранней исламской истории. Обширные вторичные источники включают, в дополнение к работам суннитов и шиитов, труды христианских арабов, индусов и других немусульман из стран Ближнего Востока и Азии и несколько работ современных западных ученых. Однако многие из ранних исламских источников в некоторой степени окрашены в той или иной степени предвзятостью, как положительной, так и отрицательной, по отношению к Али.

Жизнь Али

Ранние годы

Жизнь Али, как записано в суннитских и шиитских текстах, может быть разделена на несколько отдельных периодов, разделенных основными событиями. Сын Абу Талиба и его жены Фатимы бин Асад, Али, согласно самым древним историческим источникам, родился в 13-й день лунного месяца Раджаба, около 600 года, в Мекке. Многие источники, особенно шиитские, отмечают, что он был единственным человеком, рожденным в священном святилище Каба, которое, как говорят, было построено Авраамом и позже посвящено традиционным богам арабов, и стало центральной святыней Ислама после появления религии и удаления из нее всех идолов. Али был связан с Пророком через отца и мать: Абу Талиб был дядей Мухаммеда и стал его опекуном после смерти отца мальчика, а Фатима бинт Асад стала матерью Пророка после смерти его биологической матери. Когда Али было пять лет, его отец обнищал, и Али был взят и воспитан Мухаммедом и его женой Хадиджой бинт Хувайлид. В 10 лет Али, согласно традиции, стал вторым человеком после Хадиджи, принявшим ислам. Отец Али не отказался от своей преданности традиционному арабскому многобожию, но он принял решение Али, сказав ему: «Поскольку он [Пророк] ведет тебя только к праведности, следуйте за ним и держитесь рядом с ним».

Из Мекки в Медину

Второй период жизни Али, длящийся чуть более десяти лет, начинается в 610 году, когда Мухаммед получил первое из своих откровений, и заканчивается переселением Пророка в Медину в 622 году. В течение этого периода Али был постоянным спутником Мухаммеда. Вместе с Зейд ибн Хариса, который был как сын Пророка, Абу Бакром, уважаемым членом правящего племени курайшитов в Мекке и Хадиджой, он помог сформировать ядро ​​самой ранней мекканской исламской общины. С 610 по 622 год Али проводил большую часть своего времени, заботясь о нуждах верующих в Мекке, особенно бедных, распределяя между ними то, что у него было, и помогая им в выполнении повседневных обязанностей.

Как суннитские, так и шиитские источники подтверждают появление в 622 г. наиболее важного эпизода этого периода. Мухаммед, зная, что его враги замышляют убить его, попросил Али занять его место и спать в его постели; Затем Мухаммед тайно покинул Мекку с Абу Бакром и через несколько дней благополучно добрался до Медины (его прибытие знаменует собой начало исламского календаря). Когда заговорщики вошли в дом Мухаммеда с обнаженными кинжалами, они были очень удивлены, обнаружив Али, которому они не причинили вреда. Али дождался инструкций и через некоторое время уехал вместе с семьей Мухаммеда. Он благополучно прибыл в Губу на окраине Ятриба, который вскоре стал называться Аль-Масджид ан-Набави («Город Пророка») или просто Медина по указанию Пророка. Согласно некоторым источникам, он был одним из первых мекканских последователей Мухаммеда, прибывших в Медину.

Али и Ислам до смерти Мухаммада

Али, полное имя — Али ибн Абу Талиб (Ali ibn Abi Talib), было 22 или 23 года, когда он переехал в Медину. Вскоре после его прибытия Пророк сказал Али, что Бог велел ему (Пророку) отдать свою дочь Фатиму в брак Али. Этот союз повлиял на всю историю ислама, потому что в этом браке родилась дочь Зайнаб, которая в период Омейядов играла важную роль в отстаивании прав семьи Пророка после того, как ее брат Хусайн и два сына Хасан и Хусайн были убиты в Ираке. Последние двое являются предками, которые известны как Шариф или Саййид (что означает «благородный» и «хозяин»), то есть потомками Пророка и, таким образом, в глазах некоторых мусульман, законные наследники и духовные приемники Пророка Мухаммеда. Хасан и Хусайн также стали вторым и третьим имамами шиитов (соответственно) после Али.

Не смотря на то, что многоженство было разрешено, «Али не женился на другой женщине, пока Фатима была жива, и его брак с ней имеет особое духовное значение для всех мусульман, поскольку он рассматривается как брак между величайшими святыми личностями, окружающими Пророка». Пророк, который посещал его дочь почти каждый день, стал еще ближе к Али, однажды сказав ему: «Ты мой брат в этом мире и в загробной жизни». После смерти Фатимы Али женился на других женах и стал отцом многих других детей.

В течение этого периода Али было дано несколько важных заданий, таких как чтение Корана в 630 году в Мекке перед большим собранием паломников, в котором говорилось, что Мухаммед и исламское сообщество больше не связаны соглашениями, заключенными ранее с многобожниками. Год спустя Али был отправлен в Йемен для распространения учения Ислама. Пророк также назначил его одним из писцов, которые должны записывать текст Корана, который был открыт Мухаммеду в течение предыдущих двух десятилетий. Роль Али в создании письменной версии Корана является одним из наиболее важных его вкладов в Ислам.

По данным как суннитских, так и шиитских источников, Али также принимал активное участие в военной обороне исламской общины. Курайшиты стремились уничтожить общину в Медине в серии нападений, известных в исламской истории как газва («рейд» или «завоевание»). Али участвовал во всех этих сражениях, кроме одного, и был полководцем в битвах при Фадаке в 628 году и Аль-Ямане в 632 году. Он также сыграл особую роль в защите Мухаммеда в битвах при Ухуде в 625 году и Хунайне в 630 году. Он сражался с ведущим воином курайшитов Талахом ибн Аби Талахом, который хвастался, что победит любого мусульманина, посланного против него. Когда сам Талах потерпел поражение, он попросил милости у Али, сказав: «Каррама Аллаху ваджхаху» («Пусть Бог осветит его лицо благородством»). Это благословение стало одним из титулов Али; особенно используемым суннитами, он обычно сопровождается другими общепринятыми формулами мира и благословения.

Традиционные рассказы о силе, мужестве и храбрости Али в этих битвах и его стремление к справедливости сделали его воплощением рыцарства во всем исламском мире. В битве при Хайбаре в 629 году против группы мидийских евреев, которые, договорившись с мусульманами, а затем нарушив свое слово, забаррикадировались в форте, Али, согласно очень популярной легенде, сорвал дверь форта одной рукой и использовал ее как щит. Согласно другой легенде, архангел Гавриил, обращаясь к Пророку и ссылаясь на Дху Аль-Фикар, меч, который Али получил от Мухаммеда, заявил: «Нет рыцаря, кроме Али. Нет меча, кроме Дху Аль-Фикар».

Когда Ислам начал распространяться по всей Аравии, Али помог установить новый исламский порядок. Ему было поручено записать Соглашение Худайбия, мирный договор между Пророком и Курайшитами в 628 году. Когда в 630 году Мухаммед окончательно завоевал Мекку, он попросил Али гарантировать, что завоевание будет бескровным; это было достигнуто в результате капитуляции мекканцев и запрета Мухаммеда победившим мусульманам мстить мекканцам, приказ, который Али пообещал исполнить, был выполнен полностью. Он приказал Али уничтожить всех идолов в Кабе и очистить храм после его осквернения многобожием доисламского периода, который мусульмане называют Аль-джахилийя («эпоха невежества»). Али также было поручено урегулировать несколько споров и подавить восстания различных племен.

В 632 году в Гадир-Хумме, возвращаясь в Медину из своего последнего паломничества, Пророк сделал определенные высказывания о Али, которые были очень по-разному истолкованы суннитами и шиитами. Согласно обеим традициям, Мухаммед сказал, что «Али был его наследником и братом и что тот, кто принял Пророка в качестве своего мавла («господина» или «верного друга», но, что является противоречивым, как «клиента» или «протеже»), также должен принять Али как его мавла. Шииты считают, что эти заявления представляют собой вклад в Али как в преемника Пророка и в качестве первого имама. Сунниты, напротив, воспринимают их только как выражение близости Пророка к Али и его желания, чтобы Али, как его кузен и зять, унаследовал свои семейные обязанности после его смерти. Многие более поздние исламские суфии и эзотеристы также интерпретируют этот эпизод как передачу духовной силы и власти Пророка Али (Мавла, также мавля́ и мауля́ означает «правление», «посвящение», «духовная власть» или «сила»), которого они преимущественно считают Вали (буквально «друг», обычно переводится как «святой»).

Али и первые халифы

После смерти Пророка в 632 году Али и семья Мухаммеда взяла на себя организацию его похорон. В то же время начались дискуссии о том, кто должен стать преемником Мухаммеда. И Аншар, народ Медины, принявший ислам, и Мухаджирун, выходцы из Мекки, которые мигрировали в Медину, хотели, чтобы преемник был выходцем из их группы. Чтобы избежать раскола, лидеры общины собрались в сакифе Бани Саида (saqīfat Banī Sāʿidah «комната с соломенной крышей племени Бани Саида»), чтобы выбрать преемника. После долгих споров Абу Бакр был назван халифом (халифа, «преемник»), правителем исламской общины. К тому времени, когда Али закончил с вопросами, касающимися похорон Пророка, ему представили это свершившийся факт. Он не протестовал, но ушел из общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана. Однако Абу Бакр и его преемник Умар часто консультировались с Али по государственным вопросам. Али согласился с выбором Умара в качестве халифа и даже отдал ему одну из своих дочерей, Умм Култхум, в жены.

После смерти Умара в 644 году Али считался кандидатом в халифы вместе с пятью другими видными членами общины. Один из них, Абдуррахман ибн Ауф, не стал претендовать, но попросил, чтобы его голос при выборе следующего халифа был учтен, его просьба была удовлетворена. Он поговорил с Утманом и Али и принял решение в пользу первого. Согласно шиитским источникам, Али признал авторитет халифа, но сохранял нейтралитет между сторонниками Утмана и его противниками. Али даже послал своих собственных сыновей, чтобы защитить дом Утмана, когда ему угрожала опасность нападения. Когда в 656 году Утмана убили те, кто считал его слабым и кто обвинял его в кумовстве, Али убеждал своих детей, что это произошло из-за того, что они не защитили дом Утмана должным образом. Сам Али был избран четвертым и последним из правильно управляющих халифов.

Халифат Али и последние годы

Период халифата Али с 656 года до его смерти в 661 году был самым бурным в его жизни. Многие члены курайшитов обратились против него, потому что он защищал права хашимитов, клана курайшитов, к которому принадлежал Мухаммед. Кроме того, его обвинили в том, что он не преследовал убийц своего предшественника, а также в том, что он отстранил сторонников Утмана от должности. Главным среди его противников был Муавия ибн Абу Суфьян, правитель Сирии и родственник Усмана, который претендовал на право отомстить за смерть Усмана. В своей конфронтации с Муавия Али поддерживал ансар и народ Ирака. Однако прежде чем он смог что-либо предпринять, ему пришлось иметь дело с мятежом двух старших товарищей, Таллы и Зубайра. Вместе с Аишей, дочерью Абу Бакра и третьей, самой младшей женой Пророка Мухаммеда, они двинулись на Басру и захватили ее. Али собрал войско в Куфе, которая стала его столицей, и встретился с мятежниками в 656 году в Верблюжьей битве. Не смотря на то, что мирное урегулирование было почти достигнуто до начала боевых действий, экстремисты с обеих сторон форсировали сражение, в которой армия Али одержали победу. Таллах и Зубайр были убиты, и Аишу благополучно доставили обратно в Медину.

Затем Али обратил свое внимание на север, на Муавия, вовлекая его в 657 году в битву при Сиффине, самое важное состязание ранней исламской истории после смерти Пророка. Когда армия Муавия находилась на грани поражения, Муавия по совету одного из своих сторонников Амра ибн аль-Аша приказал своим солдатам насадить страницы Корана на копья и попросить Али разрешить спорные вопросы путем обращения к правилам Корана. Армия Али, увидев священный текст, сложила оружие, и Али был вынужден провести арбитраж. Али выбрал честного наблюдателя, Абу Муса аль-Ашари, а Муавия выбрал Амр ибн аль-Ас. После того, как Али проиграл арбитраж, Муавия отказался подчиниться его власти; Затем Муавия победил войска Али в Египте, где Амр ибн аль-Ха стал наместником.

Положение усугублялось еще и тем, что группа, считавшая арбитраж нарушением учения Корана, восстала против Али и одновременно выступила против Муавия. Попытки Али утихомирить мятежников не увенчались успехом, и они покинули Куфа и Басру и собрались в Аль-Нархаване. В 658 году армия Али нанесла сокрушительный удар по группе, известной как хариджиты («сепаратисты»).

Не смотря на то, что Али продолжал иметь верных сторонников, авторитет Али был ослаблен во многих областях в течение последних двух лет его халифата. Некоторые выдающиеся мусульмане даже встретились в Адрухе в 659 году с мыслью свергнуть Али и Муавия и назначении халифом Абда Аллаха, сына Умара, но окончательного решения им не удалось достигнуть. Между тем, некоторые из хариджитов решили убить Али, Муавия и Амр ибн аль-Аса. Хотя последние двое сбежали и смогли спастись, Али не смог: 19-го Рамадана в 661 году он получил удар отравленным мечом в затылок во время молитвы в мечети Куфы. Он умер два дня спустя и был похоронен в Ан-Наджафе. Наряду с Кумом в Иране, Эн-Наджаф стал — и остается по сей день — одним из самых важных мест учения шиитов, а также основным местом паломничества.

Шиизм, суфизм и рыцарские ордена

Шиизм

Значение «Али» во всех аспектах религиозной и интеллектуальной жизни шиитского ислама трудно переоценить. В ежедневном призыве к молитве в шиитских странах и в некоторых шиитских мечетях в суннитских странах, где такой акт не вызывает серьезного сопротивления, его имя упоминается после имени Пророка в формуле «Алиун вали Аллах» («Али является другом Бог»). В ежегодном религиозном календаре шиитов 19–21-й Рамадан — это время интенсивной молитвы, отмечающей последнии три дня жизни Али. Многие шииты в этот период проводят целые ночи, называемые Ахья (aḥyā), в мечетях, читая как специальные молитвы, многие из которых приписывают Али, так и канонические молитвы, причем последние обычно не менее 100 раз. Преданность Али, не только как к наследнику Пророка, но и как к первому имаму и предку всех последующих имамов, занимает центральное место в религиозном сознании шиизма. Существует также огромное количество религиозной литературы у шиитов как в поэзии, так и в прозе на арабском, персидском, турецком, урду, гуджарати и многих других языках, связанных с Али.

Суфизм

 

Почти каждый суфийский орден ведет свою родословную от Мухаммеда через Али. Суфии, будь то сунниты или шииты, верят, что Али унаследовал от Пророка духовную силу, которая делает возможным внутреннее путешествие к Богу. Многочисленные упоминания также можно найти в более поздних суфийских работах. Например, говорят, такие скрытые или оккультные науки, как Джафр, наука о символическом значении букв арабского алфавита, были созданы Али.

Futuwwāt

В исламской цивилизации futuwwāt («духовное рыцарство») были военными и экономическими орденами, подобными рыцарским братствам и гильдиям средневековой Европы. Объединяя ремесленные работы или службу в армии или в правительстве с духовной дисциплиной, эти ордены сыграли важную роль в истории ислама, все больше вовлекая своих членов в духовную жизнь и этос Ислама (ремесленные ордена все еще существуют в некоторых районах исламского мира). Независимо от того, известны ли они как futuwwāt или под другими именами, такими как движение akhi (“братство”) в Анатолии, все они были связаны с Али, который получил качества и силу духовного рыцарства от Пророка. В западных терминах, можно сказать, что Али является “покровителем” из рыцарских орденов и гильдий Ислама.

Метафизика и Путь Красноречия

Метафизика
В более поздней исламской философии, особенно в учении Муллы Садры (ок. 1571–1640) и его последователей, высказывания и проповеди Али все чаще рассматривались как центральные источники метафизического знания, или «божественной философии». Члены школы Садры, которая все еще существует, считают Али высшим метафизиком Ислама и верят, что он был первым человеком, который использовал арабские термины для выражения философских идей. На протяжении многих веков мусульманские философы считали высказывания Али, такие как: «Я никогда не видел ничего, кроме того, что видел Бога до этого» и «Если бы завесы были удалены из тайн мира, это не добавило бы мне уверенности» — были доказательством его высшего метафизического понимания. Его широко известное высказывание «Смотрите на то, что говорится, а не на того, кто это говорит», резюмирует основную характеристику исламской мысли, в которой школы преобладают над людьми, а идеи оцениваются по присущей им философской ценности, а не по историческим источникам.

Путь Красноречия

Многочисленные короткие высказывания Али стали частью общей исламской культуры и цитируются как афоризмы и пословицы в повседневной жизни. Они также стали основой литературных произведений или были включены в поэзию на многих языках. Уже в 8-м веке литературные авторитеты, такие как Абд Аль-Хамид Аль-Катиб, а также арабский писатель Аль-Джахиз указывали на беспрецедентное красноречие проповедей и высказываний Али. В 10-м веке один из выдающихся исследователей шиизма, Шариф Рази, собрал множество проповедей, писем и коротких высказываний Али, посвященных различным темам в «Нахдж аль-балага» («Путь красноречия»), которая стала одной из самых читаемых и влиятельных книг в исламском мире, хотя в западной науке она почти полностью игнорировалась до конца 20-го века. Не смотря на то, что некоторые западные ученые ставят под сомнение ее подлинность, этот вопрос никогда не подвергался сомнению среди подавляющего большинства мусульман. Книга продолжает служить источником религиозного и литературного вдохновения как для шиитов, так и для суннитов.