Аль-Фараби

Аль-Фараби (850-950) — один из крупнейших представителей восточной философии, ученый-энциклопедист, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона. Полное имя Абу Насыр Аль-Фараби Мухаммед ибн Узлаг Тархани.

alfa-rabi

Ученый родился в местности Фараб. Однозначно определить этническую принадлежность невозможно. Традиционным считается происхождение Аль-Фараби от среднеазиатских тюрков, по другим версиям – от персов.

Первое образование получил в городе Отрар на кыпчакском языке, затем, уже в Багдаде учил арабский. В общем, он владел тюркским, персидским, греческим, латинским и санскритским языками.

Итак, известно, что продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. По пути он изучал медицину, логику и греческий язык.

В то время Багдад был столицей интеллектуалов. В этом городе работала школа переводчиков, которые переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. А также шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Конечно, эта работа стимулировала и самостоятельную творческую активность известного философа.

Его наставниками были Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. В Багдаде Аль-Фараби получил возможность ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.

У Аль-Фараби не было другого пути, кроме как стать ученым. В 941 году он переезжает в Дамаск, где и остается жить, занимаясь научной работой.
В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе».

Аль-Фараби умер в 950 году. Существуют две версии смерти ученого. Первая - он умер естественной смертью в Дамаске, вторая — убит грабителями при поездке в Аскалан.

До нашего времени дошло примерно 50 трудов Аль-Фараби. Они представляют большую научную ценность. Например, «Астрология», «Китаб аль-мусика аль-кабир» и другие. Его труды охватывают все сферы науки. Во всем мире Аль-Фараби признан как выдающийся мыслитель древности. Его философские, мировоззренческие идеи лежат в основе современной физики, астрономии, лингвистики, истории, философии, логики, математики, естествознания и др.

К ценным работам ученого относятся идеи о бытии, они близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.

Важную роль в его трудах занимает учение об образцовом городе-государстве. Это ряд социально-этических трактатов о том, каким должно быть идеальное государство.

Аль-Фараби внес значительный вклад и в музыку. Его основная работа в этой сфере - «Большая книга о музыке», в этой книге ученый дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение. Интересно, что в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, Аль-Фараби считал, что только музыкальный слух человека имеет решающее значение в деле определения звуков.

Аль-Фараби комментировал сочинения Евклида и Птолемея, написал «Руководство по геометрическим построениям» и «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».

Одним из важных аспектов творчества ученого является его историко-философский анализ античного наследия. Особый интерес представляет сопоставление учений Платона и Аристотеля, которым он хотел подчеркнуть не их различие, а скорее сходство, общность стремления к истине, познаваемой с разных сторон.

Аль-Фараби был человеком мирового уровня, ему удалось сблизить и синтезировать в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской и тюркской культур.

Упоминаются ученики Аль-Фараби — Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя продолжили комментарии как его трактатов, так и работ греческих философов.

Труды ученого находятся во многих библиотеках по всему миру.

Его именем назван университет в Казахстане. До 2006 года Аль-Фараби был изображен на денежных знаках Республики Казахстан – тенге.

Сочинения:

«Слово о субстанции»
«Существо вопросов»
«Книга о законах»
«Книга о постоянстве движения вселенной»
«О смысле разума»
«Книга о разуме юных»
«Большая сокращенная книга по логике»
«Книга введения в логику»
«Книга доказательства»
«Книга об условиях силлогизма»
«Трактат о сущности души»
«Слово о сновидениях»
«Книга об определении и классификации наук»
«Книга о смысле философии»
«Книга о том, что нужно знать для изучения философии»
«Примечания к философии»
«Слово о пустоте»
«Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»
«О необходимости искусства химии»
«Об органах животных»
«Об органах человека»
«Книга об искусстве письма»
«Книга о стихе и риторике»
«О буквах и произношении»
«Книга о риторике»
«Книга о каллиграфии»
«О словарях»