Влияние историй Ходжи Нсриддина на судьбу Соловьева...

Знаменитый герой среднеазиатского фольклора Ходжа Насреддин не встретил бы у русскоязычной публики столько внимания и почитания, если бы не Леонид Соловьев – его литературный проводник, автор дилогии о хитром, находчивом и справедливом страннике, который куда успешнее справлялся с кознями и происками врагов, избегая несправедливых наказаний, чем сам писатель.

Кто такой Ходжа Насреддин?

О Ходже Насреддине стали упоминать начиная с 13 века – если он и существовал в действительности, то именно в то время. Никаких доказательств того, что Насреддин был реальным человеком, в настоящее время нет, разве что старинная могила в Турции, которую показывают туристам. Правда, датой смерти там указан 386 год Хиджры (исламского календаря), в то время как считается, что умер Ходжа в 683 году (соответствует 1284 году календаря григорианского). Возможно, впрочем, что эта одна из тех шуток, которые сопровождали героя всю жизнь и продолжились после его смерти – написать дату задом-наперед, почему бы и нет?

На Востоке о Ходже Насреддине ходили многочисленные короткие рассказы, притчи, анекдоты – именно это наследие и обеспечило хитрецу и бродяге многовековую славу. На русском языке записано 1238 таких историй, но главным литературным воплощением этого героя стали книги советского писателя Леонида Соловьева: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный странник», вместе составляющие «Повесть о Ходже Насреддине».

Интересно, что в этих произведениях этот персонаж показан довольно молодым человеком – находящимся в расцвете сил и жизненной энергии, в то время как традиционный Насреддин – старец, носящий почетный титул «ходжа», который давали духовным наставникам и учителям. В фольклоре некоторых народов, например, азербайджанцев, он носит имя Молла Насреддин – к имени Насреддин добавляют уважительное, почетное обращение, также означающее «учитель».

 Причина, по которой Ходжа изображен молодым, скорее всего кроется и в самой сути этого героя, и в личности писателя, Леонида Соловьева.

Бродяга и плут, собрат Остапа Бендера, Уленшпигеля, как и они сопровождаемый не самым умным спутником – в данном случае осликом, Насреддин просто не мог получиться пожилым. К тому же, с большой вероятностью, при написании своих произведений, Соловьев вложил в своего самого знаменитого персонажа и свои собственные черты.

Жизненный путь Леонида Соловьева

Леонид Соловьев родился в 1906 году в городе Триполи, в Ливане, куда его родители были направлены для службы. И отец, и мать будущего автора книг о Насреддине преподавали русский язык в арабских школах Императорского Православного Палестинского общества. Семья жила небогато, в 1909 году она вернулась в Россию. В 1921 году Соловьев оказался в Коканде, городе, которому будет отведена особая роль в последующих произведениях, а с 1923 года в газете «Правда Востока» стали выходить первые статьи писателя. Соловьев проработал специальным корреспондентом газеты до 1930 года, после чего приехал в Москву, где поступил во ВГИК, на литературно-сценарный факультет.

Карьера Соловьева шла в гору, за статьями последовали рассказы, потом повести, а в 1940 году был опубликован роман «Возмутитель спокойствия», который сразу стал в высшей степени популярен в Советском Союзе. Во время войны писатель работал корреспондентом, писал очерки, рассказы, сценарии, а в 1946 году оказался под арестом. Поводом послужил, очевидно, донос, и за якобы осуществлявшиеся «антисоветскую агитацию и террористические высказывания» Соловьев был осужден на десять лет лагерей.

Первым местом заключения стала мордовская колония, где писателю удалось освободиться от исправительных работ при условии написания второй части «Повести о Ходже Насреддине». Работа продолжалась до 1950 года, повесть была написана, но увидела свет только в 1956 году, уже после освобождения Соловьева. За два года до издания он вышел на свободу со снятием всех обвинений.
Писатель умер в возрасте 56 лет.

Ходжа Насреддин - и мистификации Соловьева

Ходжа Насреддин приобрел популярность не только благодаря своей роли героя плутовского романа, едва ли не главное достоинство дилогии – стиль повествования, выдержанный в стиле восточных сказаний, благодаря которому книга кажется записью народного эпоса, фольклора. Между тем, сюжет содержит подробные и крайне достоверные описания персонажей, которые являются выдумкой, мистификацией в исполнении автора. Например, дедушка Турахон, которому посвящено немало страниц второй части «Повести», не встречается больше ни в каких источниках, и по всей видимости является плодом воображения Соловьева.

В то же время в некоторых странах чествуют близкого по духу героя, Хидра (Хизра), чье предназначение также состоит в том, чтобы направлять людей на добрый путь. В Турции существует и праздник – Хыдырлез, он отмечается в начале мая и посвящен началу нового сельскохозяйственного (скотоводческого года). Так, сочетая элементы восточных сказаний и художественный вымысел, Соловьев и заставляет читателя проникнуться духом Востока, ассоциируя себя с Ходжой Насреддином, а его врагов, глупых ханов и эмиров – с собственными противниками.

Остается только догадываться, каким мог быть вклад Леонида Соловьева в дальнейшее развитие Ходжи Насреддина как литературного персонажа, который, в отличие от советского писателя, пожалуй, давно обрел бессмертие.