Каким образом Ислам был разбит на шиизм и суннизм
Суннизм - правоверное направление в исламе. Его последователи признают не только КОРАН, но и "священное предание", состоящее из рассказов (хадисов) о деяниях пророка Мухаммеда и его изречений. Суннизм был официальной религией арабского халифата. Распространился в Средней Азии, Поволжье, Сибири, на Урале, Кавказе, в Крыму, Малой Азии (Турция), на Ближнем Востоке (Иордания, Сирия, Ливан, Ирак, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Йемен, и др.), в Южной Азии (Афганистан, Индия, Пакистан, Малайзия, Индонезия, Бангладеш, Бирма), на севере Китая (Уйгурский АО), в Северной и Центральной Африке (Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Судан, Сомали, Эфиопия, Нигерия и др.).
Шиизм (арабское шиа Али- партия Али) - второе по числу последователей направление в исламе. Начало Шиизма положила группа сторонников Али - двоюродного брата пророка Мухаммеда, которая добивалась избрания Али халифом.Последователи Шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый по счёту законный имам, по их учению, родился в 873 году, но впоследствии таинственно исчез.
Он должен появиться в роли спасителя. Пришествие его по воле Аллаха обеспечит торжество Шиизма во всём мире, наступит золотой век, век социального равенства и справедливости. Шииты, как и Сунниты, признают святость Корана, посланничество Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. Но их толкование ряда догматов ислама несколько отличается от принятого у суннитов. Шииты верят в возможность переселения душ, считают, будто в телах имамов воплощена пророческая душа Мухаммеда. Кроме того, у шиитов есть своё предание - хаберы, или ахбар. Последователи Шиизма проживают в Иране, Сирии (алавиты), Пакистане, Азербайджане, Таджикистане (исмаиилиты), на севере Ирака,
Наличие двух направлений в ИСЛАМе нередко использовалось врагами мусульман для разжигания национальной (религиозной) вражды. Особенно преуспели в этом англичане на Ближнем Востоке со времён Османской империи. У них, в Министерстве по делам колоний (Англия) днём и ночью разрабатывали сценарии как разрушить ИСЛАМ изнутри.
Суннизм — одно из основных направлений ислама. Второе направление носит название — шиизм. Отличительной чертой суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна (в переводе с арабского — "поведение", "образ действий") — свод правил, который регулирует все стороны жизни правоверного мусульманина, на основе преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда.
Другое принципиальное отличие от шиизма — отвержение постулата о духовных истоках халифата, и не признание чудесных свойств за потомками пророка.
Большинство мусульман являются суннитами (более 1 млрд.человек во всем мире, т.е. 90% от всех исповедующих ислам).
Не смотря на внешнюю ортодоксальность и косность суннизма, данное религиозное направление ислама получило творческое развитие в рамках мистического суфизма и различных философских школ.
Виды суннизма
В настоящее время суннизм признает четыре равноправных варианта толкования шариантской юриспруденции (фикх):
- Ханифитский толк (основатель Абу Ханифа, ум. 767);
- Маликитский толк (основатель Малик ибн Анас, ум. 795);
- Шафиитский толк (основатель аш-Шафии, ум. 820);
- Ханбалитский толк (основатель Ахмед ибн Ханбаль, ум. 855).
Данное разделение оформилось в конце восьмого — начале девятого веков, когда был разработан шариат — кодекс мусульманского права.
Надо отметить, что эти толкования не имеют принципиальных отличий друг от друга и разделяются только в частных моментах. Популярность того или иного толкования (мазхаб) зависит главным образом от традиций, существующих в той или иной исламской стране. При этом в суннизме, в отличие от шиизма, не допускается свободное рассуждение (иджтихад) о постулатах толкований.
Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма, — это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, которые представляют из себя предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Изначально хадисы существовали только в устном варианте, но с 8 века появились первые письменные записи.
Наибольшим авторитетом среди сборников хадисов считается Аль-джами ас-сахих (составитель — Мухаммад аль-Бухари). Данный сборник включает более 7000 хадисов и описывает полный комплекс правил поведения правоверного мусульманина. Подробно указывается, что является дозволенным (мандуб), а что запрещенным (макрух), как нужно соблюдать ритуалы, правильно питаться, одеваться, взаимодействовать с людьми, вести торговлю и т.д. Эта система является составной частью пяти понятий, которые регулируют все стороны жизни мусульманина:
- ваджиб или фард — "обязательные",
- мандуб — "рекомендуемые",
- мубах или джа"из — "дозволенные" (но не предполагающие одобрения или награды),
- макрух — "не одобряемые" (но не запрещаемые),
- махзур — "запрещённые".
Исторически суннизм возник уже в первом столетии с момента зарождения ислама. Считается, что деление на суннизм и шиизм произошло на политической основе, в процессе борьбы за власть в халифате между родственниками и сподвижниками пророка Мухаммеда и сторонниками четвертого халифа Али, который был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Сунниты считали, что власть в халифате должна передаваться халифам, которые избираются всей общиной. Шииты же признают только передачу власти потомкам Али.
Как сказано выше, регулирование всех вопросов жизни суннитов происходит на основе системы правоведения (фикх), которая базируется на Коране и Сунне. Также существует Иджма, т.е. согласованное мнение авторитетных богословов по вопросам, толкование которых отсутствует в Коране и Сунне. Еще один вариант решения правоведческих споров, признанный суннизмом — кыяс (суждение о положениях не отражённых в Коране или Сунне по аналогии с установленными положениями).
Необходимо отметить, что суннизм достаточно терпимо относится к местным обычаям и традициям народов, принимающих ислам. По возможности существующие устои согласовывались с положениями шариата и приравнивались к нему.
Большую роль в суннизме играет отправление религиозных праздников и обрядов. Среди самых отмечаемых праздников — "ид аль-адха" — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр" — праздник разговения (1–2 числа месяца шавваль), "маулид ан-наби" — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), "мирадж" — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), "лайлат аль-кадр" — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан).
В суннизме, как и во многих других религиях, присутствует реформаторская составляющая, в частности в настоящее время активно рассматривается вопрос о возможности слияния четырех мазхабов и допустимости практики иджтихада (свободного рассуждения). Закономерно, что подобные реформистские веяния сильнее всего в мусульманских странах, являющихся богатыми и включенными в процесс глобализации — Турция, Объединенные арабские эмираты.
Шиизм — одно из основных течений ислама, по числу приверженцев занимает второе место после суннизма. По статистике, каждый десятый мусульманин является шиитом.
С арабского "шиа" переводится как "партия", "приверженцы", "группировка".
Ключевым постулатом шиизма, явившемся причиной раскола и разделения мусульман на шиитов и суннитов, является признание единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
Это разночтение возникло во второй половине седьмого века, когда активизировалась борьба за власть в Халифате и остро встал вопрос преемнике Мухаммеда. Шииты настаивали на передаче власти Али, который был двоюродным братом и зятем Пророка. Сунниты придерживались мнения о выборности предводителя и не разделяли тезис о божественной природе Али и его потомков.
Итогом данного противостояния явилось фактическое военное поражение шиитов, в результате которого они оказались на обочине политической жизни. В середине восьмого века шиизм разделяется на два течение — крайнее и умеренное. К первому относились собственно "крайние" (гулат) и исмаилиты, ко второму — зейдиты и имамиты. Также известны и другие, менее магистральные направления шиизма — друзы, алавиты, кайсаниты.
Последователи шиизма встречаются практически во всех исламских странах, но больше всего их в Иране, Азербайджане. Значительная часть населения является шиитами в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне. На территории России шиитов немного, главным образом — азербайджанцы. В Советском Союзе одним из очагов шиизма была Горно-Бадахшанская область Таджикистана.
Шиизм сыграл большую роль как знамя различных народных движений, использующих его идеи во время восстаний. Простым людям был близок постулат шиизма о непогрешимости имама, с приходом которого должно установиться царство справедливости.
Согласно шиитской легенде, последний 12-й имам исчез в возрасте 9 лет, это событие случилось не позднее 878 года. Есть версия, что он не умер, а находится под покровительством Аллаха и должен вернуться. Шииты называют последнего имама — "Скрытым имамом" или сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Надо отметить, что в шиизме, в отличие от того же суннизма, имам является посредником между Богом и человеком, своеобразным носителем божественной субстанции. Шииты верят, что имам непогрешим, обладает сверхъестественными способностями, обладает оккультными знаниями.
Сторонники шиизма придерживаются определённой иерархии религиозных деятелей, во главе которой стоит аятолла. Ему подчиняются муджтахиды, которые могут высказывать свое мнение по религиозным вопросам.
В целом, учение шиизма имеет четыре основы:
- Таухид — вера в единого Бога,
- Вера в Пророков и пророчества,
- Вера в Имамат,
- Вера в пришествие "Совершенного шиита".
Последние два постулата отличают шиизм от суннизма.
Важно отметить, что в последнее время предпринимаются попытки уменьшить напряженность отношений между суннитами и шиитами. Этому способствует донесение до мусульман достоверной информации о приверженцах противоположного им направления. Например, среди суннитов существует много ошибочных представлений о шиитах, якобы те имеют другой Коран, поклоняются Али как Богу (в исламе не допустимо поклонение кому-либо кроме Аллаха), не признают первых трёх халифов (правивших до Али), заменяют пять обязательных ежедневных молитв (намаз) одной, не выплачивают закят (2,5% сбережений в пользу бедных) и т.д. Легко убедиться, что эти представления не соответствуют действительности, и их развенчание позволит наладить диалог между шиитами и суннитами в рамках их общей веры ислама.