Как евреи оказались в Средней Азии и почему к ним хорошо относились?

В истории еврейского народа было немало переселений, как принудительных, так и добровольных. Первое из них случилось в начале 6 века до нашей эры, когда в пух и прах разбивший древнюю Иудею вавилонский царь Навухудоносор, чье имя знает каждый, решил поднять собственную экономику и предотвратить восстания путем вывоза в свои владения местных жителей.

pereselenie

Завоевавший Вавилон персидский правитель Кир создал огромную ближневосточную империю, чьи земли простирались от Греции до Средней Азии. Он позволил евреям вернуться домой. Но некоторая их часть осталась, прижившись на новом месте.

В дальнейшем Палестину захватили римляне. Подавляя очередное восстание тамошних религиозных радикалов под руководством Бар-Кохбы, они задумали решить еврейский вопрос окончательно и запретили иудеям проживать на территории своей исторической родины. Многие из них тогда расселились по всему Средиземноморью и составили немногочисленные, но сплоченные религиозные общины.

Но некоторые по старой памяти решили переселиться в персидские земли, которыми теперь владели прежние кочевники парфяне, ближайшие родичи европейских скифов. Государственной религией в Парфии был зороастризм, священнослужители которого лояльно относились ко всем конфессиям, гонимым их главными противниками – римлянами.

Вот евреи и стали расселяться по всей огромной державе.

7 век был временем масштабных изменений для всего востока. В песках Аравии возникла молодая и сильная вера, представители которой буквально за несколько столетий полностью изменили политическую карту мира. Воины пророка сумели одолеть и Сасанидский Иран, и Восточный Рим. Вскоре они начали экспансию во все стороны света и прекратили ее только после начала смут в собственном государстве в конце 8 века. К тому времени была завоевана вся Азия до Индии и Китая.

Еще сам Мухаммед заповедовал своим последователям не притеснять людей книги, т.е. христиан и иудеев. Каждому мусульманину было строго запрещено оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество и достоинство. Даже после распада единого халифата исламские страны исполняли это предписание.

А вот отношения к христианской Европой были у них не очень. В таких условиях евреи, которые считались представителями нейтральной религии, стали идеальными торговыми посредниками, ведь к ним более-менее терпимо относились на Западе и на Востоке.

Мусульмане еще в 7-8 веках возродили древний шелковый путь, по которому шли торговые караваны от самого Китая. Но с развалом халифата, основные торговые маршруты попали в руки евреев, как раз по вышеуказанной причине.

В каждой ключевой точке, в каждом городе появилась своя еврейская община. В том числе и в Средней Азии – главном перевалочном пункте на пути в Европу. Их местом жительства стали, в основном, крупные центры, вроде Самарканда. Хивы, Бухары. Т.е. те места, где имелись крупные базары.

Но даже с утратой шелковым путем своего значения из-за великих географических открытий, местные иудеи свою новую родину не покинули. Привыкли за века тут жить, ведь относились к ним местные неплохо. Правда, занимались они теперь больше ремеслом, раз уж торговля не приносила особой выгоды.

Когда после образования государства Израиль отношение мусульманского мира к евреям сильно ухудшилось, владевший Средней Азией Советский Союз не допустил тут никаких гонений. Но все же, многие начали уезжать.

Каждому хотелось жить в собственном независимом государстве. А с распадом СССР и ухудшением экономической ситуации такой отток только усилился. В результате этого ныне евреев тут практически не осталось.