Есть мнение, человеке, больше других исказивший Ислам
Если мы обратимся к историческим преданиям, то обнаружим, что при Умаре ибн Хаттабе Ислам был искажён до неузнаваемости. Он вносил в религию нововведения и реформы, изменял шариатские положения и придумывал новые, дозволял запрещённые при Пророке вещи и запрещал дозволенные.
Мы уже писали в одной из статей о том, что, согласно Исламу, временный брак является дозволенным, и мусульмане совершали его при Пророка, во время правления Абу Бакра и частично Умара, но затем Умар запретил его, а также хаддж-таматту со словами: «Они были дозволены во время Пророка, но я запрещаю их и наказываю за их совершение». Интересно, что сунниты приняли его запрет временного брака, но не приняли запрет хадджа-таматту и считают такой вид хадджа верным. Это решение Умара является примером запрещения им дозволенной по Исламу вещи.
Примером дозволения запрещённой является распитие Умаром набиза, перебродившего опьяняющего напитка из фиников, тогда как исламский закон ясно говорит о запрете любых опьяняющих напитков и веществ. Исторические предания говорят о том, что Умар пил крепкий перебродивший набиз. Аль-Муттаки аль-Хинди передал от Анаса, который сказал: «Любимой едой Умара была похлёбка (суп), а любимым напитком — набиз[1]».
Аль-Бейхаки передал от Ибн Зу-Ляуа, который сказал: «Один человек выпил из сосуда Умара и опьянел. Пришёл Умар, и человек сказал: „Я выпил из твоего сосуда!" Умар сказал: „Я накажу тебя за то, что ты опьянел!" И наказал его[2]».
Даже находясь при смерти он желал, чтобы ему принесли набиз. Аль-Хатиб передал от Амру ибн Маймуна, который сказал: «Я видел, как, когда был ранен Умар, ему принесли крепкий набиз, и он выпил его[3]». По сей день многие последователи Умара, например, часть ханафитов считают набиз дозволенным из-за Умара.
Другим крупным нововведением Умара является изменение призыва к молитве (азана). Оно заключается в двух вещах: исключении одной фразы из него и добавление другой. Известно, что во время Пророка была фраза «спешите к наилучшему деянию», которая до сих пор присутствует у шиитов. Умар велел не произносить эту фразу, так как якобы она препятствовала людям отправляться на войну. Аль-Магриби передал, что, когда Умара спросили, зачем он велел убрать эту фразу, он ответил: «Когда люди слышат, что молитва – наилучшее деяние, то уклоняются от сражения[4]». Однако многие сподвижники Пророка продолжили произносить эту фразу. Ибн Хазм аль-Андалуси пишет: «Достоверно, что Абд-Аллах ибн Умар и Абу Умама ибн Сахль говорили в азане „спешите к наилучшему деянию[5]"». Не только сподвижники, но и Али ибн Хусейн, имам из рода Пророка, за которым велено следовать мусульманам. Аль-Халяби передал, что Ибн Умар и Али ибн Хусейн, мир ему, в азане после фразы «спешите к спасению» говорили «спешите к наилучшему деянию[6]».
Вторым пунктом изменения азана является фраза «Молитва лучше сна». Малик ибн Анас передал, что к Умару пришёл человек, взывающий к утренней молитве, и обнаружил его спящим. Он сказал: «Молитва лучше сна». И Умар велел добавить фразу в азан утренней молитвы[7].
Когда к Умару обращались люди, спрашивая, что им следует делать, если они не находят воды для большого омовения, он отвечал им: «Не молитесь». Это грубое противоречие исламскому закону, который велит совершать в таком случае очищение песком или землёй (таяммум). Аль-Муслим передал: «Один человек пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: „Я стал [ритуально] нечистым и не нашёл воды". Умар сказал: „Не молись". Аммар сказал: „Разве ты не помнишь, о повелитель верующих, как мы стали ритуально нечистыми и не нашли воды? Ты не стал молиться, а я извалялся в земле и совершил молитву. И Пророк сказал: «Тебе достаточно было ударить по земле, а затем протереть лицо и руки[8]»".
Ещё одним крупным нововведением Умара, связанным с молитвой, является так называемая молитва таравих. Это когда мусульмане во время месяца Рамадан читают дополнительные желательные молитвы под руководством одного имама. При Пророке все желательные молитвы, в том числе и в месяц Рамадан, люди читали отдельно, каждый сам по себе, и так оставалось после него, но Умар решил провести очередную «реформу» в религии. Доказывать, что эта молитва является нововведением не имеет смысла, так как сам Умар признался, что придумал это нововведение. Аль-Бухари передал от Абд ар-Рахмана ибн Абд аль-Кари, который сказал: «Однажды ночью во время месяца Рамадан я отправился в мечеть с Умаром ибн аль-Хаттабом, и [когда мы пришли, то увидели] разъединенную толпу людей. Кто-то самостоятельно совершал молитву, а кто-то еще молился, а за ним, следуя его молитве, молилась группа людей. И тогда Умар сказал: „Поистине, я думаю, что будет намного лучше, если я объединю их позади одного чтеца". Затем он принял решение и собрал их позади Убай ибн Кааба. Затем я вышел с ним в другую ночь и люди совершали молитву позади своего чтеца. И Умар сказал: „Какое это прекрасное новшество[9]"».
Также Умар был одним из участников лишения Фатимы, дочери Пророка, принадлежавшей ей земли Фадак, о чём мы писали здесь. Это является грубым нарушением исламского закона. Именно Умар, когда Абу Бакр уже хотел вынести указ о возвращении Фадака Фатиме, отговорил его.
Итак, мы видим, что Умар ибн Хаттаб, которого многие мусульмане считают праведным халифом и великим сподвижником, на самом деле был человеком, который исказил исламский закон во многих вопросах, придумал множество положений, которых не было при Пророке. Мало, кто из людей, помимо Умара, за всю историю Ислама привнёс в него такое количество нововведений, и по сей день многие мусульмане, читая, например, молитву таравих, поступают не в соответствии с Исламом, а в соответствии с решениями Умара. Вероятно даже, что Умар был основоположником большинства нововведений в Исламе. Что думаете вы по этому поводу?
Не стану спорить, но вам решать, правда все это..., или нет. Если, вы не согласны, пишите свои комментарии на этот счет.
Источники:
[1] Канз аль-уммаль. Т. 2. С. 115.
[2] Сунан. Т. 13. С. 23.
[3] Таарих багдад. Т. 6. С. 154.
[4] Дааим аль-ислям. С. 142.
[5] Аль-мухалля. Т. 3. С. 160.
[6] Ас-сира аль-халябийа. Т. 6. С. 98.
[7] Аль-муватта. Т. 2. С. 78.
[8] Муслим. Сахих. Хадис 368.
[9] Сахих. Хадис 2010.