Как раньше называлась Амударья

Река Амударья — извилистая, длинная и, как ее прозвали древние, упрямая: на своем пути преодолевает высокие горы и обширные пустыни, в чем ей помогают многочисленные притоки.

Амударья — вторая по длине река Средней Азии и самая полноводная.

Истоки Амударьи — на склонах Гиндукуша, где тающие ледники и снежники (площадь оледенения в этом районе около 10 000 км2) и, в первую очередь, ледник Вревского создают водный поток Вахандарья, в свою очередь, образующий реку Пяндж.

Свое название Амударья река получает после слияния Пянджа с рекой Вахш, в гидрологическом отношении являясь продолжением первой.

Большая часть бассейна реки находится в границах Памира.

Спускаясь с гор западнее хребта Кугитанг, река выходит на Туранскую низменность, где к долине реки вплотную подходят пустыни Каракумы и Кызылкум, и далее несет свои воды по этим пустынным районам, часто изгибаясь.

Для этих мест характерны сильные размывы берегов (дейгиш).

Долина реки значительно расширяется, достигая нескольких десятков километров.

В древности река активно «блуждала» в западном направлении: существует версия, что подтверждением этому является сухое русло реки Узбой и древняя дельта на берегу Каспийского моря.

Река Амударья относится к числу наиболее мутных рек мира. В 1 куб. м ее воды содержится 3740 грамм ила. Около г.Керки проносит в год в среднем 210-270 млн. рыхлых горных пород.

amudaria

Местоположение: Средняя Азия.
Государства: Афганистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Исток: слияние рек Пяндж и Вахш.
Устье: Большое Аральское море.
Половодье: конец марта — начало июля.
Питание: ледниково-снеговое, частично — дождевые паводки.
Главные притоки: правые — Кафирниган, Сурхандарья, Шерабад; левый — Кундуз (Сурхаб).

Города: Туркменабад (Туркмения) — 648 000 чел (2013 г.), Нукус (Узбекистан) — 303 800 чел. (2016 г.), Ургенч (Узбекистан) — 137 300 чел. (2014 г.), Термез (Узбекистан) — 136 200 чел. (2014 г.), Атамурат (Туркмения) — 96720 чел. (2011 г.).

Языки: туркменский, узбекский, таджикский, пушту.
Этнический состав: туркмены, узбеки, таджики, пуштуны.
Религия: ислам.
Денежные единицы: узбекский сум, таджикский сомони, туркменский манат, афганский афгани.

Сток Амударьи в основном формируется реками Пяндж и Вахш. Амударья принимает притоки только на протяжении 180 км от своих истоков.

Ниже города Атамурат (Туркмения) река уже не получает притоков, ее вода интенсивно разбирается на орошение, теряется на испарение и фильтрацию, и ее количество постепенно уменьшается вниз по течению и меняется на протяжении года.

Расход воды Амударьи уменьшается еще и вследствие увеличения забора воды в многочисленные каналы.

Незадолго до впадения в Большое Аральское море река дробится на рукава, образуя дельту. В отдельные годы Амударья вообще не достигает моря: с конца 1980-х гг. река в дельте стала пересыхать.
Ранее в дельте образовалось множество озер, проток, заболоченных территорий и тугайных зарослей, но и они стремительно исчезают.
Половодье приходится на весну-лето — сезон интенсивного таяния ледников, но так как вода интенсивно разбирается на орошение, река впадает в Большое Аральское море лишь в особенно «многоводные» годы.

Первое упоминание об Амударье в письменных источниках встречается в трудах древнегреческих и древнеримских географов и историков.
В I-II вв. Амударья была известна им как Оке или Оксус: так на слух античных авторов звучало местное название реки — Окуз, в свою очередь, происходившее от тюркского слова «огуз» — река, поток.

С XIV-XV вв. утверждается местное название реки — Амударья, образованное от названия расположенного на реке города Амуль (ныне — Туркменабад, Туркмения) и тюркского «дарья» или «дарё» — большая полноводная река.

В бассейне Амударьи появились древние государства Средней Азии:
в устье реки — Хорезм, в среднем и верхнем течении — Согдиана и Бактрия.

Культурное освоение Хорезмского оазиса было возможно только при условии искусственного орошения, которое издревле было связано с одной из больших рек Средней Азии – Амударьей (Оксус, Джейхун в древности). Оазис Хорезма – в полном смысле слова создание Амударьи. Истахри, историк Х в. писал: «Хорезм – страна, которая извлекла всю пользу из Джейхуна». Беруни высказал палеографическую гипотезу о том, что вода Джейхуна создала плодородные долины Хорезма: «Она пробила их (скалы Туя-Муюна), затопила местность и сделала ее озером, начиная оттуда. Из-за обилия вод и силы их течения он (Джейхун) был мутным от грязи, которую нес. При расширении (русла) он осаживал землю, которая была в нем: земля постепенно затвердевала от места впадения и делалась сухой, а озеро удалялось, пока не появился весь Хорезм».

Действительно, многовековые наносы Амударьи составили основу обширного дельты, т.е. самого оазиса. Он ограничен с севера морем, с востока и юго-запада пустынями Каракум и Кызылкум. Древность аллювиальных отложений Амударьи подтверждается данными геологии, палеогидрографии и палеонтологии. Самой древней частью дельты является участок от скал Туя-Муюна до теснины Киснак, т.е. ее верхняя часть. С рекой было тесно связано благополучие хорезмского населения, и поэтому Амударья была объектом поклонения, ее имя и проявления окутаны легендами. В старинных народных преданиях и поверьях Амударья отождествляется с прекрасной богиней воды и плодородия Анахитой. Здесь были и благодарность за животворную силу, и страх перед слепой разрушительной стихией реки. За ее неукротимый нрав реку назвали Джейхун – «бешеная». Ее могучее течение постоянно размывает берега, поэтому русло блуждает по пустыне. Во время паводка Амударья заливает обширные площади прибрежных низин. Водами реки был разрушен город Кят – столица древнего Хорезма. Изменение русла Амударьи в начале XVII в., в результате чего один из рукавов реки высох, привело к переносу Ургенча в другое место, в южную часть ханства. Столицу также в начале XVII в. перенесли в Хиву.

 Академик Я.Г.Гулямов, изучая историю ирригации древнего Хорезма, записал у старожилов ряд легенд, связанных с Амударьей. Очень любопытна легенда о Хубби – юноше, покровителе реки: «Еще задолго до Феридуна и даже Джемшида (мифические цари персидского эпоса) на этой реке жил юноша, который стал властителем реки. Его звали Хубби. Хубби питался рыбой. Выловив рыбу из воды, он протягивал ее к солнцу, и рабы зажаривалась. В течение 700 лет, пока он был на Амударье, ни одного злого духа и даже комаров не было на реке. В царствование Джемшида Хубби исчез. Мать Хубби, рыдая, долго искала своего сына, потом исчезла и она. Мать Хубби научила людей строить и водить каюки, научила сражению на воде. Благодарные люди стали делать ее изображение на корме судов. С приходом мусульман это было запрещено, и с тех пор на корме стали изображать только косы».

 Варианты мифа о божестве-покровителе реки существуют не только в Хорезме, в той или иной модификации их можно встретить повсеместно как на территории Средней Азии, так и в сопредельных странах. Отголоском древних верований были и торжественные богослужения, совершаемые в Хиве в начале ХХ в. перед паводками Амударьи. Как сообщает Я.Г.Гулямов, мусульманское духовенство организовывало торжественное шествие к острову Аралча-Аулия, расположенному на пониженной части Туя-Муюна. Там же собиралась вся родовая знать оазиса с дарами и жертвенными быками. По окончании молитвы в реку бросали зарезанного быка как жертву духу – покровителю реки. Существует предание, что Аллакули-хан (1825-1842 гг.) при пуске воды через Ташсака – вновь построенное головное сооружение – принес в жертву быка. Амударья, грозная и милостивая, была и созидательницей, и разрушительницей жизни и благоденствия страны и ее обитателей.

Амударья – самая многоводная и самая большая по площади бассейна река Средней Азии. В древности арабы называли ее Джайхан, а местные жители – Амуль.

Амударья берет начало в горах Гиндукуш. Здесь она течет под названием Вахджир, а от места слияния Пянджа с Вахшем получает название Амударья. Общая ее длина – 2660 км, из них 1500 км приходится на Узбекистан. Справа в нее впадают притоки Кафирниган и Сурхандарья, а слева – Кундуз. В горной части Амударья течет очень быстро по узкому руслу, на равнине – спокойно по широкому руслу до Аральского моря и не принимает ни одного притока.

Амударья – очень капризная река, часто меняет свое русло. И всюду, где бы она ни текла, откладывает толщи песка.

Берега Амударьи часто размываются и обрушиваются огромными глыбами в реку, образуя отмели и островки. Это затрудняет судоходство на реке и забор из нее воды. Интенсивная береговая эрозия реки получила название «дейгиш». За сутки река может подмыть свои берега на несколько метров. Известно, что в 1898 г. возле города Керки река за 6 минут размыла 10 метров берега, а в 1932 г. размыла берег шириной 500 м на окраине Турткуля. После этого столица Каракалпакской ЕССР была перенесена в Нукус, а новый Турткуль был отстроен на значительном расстоянии от реки.

 Амударья по объему воды близка Нилу и в 1,2 раза полноводнее Днепра. Многолетний средний расход воды ее возле г.Керки 2000 куб. м/сек., а зимой уменьшается до 500 куб. м/сек.

 Амударья относится к числу наиболее мутных рек мира. В 1 куб. м ее воды содержится 3740 грамм ила. Около г.Керки проносит в год в среднем 210-270 млн. рыхлых горных пород.

Зимой Амударья полностью не замерзает, но в особенно холодные зимы покрывается льдом: возле Термеза – на 32 дня, около Нукуса – на 120 дней.

Расход наносов (в среднем у туркменского города Атамурат — 6900 кг/с) — самый большой среди рек Средней Азии и один из самых больших среди рек мира.
Арабские путешественники X-XI вв. в своих заметках об Амударье называли ее рекой Джейхун, что буквально переводится как «безумная».
В те времена течение реки было куда сильнее, да и была она значительно полноводнее.

В среднем течении Амударья замерзает уж в очень холодные зимы, зато в нижнем течении, где она мелкая и медленная, — почти каждую зиму в конце декабря — начале января.

Существует гипотеза, согласно которой священная книга зороастрийцев «Авеста» содержит упоминание об Амударье, которая именуется Вахш, Раха, Ранха или Аранха.
Последнее название отчасти объясняет историческую путаницу: древнегреческие географы и историки Геродот, Ксенофонт, Полибий, Страбон и Птолемей в своих трудах упоминали Амударью под названием Араке (путая кавказскую реку Араке с Аранхом).

Амударьинский лопатонос (большой и малый) — самый маленький представитель семейства осетровых. Стандартная длина тела особей (без хвоста) достигает 50 см, вес — 1 кг.

В древности река носила несколько названий. В Авесте, священной книге зороастрийцев, она упоминается под именами «Вахш» (культовый термин, обозначавший богиню воды и плодородия), «Раха», «Ранха» или «Аранха». Греческие историки Геродот, Ксенофонт, Полибий, Страбон, Птолемей в своих трудах называли её «Аракс» (объяснить это можно тем, что древние географы перенесли более созвучное им название кавказской реки «Аракс» с малоизвестного «Аранха»). В частности, Геродот писал об Амударье, что она разделяется 360 каналов и 40-ка устьями теряется в болотах, и только один из рукавов которых протекает по открытой местности и впадает в Каспийское море. Впоследствии, основываясь на этих сведениях, исследователи пытались доказать, что сухое русло Узбоя является этим каспийским протоком. Однако, исследования показывают, что западная ветвь Амударьи доходила лишь до озера Сарыкамыш, а сведения Геродота основывались на древних устных преданиях предысторического периода.

Во время похода Александра Македонского, греки познакомились с ещё одним местным названием реки Амударья, в греческой интерпретации звучавшим как «Оксос». Найденные кушанские монеты с изображением водного божества носили надпись «Окшо» (иногда «Охшо»). В трудах средневековых хорезмийских авторов река носит название «Окуз». Из всего этого следует, что название реке Амударья давалось отдельными народами, обитавшими на разных её частях.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить