Как раньше называлась Амударья

Река Амударья — извилистая, длинная и, как ее прозвали древние, упрямая: на своем пути преодолевает высокие горы и обширные пустыни, в чем ей помогают многочисленные притоки.

Амударья — вторая по длине река Средней Азии и самая полноводная.

Истоки Амударьи — на склонах Гиндукуша, где тающие ледники и снежники (площадь оледенения в этом районе около 10 000 км2) и, в первую очередь, ледник Вревского создают водный поток Вахандарья, в свою очередь, образующий реку Пяндж.

Свое название Амударья река получает после слияния Пянджа с рекой Вахш, в гидрологическом отношении являясь продолжением первой.

Большая часть бассейна реки находится в границах Памира.

Спускаясь с гор западнее хребта Кугитанг, река выходит на Туранскую низменность, где к долине реки вплотную подходят пустыни Каракумы и Кызылкум, и далее несет свои воды по этим пустынным районам, часто изгибаясь.

Для этих мест характерны сильные размывы берегов (дейгиш).

Долина реки значительно расширяется, достигая нескольких десятков километров.

В древности река активно «блуждала» в западном направлении: существует версия, что подтверждением этому является сухое русло реки Узбой и древняя дельта на берегу Каспийского моря.

Река Амударья относится к числу наиболее мутных рек мира. В 1 куб. м ее воды содержится 3740 грамм ила. Около г.Керки проносит в год в среднем 210-270 млн. рыхлых горных пород.

amudaria

Местоположение: Средняя Азия.
Государства: Афганистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Исток: слияние рек Пяндж и Вахш.
Устье: Большое Аральское море.
Половодье: конец марта — начало июля.
Питание: ледниково-снеговое, частично — дождевые паводки.
Главные притоки: правые — Кафирниган, Сурхандарья, Шерабад; левый — Кундуз (Сурхаб).

Города: Туркменабад (Туркмения) — 648 000 чел (2013 г.), Нукус (Узбекистан) — 303 800 чел. (2016 г.), Ургенч (Узбекистан) — 137 300 чел. (2014 г.), Термез (Узбекистан) — 136 200 чел. (2014 г.), Атамурат (Туркмения) — 96720 чел. (2011 г.).

Языки: туркменский, узбекский, таджикский, пушту.
Этнический состав: туркмены, узбеки, таджики, пуштуны.
Религия: ислам.
Денежные единицы: узбекский сум, таджикский сомони, туркменский манат, афганский афгани.

Сток Амударьи в основном формируется реками Пяндж и Вахш. Амударья принимает притоки только на протяжении 180 км от своих истоков.

Ниже города Атамурат (Туркмения) река уже не получает притоков, ее вода интенсивно разбирается на орошение, теряется на испарение и фильтрацию, и ее количество постепенно уменьшается вниз по течению и меняется на протяжении года.

Расход воды Амударьи уменьшается еще и вследствие увеличения забора воды в многочисленные каналы.

Незадолго до впадения в Большое Аральское море река дробится на рукава, образуя дельту. В отдельные годы Амударья вообще не достигает моря: с конца 1980-х гг. река в дельте стала пересыхать.
Ранее в дельте образовалось множество озер, проток, заболоченных территорий и тугайных зарослей, но и они стремительно исчезают.
Половодье приходится на весну-лето — сезон интенсивного таяния ледников, но так как вода интенсивно разбирается на орошение, река впадает в Большое Аральское море лишь в особенно «многоводные» годы.

Первое упоминание об Амударье в письменных источниках встречается в трудах древнегреческих и древнеримских географов и историков.
В I-II вв. Амударья была известна им как Оке или Оксус: так на слух античных авторов звучало местное название реки — Окуз, в свою очередь, происходившее от тюркского слова «огуз» — река, поток.

С XIV-XV вв. утверждается местное название реки — Амударья, образованное от названия расположенного на реке города Амуль (ныне — Туркменабад, Туркмения) и тюркского «дарья» или «дарё» — большая полноводная река.

В бассейне Амударьи появились древние государства Средней Азии:
в устье реки — Хорезм, в среднем и верхнем течении — Согдиана и Бактрия.

Культурное освоение Хорезмского оазиса было возможно только при условии искусственного орошения, которое издревле было связано с одной из больших рек Средней Азии – Амударьей (Оксус, Джейхун в древности). Оазис Хорезма – в полном смысле слова создание Амударьи. Истахри, историк Х в. писал: «Хорезм – страна, которая извлекла всю пользу из Джейхуна». Беруни высказал палеографическую гипотезу о том, что вода Джейхуна создала плодородные долины Хорезма: «Она пробила их (скалы Туя-Муюна), затопила местность и сделала ее озером, начиная оттуда. Из-за обилия вод и силы их течения он (Джейхун) был мутным от грязи, которую нес. При расширении (русла) он осаживал землю, которая была в нем: земля постепенно затвердевала от места впадения и делалась сухой, а озеро удалялось, пока не появился весь Хорезм».

Действительно, многовековые наносы Амударьи составили основу обширного дельты, т.е. самого оазиса. Он ограничен с севера морем, с востока и юго-запада пустынями Каракум и Кызылкум. Древность аллювиальных отложений Амударьи подтверждается данными геологии, палеогидрографии и палеонтологии. Самой древней частью дельты является участок от скал Туя-Муюна до теснины Киснак, т.е. ее верхняя часть. С рекой было тесно связано благополучие хорезмского населения, и поэтому Амударья была объектом поклонения, ее имя и проявления окутаны легендами. В старинных народных преданиях и поверьях Амударья отождествляется с прекрасной богиней воды и плодородия Анахитой. Здесь были и благодарность за животворную силу, и страх перед слепой разрушительной стихией реки. За ее неукротимый нрав реку назвали Джейхун – «бешеная». Ее могучее течение постоянно размывает берега, поэтому русло блуждает по пустыне. Во время паводка Амударья заливает обширные площади прибрежных низин. Водами реки был разрушен город Кят – столица древнего Хорезма. Изменение русла Амударьи в начале XVII в., в результате чего один из рукавов реки высох, привело к переносу Ургенча в другое место, в южную часть ханства. Столицу также в начале XVII в. перенесли в Хиву.

 Академик Я.Г.Гулямов, изучая историю ирригации древнего Хорезма, записал у старожилов ряд легенд, связанных с Амударьей. Очень любопытна легенда о Хубби – юноше, покровителе реки: «Еще задолго до Феридуна и даже Джемшида (мифические цари персидского эпоса) на этой реке жил юноша, который стал властителем реки. Его звали Хубби. Хубби питался рыбой. Выловив рыбу из воды, он протягивал ее к солнцу, и рабы зажаривалась. В течение 700 лет, пока он был на Амударье, ни одного злого духа и даже комаров не было на реке. В царствование Джемшида Хубби исчез. Мать Хубби, рыдая, долго искала своего сына, потом исчезла и она. Мать Хубби научила людей строить и водить каюки, научила сражению на воде. Благодарные люди стали делать ее изображение на корме судов. С приходом мусульман это было запрещено, и с тех пор на корме стали изображать только косы».

 Варианты мифа о божестве-покровителе реки существуют не только в Хорезме, в той или иной модификации их можно встретить повсеместно как на территории Средней Азии, так и в сопредельных странах. Отголоском древних верований были и торжественные богослужения, совершаемые в Хиве в начале ХХ в. перед паводками Амударьи. Как сообщает Я.Г.Гулямов, мусульманское духовенство организовывало торжественное шествие к острову Аралча-Аулия, расположенному на пониженной части Туя-Муюна. Там же собиралась вся родовая знать оазиса с дарами и жертвенными быками. По окончании молитвы в реку бросали зарезанного быка как жертву духу – покровителю реки. Существует предание, что Аллакули-хан (1825-1842 гг.) при пуске воды через Ташсака – вновь построенное головное сооружение – принес в жертву быка. Амударья, грозная и милостивая, была и созидательницей, и разрушительницей жизни и благоденствия страны и ее обитателей.

Амударья – самая многоводная и самая большая по площади бассейна река Средней Азии. В древности арабы называли ее Джайхан, а местные жители – Амуль.

Амударья берет начало в горах Гиндукуш. Здесь она течет под названием Вахджир, а от места слияния Пянджа с Вахшем получает название Амударья. Общая ее длина – 2660 км, из них 1500 км приходится на Узбекистан. Справа в нее впадают притоки Кафирниган и Сурхандарья, а слева – Кундуз. В горной части Амударья течет очень быстро по узкому руслу, на равнине – спокойно по широкому руслу до Аральского моря и не принимает ни одного притока.

Амударья – очень капризная река, часто меняет свое русло. И всюду, где бы она ни текла, откладывает толщи песка.

Берега Амударьи часто размываются и обрушиваются огромными глыбами в реку, образуя отмели и островки. Это затрудняет судоходство на реке и забор из нее воды. Интенсивная береговая эрозия реки получила название «дейгиш». За сутки река может подмыть свои берега на несколько метров. Известно, что в 1898 г. возле города Керки река за 6 минут размыла 10 метров берега, а в 1932 г. размыла берег шириной 500 м на окраине Турткуля. После этого столица Каракалпакской ЕССР была перенесена в Нукус, а новый Турткуль был отстроен на значительном расстоянии от реки.

 Амударья по объему воды близка Нилу и в 1,2 раза полноводнее Днепра. Многолетний средний расход воды ее возле г.Керки 2000 куб. м/сек., а зимой уменьшается до 500 куб. м/сек.

 Амударья относится к числу наиболее мутных рек мира. В 1 куб. м ее воды содержится 3740 грамм ила. Около г.Керки проносит в год в среднем 210-270 млн. рыхлых горных пород.

Зимой Амударья полностью не замерзает, но в особенно холодные зимы покрывается льдом: возле Термеза – на 32 дня, около Нукуса – на 120 дней.

Расход наносов (в среднем у туркменского города Атамурат — 6900 кг/с) — самый большой среди рек Средней Азии и один из самых больших среди рек мира.
Арабские путешественники X-XI вв. в своих заметках об Амударье называли ее рекой Джейхун, что буквально переводится как «безумная».
В те времена течение реки было куда сильнее, да и была она значительно полноводнее.

В среднем течении Амударья замерзает уж в очень холодные зимы, зато в нижнем течении, где она мелкая и медленная, — почти каждую зиму в конце декабря — начале января.

Существует гипотеза, согласно которой священная книга зороастрийцев «Авеста» содержит упоминание об Амударье, которая именуется Вахш, Раха, Ранха или Аранха.
Последнее название отчасти объясняет историческую путаницу: древнегреческие географы и историки Геродот, Ксенофонт, Полибий, Страбон и Птолемей в своих трудах упоминали Амударью под названием Араке (путая кавказскую реку Араке с Аранхом).

Амударьинский лопатонос (большой и малый) — самый маленький представитель семейства осетровых. Стандартная длина тела особей (без хвоста) достигает 50 см, вес — 1 кг.

В древности река носила несколько названий. В Авесте, священной книге зороастрийцев, она упоминается под именами «Вахш» (культовый термин, обозначавший богиню воды и плодородия), «Раха», «Ранха» или «Аранха». Греческие историки Геродот, Ксенофонт, Полибий, Страбон, Птолемей в своих трудах называли её «Аракс» (объяснить это можно тем, что древние географы перенесли более созвучное им название кавказской реки «Аракс» с малоизвестного «Аранха»). В частности, Геродот писал об Амударье, что она разделяется 360 каналов и 40-ка устьями теряется в болотах, и только один из рукавов которых протекает по открытой местности и впадает в Каспийское море. Впоследствии, основываясь на этих сведениях, исследователи пытались доказать, что сухое русло Узбоя является этим каспийским протоком. Однако, исследования показывают, что западная ветвь Амударьи доходила лишь до озера Сарыкамыш, а сведения Геродота основывались на древних устных преданиях предысторического периода.

Во время похода Александра Македонского, греки познакомились с ещё одним местным названием реки Амударья, в греческой интерпретации звучавшим как «Оксос». Найденные кушанские монеты с изображением водного божества носили надпись «Окшо» (иногда «Охшо»). В трудах средневековых хорезмийских авторов река носит название «Окуз». Из всего этого следует, что название реке Амударья давалось отдельными народами, обитавшими на разных её частях.