История древнего города Пенджикент

Пенджикент является одним из древнейших городов Центральной Азии, почтенный возраст которого составляет 5500 лет. Название города на русский язык переводится как «Пять поселков». Есть вероятность, что именно с пяти поселений, когда-то располагавшихся на этой территории, собственно и началась история этого удивительного города.

raskopki pendzhikent

В 5 - 8 веках н.э. Пенджикент представлял собой один из важнейших культурных и ремесленных центров зороастрийской Согдианы. Город того времени даже называли «Среднеазиатскими Помпеями» - настолько он был удивителен и необычен. Древний Пенджикент был великолепно укрепленным, благоустроенным городом с дворцом правителя, двумя храмами, рынками, богатыми жилищами горожан, украшенными многочисленными росписями, деревянной и глиняной скульптурой древних богов.

Пенджикент являлся последним городом на дороге Великого Шелкового пути, ведущей из Самарканда в горы Кухистана. И это было весьма выгодно, так как ни один караван, ни один человек, спускаясь с гор в Самарканд и возвращаясь обратно, не мог стороной обойти Пенджикент.

В 8 веке город был разрушен арабами, которые в результате решающего сражения на горе Муг одержали победу. Так, с огромной помощью пришедших с территории современного Ирака арабов, удивительный согдийский город был навсегда стерт с лица земли.

Руины древнего города были случайно обнаружены только в прошлом веке. Сегодня, приехав сюда, туристы могут увидеть руины жилых домов и административных зданий, цитадель с дворцом, дом ремесленников, церковь огнепоклонников. Среди уникальных археологических находок Пенджикента есть памятники каменного века (16 века до н.э.): навес Актанги эпохи бронзы и поселение Саразм. В небольшом горном селении Мазори-Шариф, в 20 километрах от Пенджикента находится замечательный памятник архитектуры и культуры 11 века - мавзолей Мухаммада Башоро.

Сохранившиеся в Пенджикенте памятники архитектуры, живописи и скульптуры Согда (5 - 7 веков) - это произведения искусства, которые не имеют аналогов больше нигде в Средней Азии, на лестнице общекультурных достижений Востока они занимают очень высокие позиции. Здесь археологами были найдены средневековая цитадель с дворцом, некрополь с великолепно сохранившимися элементами настенной клеевой росписи, общественные и жилые постройки. А такие находки, как многочисленные изящные восточные скульптуры из дерева и керамики, изделия из стекла и металла, коллекция серебряных и бронзовых монет были переданы в историко-краеведческий музей им. Рудаки. Кроме того, целью сохранения древнейших культурных ценностей Пенджикента был организован музей-заповедник.

Океан согдийской живописи

Зачастую Пенджикент называют «океаном согдийской живописи». Здесь древние мастера расписывали самые различные постройки: дворцы, храмы, дома богатых горожан.

Особого внимания здесь заслуживает сцена оплакивания, являющаяся одним из шедевров не только согдийской, но и всей восточной живописи раннего средневековья. Рассмотрим внимательнее эту сцену. Итак, в центре композиции умерший юноша, которого поместили в какое-то погребальное сооружение, возможно шатер. Позади покойника стоят бьющие себя по голове плакальщицы; а внизу, у основания сооружения, - три фигуры в белых одеждах. Двое из них держат предметы с толстой ручкой (не исключено, что это факелы) и сосуд без ручек. Ниже художник расположил четверых мужчин и женщину, спереди - еще две фигуры. Автору росписи прекрасно удается передать горе окружающих: здесь и печальные лица, и полные скорби глаза, и распущенные волосы, у многих на теле и лицах царапины и порезы. Двое мужчин даже запечатлены в тот момент, когда ножами надрезают мочки ушей, а один в знак преданности покойному пронзает себе нос. Плачущие истязают себя так, что кровь ручьями льется на землю, образуя багровую реку.

В левой стороне от этого фрагмента сохранилось изображение трех женских божеств, причем одно из них - многорукое. Они тоже оплакивают покойного юношу: поднесли руки к голове, как бы повторяя жесты плакальщиц.

Некоторые исследователи полагают, что люди в белых одеждах - это согдийцы, а в красных и желто-коричневых со скуластыми лицами и раскосыми глазами - тюрки. И если это предположение верно, то значит, в траурной процессии принимают участие как коренные жители этого региона, так и пришельцы, воспринявшие местные традиции и верования.

Детально рассмотрев картину, можно задаться вполне естественным вопросом: так кого же оплакивают все эти люди - согдийцы и тюрки, и многорукие боги? Среди ученых единого мнения относительно этого вопроса не существует. Одни считают, что в данной сцене нашли отражение представления манихеев о загробной жизни, другие видят прямые аналогии с эпическим сказанием о гибели Сиявуша - популярного персонажа среднеазиатской литературы; сказание передано в «Шахнаме» и бухарским историком 10 века Наршахи. Многочисленные древние письменные источники рассказывают о том, насколько силен был в Согдиане культ Сиявуша. Но говорить, что эта сцена напрямую связана с сюжетом о его гибели, определенно точно нельзя. Доказательств этому пока нет.

Достопримечательности

panjekent caves

Окраина Пенджикента - это кусочек прошлого этого города, где можно найти древнее городище со средневековой цитаделью, окруженной жилыми и общественными зданиями, в некоторых из которых сохранились настенные росписи. Недалеко стоит некрополь. Найденные во время археологических раскопок глиняные и деревянные скульптуры хранятся в историко-краеведческом музее имени Рудаки. А здесь, на рабочем месте археологов был создан музей-заповедник. Недалеко от Пенджикента, на горе Муг, был также найден архив документов пенджикентского правителя, написанных на согдийском языке. Расшифровка этих документов может позволить нам сегодня получить представление о социальной, экономической и политической жизни населения Средней Азии 18 века.

Городище древнего Пенджикента. На окраине современного Пенджикента взору туриста открывается настоящая картина прошлого: средневековая цитадель, окруженная жилыми зданиями с настенными росписями, недалеко от центра городища стоит некрополь.

Местные жители зовут это место «Кайнар», по названию расположенного рядом источника. В 1946 году здесь начались археологические раскопки.

В результате были обнаружены стоящая отдельно на холме цитадель с дворцом Диваштича (последнего правителя Пенджикента), два храма с обширными дворами, улицы, лавки, мастерские, базары, крепостные стены, многокомнатные двух- и даже трехэтажные жилища, самые богатые из которых были украшены настенной живописью и деревянной скульптурой.

Но больше всего прославилось городище древнего Пенджикента живописными и красочными стенными росписями, довольно неплохо сохранившимися, несмотря на более чем 1300-летнее нахождение в завалах. Городище древнего Пенджикента является археологическим памятником 5 - 7 веков и занимает территорию в 13,5 гектаров. Городище состоит из 3-х поясов укреплений, шахристана с оборонительной стеной, пригородными усадьбами и некрополем. Стены многих домов сохранились до второго этажа. Всего было раскопано 2 дворцовых комплекса, 2 храмовых комплекса, 2 базарных комплекса, 8 улиц, десятки многокомнатных домов знати и рядовых граждан, городские стены 5 - 8 веков.

Мавзолей Рудаки. Мавзолей поэта, родоначальника классической таджикской поэзии Абу-Абдулло Рудаки, жившего в конце 9 - начале 10 веков, был построен в 1958 году. Этот исторический парадокс связан с тем, что биография великого деятеля до конца не была изучена, и, соответственно, не прослежено место его захоронения. Известно лишь, что Рудаки последние дни своей жизни провел в бедности и умер в 941 году в своем родном селении Панджруд, недалеко от города Пенджикента. Имеются сведения, что поэт умер слепым.

Пролить свет на многие вопросы из жизни Рудаки помогла кропотливая работа известного таджикского писателя Садриддина Айни. Досконально изучив, возможные исторические рукописи, он сумел установить место захоронения великого поэта, а известный скульптор- антрополог Михаил Герасимов восстановил его облик по останкам.

В 1956 году, в год 1100-летия со дня рождения Рудаки была вскрыта могила в кишлаке Панджруд - предполагаемом месте захоронения поэта. В погребении были обнаружены кости скелета, тщательное исследование которых показало, что они принадлежат мужчине, который скончался в возрасте примерно 85-87 лет. В склепе также были найдены предметы, относящиеся ко времени жизни поэта. Помимо этого был обнаружен еще ряд признаков, которые позволили ученым сделать вывод о том, что найденные останки действительно принадлежат Рудаки.

Поселение Саразм. Это поселение 4 - 2 тысячелетий до нашей эры, расположенное близ Пенджикента, с хорошо сохранившимися храмами огня, общественными и жилыми строениями, культовыми и дворцовыми сооружениями.

Здесь было найдено множество изделий из меди, бронзы, свинца, серебра, золота, оружия, украшений, относящихся к 4 - 2 тысячелетиям до н.э. Поселение представляет собой вытянутую с запада на восток возвышенность на левом берегу реки Заравшан. Общая площадь поселения превышает 100 га.

Саразм был центром древнего рудопроизводства. Его жители, обнаружившие в долине Заравшана золото и серебро, «экспортировали» его в страны Среднего и Ближнего Востока и Западной Индии.

Кроме того, Саразм был одним из крупнейших центров металлургии в Центральной Азии. Здесь были обнаружены фрагменты литейных форм, плавильные горны, массивные песты и молоты для дробления руды, металлические изделия в виде топоров, кинжалов, ножей, копий, булавок, рыболовных крючков, украшений.

При раскопках в Саразме был обнаружен дворцовый комплекс (площадь его более 250 кв.м). Сюда входили большой коридор, прихожая, два-три зала и несколько вспомогательных сооружений. Все строения связаны между собой широкими проходами. В одной из стен комплекса имеются окошки для освещения и вентиляции. А наличие круглых алтарей в центре двух залов дает повод думать, что он был не просто дворцом, но также местом для совершения культовых обрядов.

Мавзолей Мухаммада Башоро (11 - 14 века). В горном селении Мазори Шариф, среди живописных рощ, находится мавзолей Мухаммада Башоро - знатока хадисов (сказаний о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников). Первоначально, здание было построено без портала. Он был пристроен в 14 веке. Причем, отличался особой красотой: изящный и благородный по пропорциям, декорированный резной терракотой уникальной красоты и сложности. Портал двухцветный - розовые узоры терракоты обрамляет двойная рамка из бирюзовых глазурованных кирпичей - и имеет точную датировку, сохранившуюся среди надписей (743 год Хиджры, что соответствует 1342-1343 годам). В центре здания размещается просторный купольный зал, слева и справа от которого расположен ряд сводчатых помещений. Главный фасад мавзолея обращен к горной речке, откуда к нему ведет единственная дорога. В центре зала возвышается глинянный михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу - главную святыню ислама) с изящными орнаментальными и каллиграфическими надписями. Наличие михраба, указывает на то, что, возможно, сначала здание являлось не мавзолеем, а просто мечетью. И это не единственная загадка мавзолея Мухаммада Башоро. На сегодняшний день пока не доказано, действительно ли здесь захоронен прах этого религиозного деятеля.

Архитектурный комплекс Хазрати-Бобо. В некотором отдалении от Пенджикента, но в пределах Согдийского района, расположен архитектурный комплекс Хазрати-Бобо (кишлак Чорку, г.Исфара). Отсюда еще одно название комплекса - «Мавзолей Чорку».

В комплекс входят культовые сооружения, разные по времени постройки, но объединенные одной особенностью: все они размещены фасадом на север. Главным считается мавзолей некоего святого, которого местное население называет по-разному «Хаст-и-Подшох», «Хаст-и-Амир», «Амир Хамза Сохибкирон» («Сохибкирон» означает «Господин счастливого сочетания звезд»).

Согласно местной легенде, мавзолей был возведен за одну ночь, и в нем якобы погребен святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох). Весь комплекс представляет собой уникальный памятник средневековой архитектуры и состоит из двух типов построек.

Первичное здание (10 - 12 века) - это деревянный мавзолей (мазар), с айваном (навесом) на резных колоннах, украшенных куфическим надписями и орнаментальной резьбой. Общее количество резных деревянных колонн, поддерживающих постройку - семь. Они уникальной формы, высотой примерно 2,5 м. Каждая колонна выполнена из цельного ствола дерева и покрыта орнаментом. Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен, по характеру - это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры. Причем, деревянные носители украшены совершенно непонятными животными, напоминающими птиц, змей и рыб одновременно. Возможно, это связано с религиозными верованиями древних таджиков о переселении душ. В мазар ведут две входные двери: одна - с севера, над ней каллиграфически вписаны изречения из Корана, а также дата ремонта - 1321 год Хиджры (1903-1904 годы). Дверь была заложена декоративной решеткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие религиозные обряды. Другая дверь, ведущая с юго-запада, была предназначена для шейха. В центре помещения расположена могила святого.

Второй тип построек «Хазрати-Бобо» - более поздний. Комната с четырехколонным айваном (слева от мазара) датируется 18 - 19 веком. Стены и потолок также расписаны и отделаны декором. Это место, судя по всему, служило ночлегом паломникам. Также здесь совершались некоторые обряды, к примеру - худои (жертвоприношение). Во дворе комплекса также находится деревянный минарет в виде трехъярусной башни. Комплекс зданий окружен глинобитным забором. По словам старейших жителей, когда-то двор мазара являлся кладбищем.

Пенджикент - место, где творилась история древних согдийцев, один из центров восточной цивилизации. Приехав сюда, Вы сможете многое узнать о жизни, обычаях и традициях людей, некогда населявших торговый центр Согдианы, познакомитесь с результатами их деятельности и почувствуете на себе всё таинственное волшебство восточной зороастрийской сказки.