Абу Язид Бистами

Баязид Тайфур ибн Иса (г. рожд. неизв., г. Бистам, Иран – 874/875 или 977/978, там же), перс. мистик, основатель течения «опьянения любовью к Богу» в https://comunicom.ru/interesnoe-pro-tajikistan/85-sufizm. Выходец из гебрской знати. Начав с изучения хадисов и богословия, затем учился у суфия Абу Али ас-Синди. Б. прославился парадоксальными взглядами, из-за которых ему не раз приходилось бежать из Бистама по обвинениям в святотатстве. На основе собственного экстатич. опыта Б. вывел суфийское понятие фана (небытия, исчезновения) как цели мистич. пути и разработал технику его достижения. По Б., в момент абсолютного погружения в размышления о единстве божества (таухид) собственное «я» суфия растворяется в Боге и приобретает присущие ему атрибуты. Тогда его связь с Богом определяется знаменитой формулой Б. «Ты есть я, я есть Ты». Суфийская традиция приписывает Б. вознесение (мирадж) во время медитаций. В сотворённом земном мире (дунья), аскезе (зухд), поклонении Богу (ибадат), чудесах (карамат), зикре (молитвенном ритуале суфиев) и даже в «стоянках» (макама) суфийского пути Б. видел препятствия, мешающие слиянию с Богом. Сам Б. ничего не писал и, в отличие от др. суфиев, не занимался обществ. деятельностью. Сохранилось ок. 500 изречений Б. в записи его учеников и позднейшем араб. переводе.

Абу Язид Бистами

Б. не разработал цельной мистико-теоретич. доктрины; занимался совершенствованием практич. суфизма. В его монистич. взглядах видят влияние мистич. философии веданты, идущее через учителя Б. – Абу Али ас-Синди, но надёжных свидетельств подобных заимствований в творчестве Б. нет. Образ Б. нередко встречается в классич. суфийской поэзии, в частности в поэме Джалал ад-Дина Руми «Маснави». Именем которого названо сложившееся после его смерти братство Бистамия.