Памирские народы

Памирцы (бадахшанцы, помери, помериен) - совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша (историческая область Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района). Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи, чем отличаются собственно от остальных таджиков, язык которых (см. таджикский язык) относится к западноиранским языкам. Помимо этого большая часть памирцев объединена на религиозной основе исповеданием исмаилизма, также противопоставленного основной религии остальных таджиков —суннизму.

Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир, смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины принадлежат к бассейну верховий р.Амударьи (Верхняя Кокча, Пяндж, Памир, Вахандарья). Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р.Яркенд, к югу от Гиндукуша начинается бассейн р.Инда, представленный реками Кунар (Читрал) и Гилгит. Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской, Британской и Китайской империй и их сателлитов (Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены.

Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан, Рушан, Ишкашим, Вахан, Мунджан, Сарыкол, Язгулям — в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли как минимум из четырёх древних восточноиранскихобщностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.


Памироязычные народы

Ваханцы Памира

Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу.
Северные памирцы:
Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, говорящая на близкородственных языках-диалектах, что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется шугнанский.
 - Шугнанцы - Шугнан (тадж. Шуғнон, шугн. Xuɣnůn) - часть долины р. Пяндж в районе Хорога, долины его правых притоков (Гунт, Шахдара, Баджув). Правобережье реки Пяндж принадлежит Шугнанскому и Рошткалинскому районам ГБАО Таджикистана, левобережье - району Шигнан афганской провинции Бадахшан. Ведущий этнос Памира, численностью ок. 110 тыс. чел., из них в Афганистане ок. 25 тыс.
 - Баджувцы;
 - Рушанцы - Рушан (тадж. Рӯшон, руш. Riẋůn), область ниже Шугнана по течению Пянджа у впадения реки Бартанг. Правобережная часть расположена в Рушанском районе ГБАО Таджикистана, левобережная — в районе Шигнан афганской провинции Бадахшан. Общая численность - ок. 30 тыс. чел. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием:
     - хуфцы - Хуф (тадж. Хӯф, хуф. Xuf) к юго-востоку от Рушана;
     - бартангцы - среднее и верхнее течение р. Бартанг;
     - рошорвцы - Рошорв (тадж. Рошорв, рош. Rōšōʹrv, самоназв. rašarviǰ) - верхнее течение Бартанга.
- Сарыкольцы (кит. 塔吉克语 Tǎjíkèyǔ «таджики») населяют Сарыкол (уйг. ساريكۆل, кит. 色勒库尔 Sèlēikùěr) в долине реки Тизнаф (Ташкурган-Таджикский автономный уезд) и верховья Яркенда в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Численность ок. 25 тыс. чел.
- Язгулямцы - народ, населяющий долину Язгулям (на языке язгулямцев - Yuzdam) в западном Памире.
Южные памирцы - реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:
- Ишкашимцы - Ишкашим по берегам Пянджа (тадж. Ишкошим, ишк.) : кишлак Рын в ГБАО (Ишкашимский район) и кишлак Ишкашим в одноимённом районеафганского Бадахшана. Ок. 1500 чел.
- Сангличцы - долина р. Вардудж в афганском Бадахшане, левого притока Пянджа, с главным кишлаком Санглеч. Численность критична (100 - 150 чел.). К северу от Санглеча в районе Зебака раньше существовал зебакский язык, в настоящее время полностью вытесненный таджикским (дари).
- Ваханцы - исторически населяют область Вахан (тадж. Вахон, вах.) , включающую верхнее течение Пянджа и его истока Вахандарьи. Левобережье Пянджа и долина Вахандарьи (Ваханский коридор) относятся к району Вахан афганского Бадахшана, правобережье - к Ишкашимскому району ГБАО Таджикистана. Во 2-й половине XIX в. ваханцы широко расселились также к югу от Гиндукуша - в долинах Хунза, Ишкоман,Шимшал (Гилгит-Балтистан) и р. Ярхун в Читрале (Пакистан), а также в китайском Синьцзяне: Сарыколе и на р. Кильян (к западу от Хотана)[3]. Общая численность ваханцев - 65-70 тыс. чел.
- Мунджанцы (дари , мундж). Населяют долину р. Мунджан в верховьях р. Кокча (район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане). Численность - ок. 4 тыс. чел.
     - Йидга (урду - часть мунджанцев, переселившаяся через хребет Гиндукуша в XVIII в. долину Луткух области Читрал (Пакистан). Численность - ок. 6 тыс. чел.


Таджикоязычные памирцы

Девочка из Памира

С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка (дари). Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. В некоторых областях таджикский язык вытеснил местные памирские языки в историческое время:
- Дарваз (тадж. Дарвоз, дари , Дарвазский район ГБАО и одноимённый район провинции Бадахшан) - в XIV в. (незафиксированный «дарвазский язык»)
- Йумган (дари , Йамган, одноимённый район провинции Бадахшан) - в XVIII в. (шугнанский язык)
- Вандж (тадж. Ван Ванджский район ГБАО) - в XIX в. (старованджский язык)
- Зебак (дари , одноимённый район провинции Бадахшан) - в XX в. (зебакский язык)
Кроме того, в самом массиве памироязычных народов имеются таджикоязычные группы кишлаков:
- Область Горон (тадж. Ғорон) на р. Пяндж между Ишкашимом и Шугнаном (правобережье в Ишкашимском районе ГБАО)
- Правобережный Вахан (4 кишлака).

Соседние народы

Помимо таджиков, судьбы памирских народов оказались тесно связаны с дардами кхо - наиболее иранизированным дардским народом, населяющим верховья реки Читрал (Кунар), и буришами — неиндоевропейским изолированным народом бассейна р. Гилгит. Длительное соседство и воспринятие от памирцев исмаилизма сделало эти народы очень близкими в области духовной и материальной культуры. Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общиее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши, проявляющееся в языке и культуре.

Центральный Памир (в основном в восточной части ГБАО) представляет собой непригодное для земледелия плоскогорье, заселённое кочевыми киргизами, с которыми памирцы также регулярно сталкиваются на высокогорных пастбищах. Киргизская этническая территория отделяет сарыкольцев от остальных памирцев.

Языковая и образовательная ситуация

Памирские языки

Разобщённые памирские языки на протяжении всей своей истории оставались языками бытового общения с довольно узкой сферой применения. Влияние на них персидского языка (таджикского), затрагивающее все пласты лексики, уходит вглубь веков, и, вероятно, билингвами со вторым таджикским языком население Памира (по крайней мере социально активная его часть) является уже очень давно. Персидский язык издавна является для памирцев языком религии, литературы и в большинстве случаев устного народного творчества. Междолинное персидское койне - это также универсальное средство международного общения.
Процесс вытеснения памирских языков таджикским происходил постепенно вверх по Пянджу и его притокам и продолжается в настоящее время. Наиболее слабы позицииязгулямского и ишкашимского языков, всё больше выходящих из употребления и в бытовом общении. Относительно благополучная ситуация складывается у ваханского,бартангского и шугнанского. Последний даже после провозглашения независимости Таджикистана и ослабления жёсткой этнолингвистической политики СССР, фактически не признававшей памирцев отдельными народами, пережил некоторое возрождение, на нём стали печататься статьи в хорогской газете, появились шугнанские стихи и песни. Будучи ведущим памирским языком шугнанский сохраняет некоторое значение языка междолинного общения, особенно у шугнано-рушанцев.
В настоящее время официальным языком ГБАО и Афганского Бадахшана является таджикский (дари). На нём же ведётся обучение в школах, однако на афганском берегу их мало и большинство афганских памирцев попросту безграмотны. На территории Пакистана сильно влияние на ваханский и йидга официального языка страны — урду. Китайские «таджики» таджикским языком не владеют, языком межнационального общения, официальных учреждений и образования у них является уйгурский.

Этногенез и история

Памирки

Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков, проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона. Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту. Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности, уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края (по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников) - VII-VI вв. до н.э. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синцзян, йидга и ваханцев - в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.

Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. до н. э., когда с установлением среднеазиато-китайских связей через долину Пянджа была налажена караванная торговля, получившая название Великого Шёлкового пути (в виде южного его отрезка). Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями (сасанидами, тюрками, китайцами, арабами, монголами, тимуридами и др.) либо терпели крах, либо оканчивались лишь временными успехами и установлением номинальной зависимости от внешней власти. Фактически до XIX в. памирские области представляли собой независимые или полунезависимые княжества. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан, находившийся под влиянием Британской империи, окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.

Религия

С установлением начиная с конца I тыс. до н. э. связей с равнинным иранским миром на политеистические иранские верования древних памирцев сильное влияние стал оказывать зороастризм. Привязка этой религии к солярным культам отразилась в именовании солнца в ишкашимском языке remozd, происходящего от имени Ахура Мазда(*Ahura- Mazdā-). Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане, где на возвышенностях строились открытые храмы огня, некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Легенды о предках-«огнепоклонниках» и «кафирах-сиявушах» (искажённое под влиянием имени иранского героя тадж. сиёпӯш «одетый в чёрное») до сих пор популярны на Памире.

Другой важной религией Памира был буддизм, проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.

Исламизация Средней Азии

Исламизация Средней Азии после арабских завоеваний в VIII-IX вв. практически не затронула памирские народы. Широкое проникновение ислама в народные массы происходило только в XI-XII в. и связано с деятельностью активного деятеля исмаилитского течения и выдающегося персидского поэта Насира Хосрова (1004-1088), бежавшего от преследований со стороны суннитов на Памир и нашедшего убежище у правителя Йумгана (Ямгана, долина на левобережье Шугнана). Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях.

Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам - духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.

Этническая самоидентификация

Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.

Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, - к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик. В классический период этот этноним применялся как синоним слова иранец, особенно в поэзии, где понятие «турку тоҷик» означало не конкретный этнос в современном понятии, а представителей тюркских и иранских народов вообще. В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии, язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев, язгуламцев, рушанцев, бартангцев, шугнанцев, сарыкольцев, ваханцев, ишкашимцев, сангличцев, мунджанцев. В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов (в том числе пуштунов), говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык - родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии (за исключением пуштунов), что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности».

Ученые отмечают, что понятие «национальная принадлежность» - это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей.

Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности (то есть принадлежности к исмаилизму), все малые народы Памира именуют себя «памирцами» - тадж. помирӣ. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира - дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами. Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам.
Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира - это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса.

Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Минимальная температура зимой −30, максимальная летом +35. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м - отгонно-пастбищное скотоводство. Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод.

Традиционная форма поселения горных таджиков - кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.

Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 - кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 - пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 - пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля (лесс или глина), из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной.

Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть - хона - представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. п. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку.

До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде ещё не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба (лепешек). Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. «летовьях», куда на лето угоняют скот и где в течение нескольких летних месяцев живёт большинство женщин кишлака с маленькими детьми, заготовляя впрок молочные продукты. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких. Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов. Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл - доисламский и исламский. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплощает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Столб Мухаммад - основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима - символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али - символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длиннее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн - символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи («чарогравшан») после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома - «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.

Брак и семья

Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.
С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. В отличии от других жителей Центральной Азии, у Памирцев практически не наблюдаются случаи инцестов.
У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь.

Традиционная пища

В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клецки, болтушка), в дробленном виде (для густой или жидкой каши), бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко . Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq - кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» - каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают.

Традиционные занятия - земледелие и скотоводство

Основное занятие горных таджиков - земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака.
Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли (ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней). Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды.

Традиционные промыслы

Домашние промыслы - главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся вертикальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни.
Среди памирских народов популярна национальная борьба - гуштингири, напоминающая самбо. В современном спорте представители памирских народов проявляют себя в таких видах спорта как самбо, бокс, бои без правил и другие единоборства а также волейбол.

Известные памирцы

Известные государственные деятели:
- Шириншо Шотемур - Герой Республики Таджикистан - один из создателей Таджикской ССР
- Мастибек Тошмухаммедов - советский военный деятель, генерал-майор (1962), первый генерал таджик по национальности в СССР.
- Гоибназар Паллаев - Председатель Президиума Верховного Совета Таджикистана (1984 - 1990)
- Мамадшо Илолов - президент Академии Наук Республики Таджикистан.
- Шоди Шабдолов - Председатель Коммунистической партии Таджикистана.
- Моёншо Назаршоев - политический деятель (1935 - 1994)
- Назаршо Додхудоев - советский таджикский государственный деятель, председатель Президиума Верховного Совета Таджикской ССР (1950 - 1956), председатель Совета Министров Таджикской ССР (1956 - 1961).
- Давлат Худоназаров - председатель Союза Кинематографистов СССР (1990).
- Оджиев Ризоали - председатель воинов интернационалистов СССР
Известные спортсмены:
- Владимир Гулямхайдаров - родился 26 февраля 1946 года, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Республики Таджикистан, известный футболист ФК «Энергетик» Душанбе (1964 - 1968, 156 игр, 11 голов), «Памир» Душанбе (1971 - 1977, 241 игра, 30 голов) и «Торпедо» Москва (1969 - 1970, 19 игр, 3 гола), член олимпийской команды СССР (1968 - 1970, 8 игр, 3 гола), «Вахш» Курган-Тюбе (2 игры), тренер ФК «Вахш» Курган-Тюбе, «Памир» Душанбе.
- Азалшо Олимов - мастер спорта СССР, первый чемпион СССР и Европы по самбо из Средней Азии,
- Раимкул Малахбеков - заслуженный мастер спорта России, двукратный чемпион мира по боксу 1995 и 1997 г., бронзовый призёр 26 Олимпийских Игр 1996 года в Атланте (США), серебряный призёр 27 Олимпийских Игр 2000 года в Сиднее (Австралия), неоднократный чемпион Европы и России.
- Олег Ширинбеков - мастер спорта СССР, известный футболист ФК «Памир» Душанбе и «Торпедо» Москва.
- Хурсанд Джамшедов - мастер спорта международного класса, чемпион мира-2006, Европы, России по кикбоксингу, чемпион Европы по кикбоксингу среди профессионалов, двукратный чемпион лиги КИТЭК.
- Артур Одилбеков - многократный чемпион России по боям без правил.
- Руслан Зарифбеков - чемпион Таджикистана и призёр России по самбо.
- Умед Хасанбеков - призёр Таджикистана и России по самбо.
- Санджар Сарфарозов - призёр Таджикистана и России по самбо.
- Хушбахт Курбонмамадов - победитель и призёр международных и всероссийских турниров по дзюдо в России, 5 места на Кубке Европы в Оренбурге-2010-2011 и Кубке Европы среди юниоров (до 20 лет) в Санкт-Петербурге-2011.
- Мадади Нагзибеков - бронзовый призёр Чемпионата Азии по боксу
Известные деятели искусств:
- Далер Назаров - победитель конкурса «Голос Азии» - «Золотой голос» Таджикистана.
- Муборакшо Мирзошоев - известный исполнитель и музыкант.
- Группа «Шамс» - победители конкурса «Песня года».
- Наргис Бандишоева - победителница конкурса «Голос Азии».
- Гуломхайдар Гуломалиев (1904 - 1961) - балетмейстер, народный артист СССР (1957)
- Искандарова Заррагул - народная артистка республики.

Источник: Википедия

Род Ага-Хана

Несмотря на то, что деловая деятельность Ага-ханов сравнительно неширока, история, тем не менее, «преподнесла на тарелочке» этому клану огромные богатства. А начинается эта история приблизительно в середине IX века, когда внутри мусульманства образовалась секта исмаилитов. Поначалу секта проповедовала, что пророк Мухаммед, сын Исмаила, вот-вот должен возвратиться на землю в качестве Махди, то есть мессии, спасителя. Главари секты возводят свой род к прямым потомкам Мухаммеда, дочь которого Фатима и ее муж Али якобы и были предками имамов. В течение веков секта много раз раскалывалась на боровшиеся друг против друга группы в зависимости от того, какой лагерь от какого члена семейства Мухаммеда вел свой род. Те из предводителей секты, которые одно время называли себя по имени дочери Мухаммеда Фатимидами, примерно в конце X века правили всем Египтом.

Их власти над Египтом положил конец турецкий султан и завоеватель Саладин в конце XII века. В это же время представители другой ветви этого рода были владыками больших территорий в Персии и Сирии. Как свидетельствуют летописи, руководителями секты были торговцы наркотиками, впервые приучившие своих подданных курить гашиш. А для удержания в руках власти они выбрали совсем простой способ: с помощью хорошо продуманной и широко распространенной тайной террористической организации они убивали своих противников.

Власть наркоманов, поедавших или куривших гашиш, в Сирии свергли турки, а в Персии - монголы. Руководители сирийской ветви секты в XVI веке, а имамы персидской ветви в 1840 году перекочевали в Индию, и начиная с этого времени Индия (а точнее нынешние Пакистан и Бангладеш, части тогдашней «британской Индии») сделалась главным опорным пунктом секты исмаилитов. Первый из Ага-ханов, осуществивший перекочевку («исход») секты в Персию, получил этот титул еще от тогдашнего персидского шаха. Сын его Ага-хан II прожил короткую жизнь. Для современного мира общепризнанным Ага-ханом стал его внук - Ага-хан III, получивший этот титул в 11 лет, в 1888 году, и остававшийся верховным имамом на протяжении почти 70 лет, до 1957 года. Золотой дождь и град драгоценных камней, наполнивших его карманы, стали основным и, разумеется, неистощимым источником богатства на протяжении последних семи десятилетий. (Ага-хан третий в Чикаго)

А всякие бульварно-скандальные журналы всего мира прославили Ага-хана III как владельца скаковых конюшен, богатейшего набоба и поклонника красивых женщин. Впрочем, и в самом деле, старый владыка долго житель успевал всюду, где были скачки лошадей, вертелась рулетка и рекой текло шампанское: от Ривьеры до Флориды и Калифорнии. И, конечно же, в такие места всегда стекались и красивые девушки. Ага-хан любил женщин, и, поскольку он был человеком очень богатым, в этом смысле у него не было никаких проблем.

Первой его женой была персидская принцесса, но с ней он быстро развелся. Вторая жена — танцовщица из Монте-Карло Тереза Мальяно, которую в то время (до первой мировой войны) считали красивейшей женщиной Ривьеры. Когда она в 1926 году умерла, мультимиллионер женился на Андрее Карлон, продавщице шоколада и конфет в лучшем из увеселительных мест на французском Лазурном побережье.

И наконец, в четвертый раз он женился на «королеве красоты» Франции Иветте Лябрусс, девице на 28 лет моложе его, оставшейся до смерти имама его верной подругой жизни. Когда в 1957 году Ага-хан III умер, ему возвели в Египте, в верхнем течении Нила, богатый мавзолей посреди замечательной по красоте пальмовой рощи. Для жены его, Бегумы, рядом с мавзолеем поставили мраморную виллу, дабы и она могла находиться вблизи могилы покойного царственного супруга. Экс-королева красоты с той поры раз в год навещает могилу мужа, но живет в основном в своем дворце на французской Ривьере.