Кто такие на самом деле — узбеки:

Узбеки – нация довольно молодая, если сравнивать ее с соседями и довольно своеобразная. Дело в том, что на формирование этой нации оказало влияние разнообразие различных племен разного же и происхождения — тюркских, иранских, монгольских – которые активно взаимодействовали между собой в одном из бурлящих этнических котлов средневековья – улусе Джучи, как части первоначально единой Монгольской империи.

Именно поэтому узбеки – очень разнообразный в антропологическом смысле народ, поскольку образовался в результате смешения многочисленных и даже не родственных народов. В результате в городах, земледельческих оазисах узбеки практически очень схожи с земледельцами таджиками, а в степных полупустынных и пустынных районах они в большей степени этнически близки тюркам. Нахождение же исторически в основном в составе тюркских государств, обеспечили господство среди узбеков тюркского языка.

Основой будущего узбекского народа стали многочисленные иранские племена, заселившие междуречье Амударьи и Сырдарьи (так называемый Мавераннахр): согды, бактрийцы, массагеты. С середины же I тыс. до н.э. сюда волнами хлынули потоки тюркских племен. Какая из этнических групп – иранская или тюркская – победит определил политический фактор.

Образовавшийся в VI веке Великий Тюркский каганат пусть просуществовал и недолго, но все же привел к тюркизации местного населения. Существовавшие затем на данной территории государственные образования тюрок продолжали этот процесс. Считается, что в основном узбекский этнос сложился в период существования государства Караханидов (IX-XI вв.).

У населения Мавераннахра возникает единое этническое самосознание, культурные особенности. Не было пока только важного элемента — единого названия. Другими словами, узбеки еще не знали, что они узбеки. Только в XV-XVI вв. этот этноним утверждается среди них, когда на территорию современного Узбекистана приходят тюрки с Нижнего Поволжья, Южного Урала, имевшие такое наименования.

Их правитель Шейбани-хан, который был потомком знаменитого правителя Золотой Орды хана Узбека (его имя переводилось как «истинный правитель»), стал объединителем различных феодальных владений в регионе. Это имело только политическое значение, мало повлиявшее на этническую картину местного населения. Пришельцы быстро растворились в местной среде, но оставили ей свое имя.

В отличие от других тюркских народов, которые преимущественно традиционно были кочевыми или полукочевыми, узбеки в основном были земледельцами. Тем не менее, смешанный характер этноса проявлялся во многих сторонах традиционной жизни узбеков.

Одежда содержит много элементов одеяний кочевников – схожа с туркменской. В пище довольно долго было распространено употребление конины. Даже у своих жилищ, вполне свойственных оседлому населению часто стояли палатки, шатры кочевого типа.

В религиозном отношении узбеки – мусульмане-сунниты, но, как отмечали наблюдатели, не слишком фанатичные. Советский государственный атеизм еще более убавил религиозное рвение, но искоренить ислам, конечно, не смог.

После обретения независимости роль ислама в жизни узбеков возросла, но не до такой степени, чтобы сравняться с шиитами Ирана или суннитами соседнего Афганистана, где, впрочем, также проживает довольно большое количество узбеков. Принявшие ислам в VII в., узбеки, тем не менее, сохранили многие традиционные ценности.

Например, несмотря на подчиненное положение женщины, ее роль в семье была весьма значительна. К ней весьма почтительно относились и сыновья. Хотя отец в семье имел непререкаемую власть, и даже сыновья пожилого возраста обязаны были стоять в его присутствии, вопрос заключения брака решался самими детьми, отводя родителям лишь роль организаторов.

Нахождение узбеков в составе Российской империи и Советского государства оценивается неоднозначно. С одной стороны, российские власти особо не вмешивались в их внутреннюю жизнь, особенно это относилось к узбекам, проживавшим на территории Бухарского эмирата и Хивинского ханства, обладавшими значительной автономией.

С другой – не делали разницы между различными народностями Средней Азии, поскольку путем для лучшего управления видели унификацию местного населения. Вместе с тем, в советское время узбеки получили собственную государственность, когда в 1924 году из состава Бухарской и Хорезмской республик, а также части Туркестанской автономной республики РСФСР выделилась Узбекская Советская Социалистическая Республика в составе Советского Союза, из которой в 1929 году выведен Таджикистан.

Другое дело, что узбеки все равно оказались разделенными между несколькими республиками Средней Азии, и никакой реальной самостоятельности Узбекистан не получил. Тем не менее, все это способствовало окончательному сложению единой узбекской идентичности.

Хотя в СССР узбеки, как и другие народы, могли сохранять свою культуру и язык. Это даже поощрялось советской национальной политикой. Но с одной стороны это вступало в противоречие с идеологией интернационализма, культивируемой в Советском Союзе, а с другой происходила естественная русификация узбеков. Государственный язык – русский, был обязателен для изучения.

В качестве алфавита вместо традиционного арабского и персидского письма в 1940 г. вводится кириллица. В связи с урбанизацией узбекское городское население значительно выросло, и для него именно русский язык открывал возможности для дальнейшего развития. СМИ в основном также переходят на русский язык.

Все большая часть узбеков считала русский язык родным, а многие из тех, кто называл родным узбекский, почти не использовали его нигде, кроме дома. Все это отрицательно воспринималось узбеками и стало одной из предпосылок стремления к независимости при распаде СССР.

В период независимости важную роль в укреплении национальной идентичности стало играть исламское мировоззрение. В значительной степени именно оно приводит к увеличению прироста населения. Традиции сохраняются также благодаря тому, что все-таки большая часть населения узбеков Узбекистана проживает в сельской местности, хотя городская модернизированная культура проникает и туда.

Совсем иная жизнь у узбеков, проживающих за пределами постсоветского пространства. Это, прежде всего, Афганистан, где в северных провинциях их численность составляет около трех миллионов. Они куда более традиционны и религиозны, чем их собратья в постсоветской Средней Азии.

Недаром многие из них – потомки бежавших когда-то от социалистических преобразований. Однако они все-таки настигли их после прихода к власти в Афганистане местных социалистических преобразователей в 1978 г. А после крушения последних в начале 1990-х узбеки Афганистана оказались втянуты в многолетнюю гражданскую войну, края которой не видно и по сей день.

Узбеки-тюркоязычный народ Средней Азии. В основном проживают в Узбекистане. Узбекское общество разделяется на рода, отражая древнее племенное происхождение и складывание этноса.

По традиции среди узбеков выделяют 92 рода по происхождению из Дешт-и-Кипчака, огузов и сартов. Им или Половецкой степью называли обширный регион степей Евразии. Кипчакская степь не представляла собой единое государственное образование. В ней жили множество племенных союзов. Некоторые уживались мирно, другие воевали.

uzbeki

По происхождению 92 рода узбеков имеют происхождение , как от тюрков, так и не от тюрков. С распространением Ислама появилась теория объяснения количества узбекских родов. По ней 92 человека ушли к пророку Мухаммаду в Медину для участия в войне. Но историками доказано, что узбекские рода появились ранее, чем собственно Ислам.

Впервые список узбекских родов был составлен в 16 веке. Некоторые рода произошли от военных объединений. Изначально они и обозначались, как боевые единицы. Это рода "юз", "минг" и " кирк".

"уз", "найман", "кипчак", "катаган", "барлас". - одни из самых древних родов, сложившихся ранее других. В целом я хочу подвести итог, что узбекские рода складывались в разное время, но зато были четко определены.

В процессе формирования, некоторые рода вступали в союзы, дробились на ветви, образуя новые и новые рода. Это породило разнообразие узбекских этносов и народа в целом.

Онова узбекского народа была составлена Дешт-и-Кипчакскими родами. Но далее к ним присоединились монголы, огузы, уйгуры,кипчаки, каарлукы.


Полный список родов по версии " Насаб-Наме-Йи Узбекийа ".

Минг Юз Кырк Узбек Ункажат Джалаир Сарай Конгурат Алчин Аргин Найман Кибчак Чакмак Азак Калмак Тарлык Тудак Бурлак Самарчик Кипчак Келечи Кинакаш Буйрак Урат Кийат Хитай Тункли Узжулачи Койчи Утаджи Булатчи Джуйут Джат Чилчут Бувмаут Уймаут Арлат Кераит Ункут Танкут Мангыт Чалчувут Месит Меркит Буркут Кийат Курлас Укалан Кары Араб Илачи Жубурган Тишлык Керай Туркман Дурман Табин Там Рамадан Муйтан Уйшин Бадайи Хавфиз Киргиз Мажар Кучалык Сауран Бахрин Уйирис Жубрат Бидай Татар Табаш Мичкыр Сулдуз Тубаи Тилав Кирдар Биктийа Каркын Ширин Оглан Курлат Баглан Чинбай Чехилкас Уйгур Агар Йабу Таргыл Тургак Кохат

Читайте также