Когда возник Азербайджан?

Одну из наиболее интересных, с точки зрения истории, дорогу прошел современный Азербайджан. Эта страна, раскинувшаяся в Закавказье, на западном берегу Каспийского моря, является ярким представителем нашей планеты - кипучей, находящейся всегда в движении и постоянно изменяющейся.

Для полного понимания стоит сделать оговорку - Азербайджан это лишь страна, в которой живут азербайджанцы. Но сам азербайджанский народ не ограничивается только самим Азербайджаном. Помимо отдельной страны, азербайджанцы живут внутри своего южного соседа - Ирана. Западные области Ирана так и носят названия "Иранский Азербайджан". Есть азербайджанцы и в современной Армении (впрочем, как и наоборот), но это более тонкая материя.

persie Median Empire-es

Для простоты некоторое время в тексте я буду называть "Азербайджаном" именно все земли - современную республику "Азербайджан" и провинции Ирана. А вы имейте в виду, что в статье это слово - не страна, а территория, на которой сейчас проживает азербайджанский народ.

У историков есть отрывочные и неточные сведения о древнейшем государстве Манна на землях Азербайджана, существовавшем неподалеку от озера Урмия. Свидетельства о самом государстве черпаются только из ассирийских и урартских надписей о победах над этой страной.

В далекой древности земли современного Азербайджана принадлежали империи Мидийцев. Мидия - огромное государственное образование, существовавшее рядом с Древним Вавилоном, и охватывавшее земли современных Ирана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Казахстана,(частично), Ирака (частично), Азербайджана, Армении и Турции (частично, в Азии). Мидийцы - это ираноязычные племена, пришедшие из Средней Азии и завоевавшие древнее население Персии и Ассирии. Азербайджан в то время населяло немногочисленное уже автохронное население, остатки урартских племен и, собственно, мидийские племена.

velikaya-armenia

История не сохранила названий, которые давали мидийцы землям в Азербайджане. В ходе борьбы за власть и землю мидийцы, в итоге, пали под ударами персов. Землями Азербайджана овладела Ахеменидская Персия. Надо сказать, что в тот период времени население этих земель себя отдельной нацией не ощущало и вполне допускало себя, как одно из племен персов. После персидского завоевания население этих земель окончательно иранизировалось и отождествляло себя с культурой и религией Ахеменидского государства, при этом подавляющая часть населения разговаривала и на персидском, и на среднемидийском.

Так что впервые термин, как-то выделяющий эту землю из других владений - встречается уже после распада империи Александра Македонского, овладевшего Азербайжданом в числе прочих земель ахеменидов. Последний сатрап (управитель провинции в Македонской Империи) Мидии, Атропат сумел провозгласить себя царем на северных землях своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия. Государство получило название "Малая Мидия" или "Мидия Атропатена". С течением времени слово "Мидия" отпало по ненадобности.

Страна Атропатена большую часть времени своего существования включала в себя Иранский Азербайджан и южную часть современного Азербайджана. Однако, жили на этих местах эллинизированные персы-зороастрийцы. В максимальном своем виде Атропатена владела Кавказской Албанией, Великой Арменией (большей частью) и и даже частью Иберии. Однако долго удержаться на этих землях не получалось - у армян активно шёл процесс построения собственного государства, близился час триумфа Тиграна II, да и другие соперники набирали силу.

Примечателен язык, на котором говорили в этой земле. Атропатена преимущественно использовала среднемидийский диалект - азери, практически вымерший к нашему времени, однако в ходу был и персидский, а в северо-восточных регионах свободно понимали и говорили на армянском языке.

Армянский царь Тигран II завоевал Атропатену и включил ее в состав своих владений. Однако, уже вскоре, земли Атропатены освободились от ослабевшего владычества армян, чтобы затем вновь стать частью одного государства.

armenia-car

Период от поражения Тиграна II до становления империи Сасанидов (Персии) Атропатена находится в своеобразной симбиотической борьбе с Арменией. Не имея сил одолеть внешнего политического титана - Рим, то Атропатена, то Армения смирялись с требованиями из Вечного города и объединялись под одной короной. Чтобы потом с войнами разделиться обратно.

Сасаниды завоевали Атропатену в самом начале развития своей державы и считали ее важной частью страны. На территории Атропатены было одно из трех главных святилищ зороастризма - Адур-Гушнасп.

Примерно к этому времени относится лингвистическая транформация названия. Персы называли эту землю Ātur-patkān буквально значит «Владение Атурпата».

Империя Сасанидов, грозное и могучее государство быстро пришло к упадку и было завоевано мусульманами. В исламскую эпоху это название трансформировалось в практически современное «Адарбадган», т.е. Азербайджан.

Однако мы пока говорим о топониме. У персов суффикс "-kān" относился исключительно к топонимам. Арабы, завоевав эти земли, продолжили называть их топонимом, известным персам, лишь немного исказив для удобства произношения.

Прежде чем мы пойдем дальше - стоит немного сказать о том, что Кавказская Албания, располагавшаяся на месте северных земель современной республики Азербайджан имела немного отличный от Атропатены путь. Албания в древности была зависимой от Мидии, но не подчинилась ей окончательно. Потом входила в государство Александра Македонского, как вассал. После образования Великой Армении - подчинилась ее воле и долгое время попеременно то входила в состав Армении, то выходила из нее с боями. Наконец, Сасанидам удается добиться вассальной присяги, а потом, ненадолго - подчинить себе Албанию. Однако незадолго до вторжения арабов в Иран государство Кавказкая Албания освобождается от Сасанидов. И уже арабы покоряли Албанию, как независимую страну.

Все это важно потому, что жители Кавказской Албании куда менее подверглись иранизации, чем жители Атропатены. Зато в этой земле имело влияние прочих древних народов Кавказа, например, лезгинов. В некоторых районах Албании на древнем албанском языке разговаривали вплоть до Х века. Однако, основным верованием в Албании был персидский зороастризм. В период вхождения Албании в состав Великой Армении - в этих землях развивалась эллинская культура. А с приходом арабов в регионе стремительно распространяется ислам.

Арабы же окончательно объединили два этих региона в один - провинцию Адарбадган. Некоторое время в состав этой провинции входили и земли восточной Армении, пока армянские багратиды не отбили их обратно.

Внимательный читатель спросит меня: а где, собственно, народ, который населяет Азербайджан земли сейчас?

Ключом к формированию современного азербайджанского народа стали тюрки. Уже после арабского завоевания началось движение народов из Азии и в Иран хлынули тюркоязычные племена с востока. После распада халифата Азербайджан вошел в состав Империи Сельджукидов - тюркского исламского государства. А когда империя ослабла - Азербайджан стал ядром государства Ильдегизидов - тоже тюркской исламской династии.

Это была эпоха расцвета средневековой культуры. Активно развивалось зодчество, на этом отрезке Великого Шелкового пути активно росли огромные города. Развивались науки и искусство.

Например, именно в этот период в азербайджанском городе Гянджа жил и творил поэт Низами Гянджеви.

Однако, тут важно другое. Низами писал на персидском языке (кстати, советую, прекрасные стихи, главное - разыщите старое советское издание с красивым оформлением, предисловием, глоссарием и иллюстрациями). И явно ассоциировал себя с персами (что отлично видно хотя бы по его поэме "Хосров и Ширин" о закате Сасанидов).

В ходу у народов Азербайждана в то время два языка - и персидский, и тюркский. Первый довольно быстро теряет позиции, а второй - наоборот.

Так все же, где современные азербайджанцы?

Тюркоязычные племена кочевали волнами. Первые волны принесли сельджукидов в XI-XIII веках. Их государство рухнуло под натиском монголов, приведших с собой бесчисленные кочевые племена азиатских степей. Тюркские народы и стали тем катализатором, слившись с которым иранизированное население Азербайджана обрело новую идентичность. Во-первых, тюрки принесли с собой новый, тюркский язык. Во-вторых, эпоха могучих держав, скрепляющих собой оба горизонта, прошла. Средневековье - эпоха феодальной кластеризации и она не обошла стороной и Азербайджан. После государства Ильдегизидов на этой земле возникнет сначала государство Хулаидов - обломок монгольской империи. А потом эти земли перейдут под контроль двух конфедеративных государств кочевников - Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. На месте, под единым ковром конфедерации, возникнет множество мелких ханств. Что их будет объединять, кроме общей, уже забытой, истории, общего непрочного руководства и языка?

Культура и вера.

Потому в эту эпоху жители Азербайджана ассоциируют себя с местностью "я шемахандец", "я из Гянджи" и так далее. С принадлежностью к ханству. Но единым для всех этих людей остается вера и язык и они говорят о себе "турок" или "тюрок" подразумевая набор понятий - живет в этих местах, говорит на "родном туркском (тюркском)" и верит в Пророка.

Новый и самый важный период в истории Азербайджана начинается с установления Империи Сефевидов в первой половине XVI века. Это государство зародилось в Азербайджане, представляло из себя азербайджано-иранское объединение шиитов, занимавшееся созданием прочной и сильной державы. Сефевиды быстро завоевали весь Иран и фокус сместился с "азербайджано-иранская" на "иранская" империя. Однако, и это важно, язык азербайджанцев оставался в ходу и при дворе и, самое главное, в армии Сефевидов.

Самым главным в этом событии было то, что азербайджанский народ впервые выступил на исторической арене не в роли населения передаваемой земли, а в роли полноценных владетелей своих земель. Азербайджанский народ сформировался в том виде, в котором он развивается и живет сейчас.

Дальнейшая история Азербайджана - это история пограничных земель между двумя огромными империями - Османской и Сефевидской. Земли переходят из рук в руки вплоть до падения Сефевидов в 1736м. Новая династия Афшаридов на некоторое время закрепляет земли Азербайджана за собой, но уже в 1750 году государство распадается и земли Азербайджана вновь превращаются в пестрый ковер из ханств.

Новая иранская династия Каджаров успевает присоединить Иранский Азербайджан в свою империю, что же касается земель нынешней республики - тамошние мелкие ханства в итоге подпадают под влияние России и потихоньку входят в ее орбиту, к 1828 году - и в состав Империи.

Формально до 1918 года у азербайджанцев не было своего государства - в древности, когда державы были у грузин и армян, народ Азербайджана еще ассоциировал себя с персами, а после формирования самостоятельного этноса азербайджанцы все время оказывались на вторых ролях у иранцев.

Впервые национальное государство азербайджанского народа было провозглашено в мае 1918 года - Азербайджанская Демократическая республика. В ее состав входила Елисаветпольская губерния, Бакинская губерния и Закатальский округ. А вот Карабах признавать АДР не стал и строил свое, автономное армянское государство. Противостояние АДР и Карабаха продолжалось вплоть до прихода в регион советской власти. Впрочем, АДР, как и многие буржуазные протогосударства, провозглашенные на территории бывшей Российской Империи, была нежизнеспособна.

А потому 28 апреля 1920 года была создана Азербайджанская ССР, прямой правоприемницей которой и является современная республика Азербайджан.