picture20 лет назад, когда обезглавленный Таджикистан полыхал в пламени войны и над народом нависла угроза уничтожения как нации, в Худжанде состоялась историческая XVI сессия Верховного Совета.

О том, как это было: ход сессии, ее решения, первые шаги молодой власти, с читателями "АП" делится бывший замглавы государства Козидавлат КОИМДОДОВ:

- Прежде чем говорить об историческом значении XVI сессии необходимо вспомнить, какие политические и экономические процессы предшествовали ей. После распада Союза страна пыталась на демократической основе выбрать своего лидера. К сожалению, первые демократические выборы привели к расколу общества, хотя президент Рахмон Набиев был избран всенародно. Это признало и международное сообщество, но не признали "демократические" движения, которые подпитывались извне. Вместо того чтобы продолжать трудиться во имя будущего страны и готовиться к следующим выборам, они стали мешать президенту вести свою работу, а вскоре силой заставили его подать в отставку.

В этот момент многие министерства и ведомства (особенно силовые структуры) объявили о своем нейтралитете, предоставив тем самым преступным силам возможность разжечь гражданскую войну. В стране наступил политический и социально-экономический кризис.

"Демократическими" движениями было сформировано временное правительство. Однако прошло шесть месяцев, но никаких результатов они добиться не смогли. Число жертв войны только увеличивалось. В такой ситуации депутатами было принято решение о необходимости срочного проведения сессии Верховного Совета. Хочу отметить, что парламент тогда оставался единственным функционирующим органом госвласти, старавшийся вывести страну из хаоса. Остальные структуры были просто парализованы.

Проведению сессии способствовали и другие факторы, в том числе - требования ряда вооруженных групп. В частности, когда группа Сафарали Кенджаева с боем вошла в Душанбе, они также одним из своих условий выставили необходимость созыва сессии.

- Местом проведения XVI сессии ВС был выбран Худжанд. Иначе было просто невозможно?

- Да, поскольку ситуация в Душанбе оставалась очень сложной, а силовые структуры не могли обеспечить защиту депутатов, мы решили собраться в другом регионе. Но где? На Памире было далеко, а в Хатлонской области уже вовсю шли бои. Единственно стабильным местом оставался северный Таджикистан. К тому же власти Худжанда гарантировали нашу безопасность.

В Худжанд поехали не только депутаты, но и ученые, ректоры всех вузов, а также представители практически всех движений. Сам вопрос обеспечения явки сессии был очень сложным, но видимо ответственность депутатов перед своими избирателями не позволила допустить ее срыва. Из 230 депутатов собралось свыше 200 человек. Часть из них вылетели самолетом из Душанбе и Курган-Тюбе, депутаты из РРП выехали поездом. Как потом некоторые из них говорили, им приходилось по несколько раз переодеваться, изменять внешний вид и добираться самыми невероятными путями.

- Как проходили первые дни сессии?

- Когда мы приехали в Худжанд, перед самым открытием сессии вдруг выяснилось, что сделать это совсем непросто. Общество было накалено, и это также сказывалось на депутатах. Первый и второй дни сборов никаких результатов не дали. Мы даже не смогли войти в большой зал Дворца заседания "Арбоб". Депутаты очень долго говорили в кулуарах и вскоре пришли к мнению, что необходимо создать инициативную группу из 40-50 парламентариев от всех регионов страны и обговорить, что делать. Так и случилось. В малом зале собрались группы из 5-6 человек, представляющих каждый регион. Так как с Памира нас было мало – всего три депутата, я тоже попал в эту команду. На втором этаже "Арбоба" мы обсудили повестку сессии. Встал вопрос о том, кому вести заседание парламента, и это сразу вызвало очень большие дебаты. Согласно регламенту и закону, сессию должен был вести и.о. председателя ВС на тот момент – Акбаршо Искандаров. Однако, учитывая ситуацию того времени, мы решили, что он только откроет сессию, а вести ее будет другой, независимый депутат. Эту роль инициативная группа доверила депутату от Куляба Хабибулло Табарову.

…Депутаты первым делом обсудили вопрос – что нам дало президентское правление. Может ли оно продолжаться в условиях гражданского противостояния или нам стоит перейти на коллегиальное правление? Депутаты пришли к мнению, что будущее управление страной на определенный период должно быть парламентским, а председатель ВС станет главой государства, до того времени, пока он полностью не сформирует структуры власти - как по вертикали, так и по горизонтали.

Нам пришлось выбирать такого человека. Мы долго обсуждали кандидатов, и большинство из нас оставили свой выбор на одном. На том, кто за небольшой период депутатской деятельности успел показать себя, активно выступал на сессиях ВС. Кто, в отличие от некоторых депутатов, никогда не изменял своим принципам. Это была кандидатура Эмомали Рахмонова. Тогда за него проголосовали единогласно.

- А какие еще кандидатуры предлагались?

- В основном, упоминалась кандидатура Акбаршо Искандарова. Группа депутатов выступала за то, чтобы экс-председатель ВС продолжал оставаться на своем посту. Тогда многие министры и вице-премьеры из его правительства хотели удержаться на своих местах, но политическая ситуация говорила о том, что нельзя делать этого. Было принято решение об отставке временного правительства.

Знаете, это сейчас все могут спокойно рассуждать о том времени, а тогда для людей, которых избирали, особенно для первого лица – это была борьба между жизнью и смертью. В то время каждый день от бандитских пуль погибало немало руководителей, в том числе и бывший генпрокурор Н. Хувайдуллоев. Преступные элементы и враги нации не хотели наступления мира в стране. И сегодня я готов повторить – если бы мне самому тогда предложили возглавить Верховный Совет, я бы отказался. На это было очень сложно решиться.

- Но вы все-таки пошли на определенный риск. Вы согласились стать заместителем нового главы государства…

- Да. После избрания, на следующий день он пригласил меня и сказал: "Я хочу внести вашу кандидатуру на рассмотрение сессии". Я ответил ему, что не работал в Душанбе и не знаю людей, я даже не был здесь во время выборов. На что он бросил: "Будем работать вместе. Если же вы скажете - нет, если все будут бояться, тогда, кто будет руководить страной?"

…Депутаты поддержали предложение Эмомали Шариповича, и я был избран его заместителем. Еще одним замом был избран депутат Хидиралиев: в его случае учитывалось, что в республике проживает значительное число этнических узбеков.

…На президиуме мы также рассмотрели ряд незаконных решений, принятых в период между XV и XVI сессиями. Мы отменили акт незаконного отрешения от должности президента Набиева. Он был приглашен на сессию, был восстановлен в должности и со всеми почестями и льготами ушел на пенсию.

- Как проходил процесс формирования правительства? Желающих много было?

- Единственная позиция, на которую было достаточно желающих – это должность премьер-министра. На остальные - вице-премьеров и министров Э. Рахмоновым были неоднократно приглашены разные кандидатуры, но фактически из каждых трех человек двое отказывались.

- В итоге премьером был избран А. Абдуллоджанов. В тоже время на эту должность претендовал и С. Кенджаев. Почему не рассматривалась и его кандидатура и почему впоследствии он так и не получил никакого серьезного поста?

- Сафарали Кенджаевич к тому времени работал в области, был руководителем Анзобского ГОК. Поскольку у него было много связей как внутри региона, так и в Узбекистане, он часто отлучался во время сессии. Во время избрания Абдуллоджанова он отсутствовал. Через четыре года я задал ему вопрос: где он был тогда. Он мне ответил так: "У меня были дела. Был в Ташкенте, там и задержался". К тому же впоследствии президент не раз предлагал ему различные посты в Душанбе, но он сам отказывался. Говорил, что не может приехать в столицу. И только после подписания Соглашения о мире он стал депутатом Маджлиси Оли, был избран председателем Комитета по правопорядку.

- Какие важные решения были приняты на XVI сессии?

- Первое решение, которое мы приняли – это закон о возвращении беженцев: льготы, выделение средств на восстановление жилья. Второе – защита наших государственных границ. Депутаты приняли обращение к правительствам Киргизии, Казахстана, Узбекистана и России с просьбой, чтобы они ввели свои миротворческие контингенты на границы РТ.

На этой сессии мы объявили амнистию всем тем, кто участвовал в боевых действиях до ноября месяца. Мы призвали всех бывших руководителей и специалистов вернуться на свои места и продолжить работу. Был объявлен День примирения, там же в "Арбобе" проведен "оши ошти".

- По-моему, на сессии не присутствовали многие лидеры оппозиции. Можно ли было в такой ситуации говорить о реальном примирении?

- Ну, не знаю. Например, рядом со мной сидел Давлат Усмон - бывший вице-премьер. Были на "оши ошти" и представители большинства вооруженных группировок, контролировавших Душанбе. Поверьте мне, их было много, я их видел. И все, начиная с главы государства и заканчивая полевыми командирами, прошли процедуру присяги миру: клялись на знамени Таджикистана, целовали его.

- XVI сессию принято называть исторической. В чем, по-вашему, заключается ее главная роль?

- Эта сессия восстановила конституционный строй, она создала базу для принятия основного закона страны, который впоследствии был одобрен на всенародном референдуме. Она поставила конец братоубийственной войне. Решением этой сессии на родную землю были возвращены более одного миллиона беженцев как внутри страны, так и за ее пределами. Она подняла имидж Таджикистана и его народа на международной арене.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить