Краткое история о нации как таджики

Среди народов Средней Азии, когда-то входивших в состав многонационального советского народа, таджики – единственные представители иранской языковой группы. Так уж получилось, что территория Средней Азии, которую сейчас почему-то именуют Азией Центральной, и где сейчас преимущественно проживают тюркские народы, когда-то, еще в начале I тыс. до н.э., заселили ираноязычные племена.

istoria-tajiki

В генетическом плане таджики тесно связаны происхождением с другими индоевропейскими народами, имея значительное преобладание гаплотипа R1A.

В отличие от своих иранских родственников таджики в основном мусульмане-сунниты, что в общем то и понятно, поскольку суннизм был господствующим направлением в тюркских государствах Средней Азии. Однако с иранцами в религиозном смысле роднят следы древних доисламских верований – зороастризма, маздакизма – почитание культов огня, Солнца.

Название «таджики», как это довольно часто бывает, связано с совершенно другим народом. Когда под знаменем ислама шли арабские завоевания в VII-VIII веках, и их волна докатилась до Средней Азии, проживавшие здесь тюрки услышали одно из иранских названий арабов — «тазиг» или «тажик».

Первоначально наименования имело скорее религиозный смысл – «мусульманин», а не этнический. Со временем происходит его трансформация. Оно стало означать ираноязычного мусульманина, не араба. Оно и закрепилось среди ираноязычных участников арабской экспансии, которые шли в авангарде мусульманских армий, а затем перешло к их среднеазиатским сородичам.

Начиная с IX века оно фактически стало синонимом этнонима «перс», употреблявшегося в отношении иранцев на территории тюркских государств Средней Азии. Хотя конечно нельзя сказать, что появление данного этнонима означало уже появление собственно таджикского народа. Это название обозначало теперь не тюрка – собирательное наименование большого количества ираноязычных этнических групп. Но начало процессу формирования таджикского народа было положено.

Важную роль в его начале сыграл период, хотя и недолгий (конец IX – конец Х вв.), существования государства Саманидов, которое в основном располагалось на территории Ирана, но охватывало и районы бассейна Амударьи, Зеравшана, значительную часть современного Афганистана. Именно в рамках этого государства начинает складываться общие черты будущих таджиков.

Иногда даже государство Саманидов называют первым таджикским государством. Но это верно только в том случае, если таджиков и персов отождествлять. Правильнее все-таки считать державу Саманидов персидским государством. Другое дело, что в его рамках формируется особая культура, которая потом становится основой для таджикской культуры – общие черты языка, на котором создается богатая литература, как художественная, так и научная.

Может быть таджики при дальнейшем развитии быстрее оформились бы в единый народ, но тюркские нашествия привели к тому, что они оказались в составе политических образований, в которых господствовали кочевники-тюрки. Вторжение монголов и образование в Средней Азии монгольских государств Чагатаидов, Хулагидов только укрепили положение кочевников, но все-таки не привели к уничтожению таджиков-земледельцев. Больше того, как более культурные и развитые, многие из их представителей играли видную роль при монгольских правителях.

При Тимуридах таджикская культура получила новый импульс благодаря политике правителей, поощрявших развитие литературы, искусства, науки, а вот далее, после разделения державы Тимура на множество феодальных владений с господством тюркской знати таджики оказались в тяжелом положении как экономическом так и культурном.


При вхождении в состав Российской империи положение таджиков мало изменилось, поскольку Бухарский эмират и Хивинское ханство сохранили автономию, а Кокандское ханство хоть и перешло под управление российских властей, но и там сохранилось господствующее положение прежних тюркских правителей.

Даже в советское время на первых порах существования СССР таджики получили только автономию в составе Узбекской советской республики. Наконец, в 1929 году таджики получили собственную государственность – из состава Узбекистана была выделена отдельная Таджикская советская социалистическая республика.

Можно много говорить об отсутствии реальной самостоятельности союзных республик в составе СССР, но для таджиков, окончательного сложения нации, появление своей республики имело огромное значение. Недаром таджики не очень то и рвались к выходу из состава СССР при распаде последнего.

Их положение было весьма опасным. Тут надо отметить, что огромная часть таджиков проживает в соседнем с Таджикистаном Афганистане. Их число там превосходит таджикское население собственно Таджикистана (В Таджикистане живет 8 млн. таджиков, а в Афганистане порядка 11 млн.)

Но в Афганистане они не имеют собственной государственности, и господство там принадлежит хоть и родственным по происхождению пуштунам, но отличающимся и по языку, и по культуре. Афганские таджики разделены на множество этнических групп, гораздо более традиционны и исламизированы, чем в Таджикистане.

Независимый Таджикистан стал ареной гражданской войны в 1990-е годы. Помимо внутренних противоречий ему постоянно угрожают родичи-исламисты из Афганистана. Именно по этой причине Таджикистан заинтересован в сохранении связей с Россией, и там дислоцирована 201-я российская военная база.

Таджики, как и другие народы Средней Азии, где смешивались культуры оседлых и кочевых цивилизаций, также впитали черты как земледельческой культуры, к которой в основном и принадлежали, так и скотоводческой, элементы которой проникали к ним от кочевников-тюрок. Яркие примеры взаимодействия культур проявляются и в одежде и в пище.

Самый, наверное, характерный пример этого – традиционный среди среднеазиатских народов плов – продукт из риса и баранины. Таджики очень любят чай, но как это принято у кочевников, часто добавляют в него молоко и масло. Вообще переплетение блюд растительного и мясного происхождения очень характерно как для таджиков, так и для других народов Средней Азии.

Наблюдатели часто отмечают такие черты характера таджиков как трудолюбие и упорство, что неудивительно для земледельческого народа, вынужденного вырывать результаты своего труда из земли, требующей постоянного орошения, создания и поддержания в порядке ирригационных систем. При этом также указывают на гостеприимство таджиков, которое, может быть, в большей степени было заимствовано у кочевников.

Конечно, современные таджики оказались в сложном положении после распада СССР. Упадок в экономике, гражданская война и многие другие факторы заставили таджиков искать счастья в других странах, в том числе и в России, где этноним таджик стал обозначением не столько этноса, сколько определенных, не слишком престижных профессий. Тем не менее, судьба этого древнего народа, опираясь на мощный культурный пласт, вполне может найти свое место в новую эпоху.

Читайте также