dakikiОдин из Великих таджикских философов и поэтов таджиской культуры и достояние народа.

Место рождения Дакики доподлинно неизвестно (ок. 950 - ок. 980). Некоторые письменные источники утверждают, что это город Туса (Хоросан), по другим получается, что он родился в Самарканде или Бухаре. Одно известно совершенно точно, поэт никогда не покидал Мавераннахр.

Карьера Дакики как литератора началась при дворе правителя провинции Чаганиан, в то время считавшейся одной из богатейших и цветущих областей государства Саманидов.

Слава о молодом поэте разнеслась столь молниеносно, что очень скоро, он был приглашен в столицу ко двору правящей династии.

Одним из модных веяний того времени было собирание знатью народного эпоса, легенд и мифов, которые бы доказывали божественное или царственное посхождение знаменитых фамилий. Поэтому и

Самани обращали самое пристальное внимание на сбор героико-мифологических преданий, которые бы касались их семьи.
В свое время придворный философ и литератор Абу Мансур уже собрал по этой теме достаточно сведений из арабских и пехлевийских источников, которые скомпоновал и изложил в прозаической форме, озаглавив произведение – «Шах-наме».

«Шах-наме» - Книга царей, это было то, что нужно на текущий момент, оставалась совсем безделица, Эмиру Нух Самани очень хотелось иметь эту летопись в стихах. Собственно эту работу он и предложил выполнить Дакики.

Поэт, считавшийся лучшим знатоком доисламских эпических легенд, с жаром принялся за работу. Однако, выполнить ее не успел, он был подло и жестоко убит на одном из пиров своим собственным рабом.

Стих

Из доброго и злого в этом мире Дакики
Четыре только вещи наиболее близки:
Волшебной арфы стон и вера Зердохешта,
Вино кровавое и уст рубиновых силки.

Причин убийства доподлинно не знает никто. Официально была названа версия ревности юноши-раба, за что тот и был наказан. Но многие историки убеждены, что раб был только орудием мести рьяных сторонников исламского правоверия, усмотревших в древних сказаниях, берущих начало в зороастризме, угрозу только что укоренившейся религии.

Так или иначе, но поэт, которому на тот момент едва исполнилось тридцать, погиб.

По официальной версии, к моменту гибели, Дакики уже написал тысячу бейтов (двустиший) эпического произведения, описывая борьбу мифических Гуштапсы (Виштапсы) с Арджапсом, и знаменитый персидский поэт Фирдоуси, который согласился продолжить работу, полностью включил их в свою поэму.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить