Суфизм является одной из интереснейших религиозных течений самой молодой мировой религии – ислама. Ведь суфизм представляет собой мистико-эзотерическую сердцевину ислама, его сакральную суть, которая одинаковая в каждой религии – путь к непосредственному познанию Бога, духовная трансформация человека в сторону святости и просветления. Богатая суфийская традиция породила немало интересных занимательных суфийских притч и анекдотов. Людей причастных к суфийской традиции называют суфиями или дервишами. Выдающимися суфиями, известными истории были такие знаменитые люди, как всем хорошо известный автор стихов о вине – Омар Хаям (который был не только гениальным поэтом, но и не менее гениальным ученым), талантливый врач Ибн Сина (более известный европейцам как Авиценна), замечательный поэт Джалаладдин Руми, и такой забавный полумифический герой многих притч и анекдотов Мулла Ходжа Насреддин.

sufizm

Слово “суфий” происходит из арабского языка и означает “шерсть”. Просто суфиями называли людей одетых в шерстяные одежды, а в шерстяные одежды зачастую одевались многочисленные религиозные аскеты и отшельники, которые уединялись где-то в пустынях, по дальше от мирской суеты, находясь все время в молитвах и строгом посте. Впрочем, немало таких аскетов отшельников было и в христианской традиции, с приходом на арабские земли новой религии ислама, много правоверных ревнителей Аллаха стали брать пример с христианских подвижников и тоже уединяться в пустынях. Они то и стали первыми исламскими суфиями-праведниками и дали толчок для зарождения религиозного течения суфизма.

Шерстяная одежда отшельника была словно символом ухода от мирского мира. Даже проводился такой интересный ритуал посвящения в суфии, когда желающий стать суфием садился на свой шерстяной плащ лицом на восток, а его духовный наставник говорил: “Смотри сын мой, этот плащ – знак могилы и он говорит тебе:”Ты умер для мира. Теперь Шагни к Свету!“.

В том, что суфийские братства были тайными, есть еще одна причина: простые традиционные мусульмане не очень понимали тонких премудростей суфийского учения. А как частенько бывает, если я чего-то не понимаю, значит, оно не правильное. Это привело к тому, что традиционные мусульмане стали преследовать и гонять суфиев, считая их еретиками и отступниками от учения пророка Мухаммеда и Корана. Среди суфийских шейхов были и такие, которые приняли мученическую смерть от рук фанатичных мусульман, самым известным из них был суфийский мудрец и мистик Мансур Аль-Халадж, которого еще называют мусульманским “Христом”. Аль-Халаджа так же распяли на кресте, а затем еще и четвертовали, только за то, что он в молитвенном экстазе воскликнул “Я есть Истина, я есть Бог!”

Поэтому суфиям приходилось (и приходится) шифроваться и скрываться. Их тайные братства и школы существуют и до нашего времени. Вот только найти их совсем не просто. Чтобы вступить в суфийскую школу первое испытание заключается в том, чтобы для начала ее найти. (Многие люди ради этого специально путешествовали странами ближнего востока, кто-то из них находил, кто-то нет)

Среди относительно современных эзотериков и психологов в суфийских школах могли обучаться известный российский мистик Георгий Иванович Гурджиева и Мирзаркарим Санакулович Норбеков.

По воспоминаниям Гурджиева суфийская школа совсем не похожа на школу в нашем привычном представлении. Обучение всегда индивидуальное, каждый учитель имеет только несколько учеников, которых он и учит своим премудростям. Суфии и суфийские учителя яко настоящие эзотерики могут скрываться под разными образами и масками, играть разные социальные роли. Например, суфийским учителем может оказаться торговец пончиками на базаре в Багдаде, или дворник где-то в Самарканде, им может быть как и богатый шейх, который живет в роскошном дворце, так и бедный сапожник без сапог, им может оказаться любой. Одним из учителей Гурджиева был турецкий мастер по тканью ковров, у него Гурджиев в совершенстве овладел искусством ткачества ковров, таких популярных на востоке (и не только).

Когда начался процесс ученичества, Гурджиев ожидал, что его учитель будет делиться какими-то тайными знаниями. Но ничего подобного: вместо этого, ему пришлось целыми днями пахать над коврами. Как потом оказалось, собственно в тканье ковров и заключался процесс ученичества, который формировал у юного ученика терпение, внимание, усидчивость и другие качества, которые так необходимы, для того, чтобы идти по непростой дороге духовного совершенствования.


Когда учитель увидел, что юный Гурджиев уже весьма прекрасно овладел искусством ткачества ковров, а заодно стал терпеливым и усидчивым, внимательным к деталям, он его отправляет учиться к другому мастеру (который живет совсем в другом городе, в другой стране, за много километров от первого мастера). Так процесс ученичества в суфийский школе может длиться много-много лет (а то и всю жизнь) и проходить у разных учителей, живущих в разных городах и странах.


Среди духовных практик, практикуемых суфиями, популярной и основной является зикр. Зикр – с арабского “поминание” – многократное повторение молитвенной хвалы Аллаху, фактически является самой настоящей исламской медитацией. Также суфийский зикр очень схож с практикой Иисусовой молитвы в христианстве. Суфийские мистики по много часов в сутки проводят в молитвенном зикре. Конечной целью пребывания там является достижения состояния духовного экстаза, когда суфий ощущает в душе великую гармонию и единение с Богом (который на самом деле живет в наших сердцах). Как говорил в свое время суфийский мученик Мансур Аль-Халаджи: “Меня уже нет, теперь под моим плащом живет Бог” (К сожалению, мусульмане этого не поняли и казнили суфия). В буддизме такое состояние можно назвать просветлением , а в христианстве святостью.
Порой суфии кроме просто многократного повторения молитв передают свою любовь к Богу через молитвенное пение и танец. Во время танца суфии активно кружатся, за что их называют “кружащимися дервишами”.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить