Переворот Узбек-Хана

В 1312 году Тохта, оставив во главе армии, пограничной с Хулагуидами царевича Узбека, возвращался в Сарай. В местности Курну он умер. На курултае второй сын Тохты Тук-Бука с эмиром Маджи (Баджир) из уйгуров оспорил права Исан-Буки и стал главным претендентом на избрание ханом. В это время Узбек ехал на курултай для участия в нем. Кутлук-Тимур, его кузен, уже присутствующий на курултае, передал Узбеку либо дезинформацию о планируемом убийстве, либо правду о том, что Узбека планируют убить. Прибыв на курултай, Узбек и Исатай кият убили Тук-Бугу и Маджи (Баджир) уйгура. Официальной версией случившегося стала то, что сам Тук-Бука и его эмир Маджи планировали убить Узбека. Был ли на самом деле заговор против Узбека, историкам узнать видимо, не суждено, в распоряжение разных источников попала официальная версия о причинах убийства Ток-Буги и Маджи уйгура. После этого кровопролития Баялун, жена Тохты с помощью подкупов смогла добиться избрания Узбека ханом на курултае.

Административная реформа хана Узбека с одной стороны была уникальна. С другой стороны ее механизм прослеживается во многих обществах как Азии, так и Европы.

Административную реформу Узбек-хана можно назвать тем актом, который положил начало классическому периоду в Золотой Орде. Нейтрализация «кочевых бандитов» (изъятие улусов у Джучидов) привела к росту экономики Золотой Орды и установлению порядка на всей ее территории. В рамках политической системы улуса Джучи существовало 23 улуса, из которых улус Бату был по материальным ресурсам одним из 23 улусов, но при этом наследники Бату обладали нематериальным ресурсом, таким как легитимность. В период правления Тохты большая часть улусов была интегрирована к улусу Бату, путем назначения на посты глав улуса близких родственников Тохты. Но сама политическая система не менялась, новые институты не были созданы. Таким образом, власть Тохты структурно была похожа на власть Бату: Бату и Тохта правили не на основе политических институтов, которые зависели от центральной власти институционально, а на основе личной харизмы, когда силой авторитета и войсками близких родственников он мог влиять на всех владельцев улусов. Кроме того, видна разница между походами ханов Золотой Орды в эпоху до Узбека и при нем. До Узбека, например, в эпоху Ногая, походы носили грабительский характер, цель которых состояла в приобретении материальных благ, нередко случались ссоры из-за добычи, как например между Ногаем и Теле-Бугой. В эпоху же Узбека походы были уже государственными предприятиями и зависели целиком от воли хана.

Узбек-хан изменил систему управления Золотой Ордой и реформировал административно-чиновничий аппарат, в котором появились новые мусульманские должности: муфтии, кади (судьи). Узбек-хан активно занимался экономическим развитием Золотой Орды, обустройством новых торговых путей. В это время Улусы Чагатая, Угедея и Хулагу были охвачены гражданскими войнами, что привело к переносу торговых путей на север по территории Золотой Орды, где в отличие от южных соседей присутствовала политическая стабильность. Любой купец мог проехать безопасно с берегов Дуная до Алтая по территории всего улуса Джучи. Во времена правления Узбек-хана в Золотой Орде начался повсеместный рост количества новых городов и увеличение размера старых городов. В 1332 году Узбек-хан перенес столицу в Новый Сарай (Сарай ал-Джедид). Узбек унифицировал и централизовал страну, победил местный сепаратизм. Как отмечал Сафаргалиев М.Г., на китайской карте 1331 года Узбек-хан обозначен как единоличный правитель улуса Джучи, чьи владения начинаются от берегов Иртыша и устья Сырдарьи и заканчиваются далеко на Западе. При Узбек-хане сложилась классическая схема управления русскими княжествами, которая известна из множества источников. Один из русских князей получал ярлык (жарлык-указ) на правление. Он обязан был собирать «выход», налоги с русских княжеств, которые расчитывались исходя из переписи населения. Уровень налогообложения не был высок и последующее исходящее из этого факта название «татаро-монгольское иго» как характеристика вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды не является научным, а является идеологическим штампом и историографическим мифом.

Когда Узбек-хан вошел на престол он сохранил за Михаилом Тверским статус Великого князя Владимирского. Однако московский князь Юрий Данилович Московский смог жениться на Кончаке, сестре хана Узбека. В 1317 году Узбек после женитьбы решил одарить своего новоиспеченного зятя статусом Великого князя Владимирского. Интриги тверских и московских князей, которые продолжались с 1317 по 1331 годы, закончились гибелью московского князя, двух тверских князей, подозрительной смертью Кончаки, а также гибелью в походе Шаухала, кузена Узбек-хана. С 1331 года Великим князем Владимирским стал московский князь Иван, получивший прозвище Калита (Калитой назывался карман, где хранились деньги, от тюркского Калта – карман). В отношении русских княжеств Узбек-хан вел жесткую политику, помимо вышеуказанных казней двух тверских князей, Узбек казнил еще Новосильского, Рязанского, Стародубского и нового Тверского князей.

mikhail

Во внешней политике Узбек сумел заключить династийный союз с Египетским султаном, выдав за него замуж свою родственницу Тулунбай, которая была из потомков Чимпая, сына Джучи, но также была падчерицей Бурлюка, дяди Узбек-хана. При этом Узбек-хан получил огромный по тем временам калым за невесту. Послы Египетского султана были вынуждены занимать денег у золотоордынских послов, чтобы в полной мере выплатить калым. В 1320 году Тулунбай стала султаншей Египта. В 1330-ых годах Узбек-хан выдал ярлыки генуэзцам, которые перенесли часть своих торговых операций на территорию Золотой Орды.

Узбек-хан покровительствовал всем религиям на своей территории. В 1314 году он выдал ярлык католическому ордену Францисканцев, пожаловав им льготы и позволив основать им свою миссию в Сарай-Бату. В 1336 году францисканцы имели уже 10 представительств, а кузен Узбек-хана вместе со своей семьей принял католичество.

Эпоха со времени начала правления Узбек-хана и до смерти его внука Бердибека считается Золотым веком Золотой Орды, когда росла экономика, была политическая стабильность, расцвела классическая золотоордынская культура.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить