Индогерманское племя, к которому в Азии принадлежат только две ветви, индийская и иранская. В состав первой из них входят многочисленные разделенные между собою самостоятельными языками народы Северной Индии (страны Ганга и его притоков) вместе с обитающими на индийском Кавказе некультурными племенами сияпош-казар и дарду, а ко второй иранской ветви принадлежат афганы, балучены, таджики и персияне, курды с лурами, осетины на Кавказе и армяне. Почти все эти народы обладают тщательно разработанными языками, которые частью уже вышли из народного употребления и сохранились только в литературе или как наречия, употребляемые в религии и науке; таковы языки: санскритский, пали и зендский. К громадной смеси этих различных народностей присоединяются еще господствующие над ними европейцы и потомки последних от браков с туземцами; такими господствующими народами являются на севере русские, а на юге — англичане и голландцы.

Судьба таджиков, проживающих в оазисах, на равнинах и в предгорьях Средней Азии, в течение многих столетий теснейшим образом была связана с судьбой других народов; именно здесь, на равнинах, разыгрывались основные события, в той или иной степени освещенные историческими свидетельствами. Напротив, история горных областей, составляющих значительную часть территории Таджикистана, вследствие многовековой их изолированности гораздо менее освещена.

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногене- тические процессы, начавшиеся еще в I тысячелетии до н. э.

По поводу происхождения этнонима «таджик» есть несколько гипотез. Наиболее обоснованным является предположение В. В. Бартольда, подкрепляемое письменными источниками, в том числе недавно исследованными документами с горы Муг. Бартольд полагает, что это название появилось в раннем средневековье, во время господства в Средней Азии арабов.

Имя одного из арабских племен, тай, постепенно было перенесено местным населением на всех арабов, а затем на всех мусульман, по отношению к которым в X в. применялся термин тази. В XI в. тюркские племена, ставшие к этому времени значительной этнической прослойкой в составе населения Средней Азии, все оседлое мусульманское население Средней Азии называли таджиками; впоследствии же этот термин стал этнонимом именно ираноязычного аборигенного населения.

Территорией сложения таджикской народности являлась область древней Бактрии — бассейн верхней Аму-Дарьи как по правому, так и по левом берегу; Согдиана, занимавшая бассейн Зеравшана и долину Кашка-Дарьи; Ферганская долина. Как известно из древних источников, здесь обитали оседлые земледельческие народы: в Фергане — парканы, в центральной части Среднеазиатского междуречья — в Усрушане, долине Зеравшана и Кашка-Дарьинском оазисе — согдийцы; в равнинной части современного южного Таджикистана и северного Афганистана — бактрийцы; в горах Памиро-Алая и в Ферганских горах—сакские племена. Все эти древние народы, вероятно, участвовали в этногенезе таджиков.

Перечисленные области вошли в VI в. до н. э. в состав персидской империи Ахеменидов, а в IV в. до н. э. были завоеваны армией Александра, Македонского. Вскоре после смерти Александра его владения на Востоке распались на ряд самостоятельных государств, а в III в. до н. э. на территории Бактрии и Согдианы образовалось Греко-бактрийское царство.

Оказавшиеся в составе основного населения Греко-Бактрийского царства бактрийцы, согдийцы и другие жители земледельческих оазисов постоянно восставали против своих поработителей — греков и македонян; их борьбу поддерживали и степные племена. Из античных (Страбон, Юстин) и китайских источников известно, что в середине II в до н. э. в борьбу согдийцев и бактрийцев против чужеземных правителей вмешались племена северных степных районов Средней Азии, называемые в китайских источниках Большими юэчжами, и это привело к падению Греко- Бактрийского царства. Многие исследователи отождествляют юэчжей с массагетами. Входившие в состав массагетско-юэчжийского союза тохары (см. стр. 48) первоначально жившие на нижней Сыр-Дарье, сыграли особенно важную роль в завоевании Бактрии, в связи с чем позднейшие источники уже на рубеже нашей эры стали называть страну их именем — Тохаристан.

Тохары, постепенно сливавшиеся с бактрийцами, несомненно также участвовали в этногенезе таджикского народа.

В IV—V вв. н. э. на территорию Средней Азии, в том числе Согдианы и Тохаристана, проникает с севера много новых этнических элементов: это так называемые «белые гунны»— хиониты, кидариты и эфталиты (см. стр. 68); в VI—VII вв., в период Тюркского каганата, сюда приходят группы тюркских племен. Все они деятельно участвовали в борьбе местного оседлого населения против упорных попыток царей сасанидского Ирана подчинить эти области. Часть пришельцев оставалась здесь и постепенно включилась в состав местного населения. Ко времени арабского завоевания (VIII в.) на территории современного Таджикистана можно выделить три основные этнические области: согдийскую — на севере, в бассейне Зеравшана, Тохаристанскую — на юге, в бассейне верхней Аму-Дарьи, и Ферганскую — на северо-востоке. Границей между Согдом и Тохаристаном являлся Гиссарский хребет. Китайский путешественник Сюань-Цзян, посетивший Среднюю Азию в 630 г. н. э., упоминает «Железные ворота» близ Байсуна (в горах, носящих в настоящее время название Байсунтау), отделяющие страну согдийцев (сули) от страны тохаров (ту-хо-ло).

Население каждой из этих областей было очень сложным по этническому составу. В компактную массу местного ираноязычного населения постоянно просачивались различные пришлые этнические группы, в том числе и тюркоязычные; последние также сыграли некоторую роль в этногенезе таджикского народа.

Письменные источники, равно как и археологические раскопки на территории древнего Согда, Тохаристана и Ферганы, говорят о существовании отличий в культуре этих областей. Упомянутый Сюань Цзян, так же как и другие китайские путешественники VII и начала VIII в. (Пэй-цзюй, Хой-чао), с достаточной определенностью говорят об этих отличиях (в письменности, типе монет, религии и др.).

Культура согдийцев довольно хорошо известна по письменным источникам и многочисленным археологическим находкам как на территории самого Согда, так и в тех районах Средней и Центральной Азии, где существовали согдийские колонии.

Выше уже говорилось об основных памятниках согдийской культуры, в числе которых особый интерес для исторической этнографии представляют такие выдающиеся раннесредневековые археологические комплексы, как Варахша, древнийПенджикент, развалины замка на горе Муг и др. Не менее интересны в этом отношении памятники территории древней Бактрии-Тохаристана, исследование которых свидетельствует о бытовании здесь своеобразных культурных традиций. Здесь большее распространение, чем в Согде и Фергане, получил буддизм, сохранявшийся довольно стойко еще в начале VIII в. Памятники Бактрии-Тохаристана в то же время отражают сильное влияние более южных областей и имеют некоторые общие черты с памятниками Гандхары (северо-западная Индия); они устойчиво сохраняют следы греко-бактрий- ской культуры, в них ярче проявляется и традиция культуры кушанского времени.

Значительная группа разнообразных археологических памятников древней Бактрии сосредоточена в Кобадианском оазисе, на самом юге Таджикистана, по нижнему течению р. Кафирниган. Здесь еще в 70-х годах XIX в. был приобретен у местного населения так называемый «Аму- Дарьинский клад», состоящий из золотых предметов, среди которых одним из наиболее древних является изображение воина-сака, выбитое на золотой пластинке, относящееся к VI—V вв. до н. э.; интересна также миниатюрная золотая колесница с упряжкой из четырех лошадей и с сидящими в ней фигурками людей. Вопреки выводам опубликовавшего «Аму- Дарьинский клад» английского искусствоведа Дальтона, который приписывает большинство вещей из клада искусству персов, мидян и других народов Передней Азии, сейчас можно с достоверностью сказать, что эти замечательные изделия были выполнены руками жителей Средней Азии — бактрийцев.

Уже в советский период археологами обнаружены в Кобадианском оазисе памятники VII—VI вв. до н. э. (нижние слои городища Калаи- Мир) — дом из сырцового кирпича с характерной для этого древнейшего периода рабовладельческой эпохи бытовой утварью. На этом же городище и в ранних слоях кушанской крепости Кейкобад-шах, расположенной в том же районе, найдены жилища, предметы быта и культуры III—II вв. до н. э., времени Греко-Бактрийского царства. Крепость Кей- кобад-шах — прекрасный памятник II—IV вв. н. э. с характерной для фортификационных сооружений Средней Азии кушанского периода прямоугольной планировкой, с высокими стенами, укрепленными 36 прямоугольными башнями и сложным предвратным сооружением. Внутри крепости раскопаны жилые дома.

Другим археологическим комплексом, насыщенным памятниками разных исторических периодов, начиная с первых веков нашей эры, является Термез с его округой, ныне находящийся на юге Узбекистана близ границ Таджикской ССР. В древности Термез был одним из главных центрон бактрийской культуры, расположенным на важнейших путях из Передней Азии и Индии в Среднюю Азию и Китай. Вблизи Термеза, как упоминалось выше, были найдены, остатки буддийского храма кушанского времени и знаменитый Айртамский фриз с горельефными изображениями человеческих фигур. Между типичными для греческого искусства орнаментальными листьями аканфа расположены фигуры музыкантов, играющих на среднеазиатских инструментах. Создатели этого художественного произведения, хотя и были знакомы с греческим искусством, являлись, по всем данным, местными, бактрийскими мастерами.

Чрезвычайно большой интерес для восстановления этнической истории населения южного Таджикистана представляет раскопанный археологами могильник в урочище Туп-хона около Гиссара, с четырьмя типами погребений, относящихся к разным эпохам; самые ранние из них, со скорченными костяками и каменными орудиями, найденными в одной из могил, относятся к наиболее древним из археологических памятников Бактрии; самые поздние датируются примерно VIII в. н. э.; черепа с Туп-хона были подвергнуты антропологическому исследованию, установившему принадлежность основного населения древней Бактрии- Тохаристана к европеоидному антропологическому типу Среднеазиатского междуречья, совершенно сходному с населением Согда.

С глубокой древности до раннего средневековья на территорию южного Таджикистана приходили многие племена и народы, как среднеазиатские, родственные местному населению, так и завоеватели из дальних стран; однако, судя по археологическим данным, в течение этого длительного периода здесь не произошло полной смены населения; менялись религии (зороастризм, буддизм, ислам), подвергался некоторым изменениям язык, но неизменно тянулась нить культурной традиции и столь же устойчивым оказался основной массив населения. Бактрийцев, также как и согдийцев, можно с полным основанием отнести к числу прямых предков таджикской народности; тем и другим принадлежит основная роль в формировании таджиков.

Деление территории, на которой происходило сложение таджикского народа, в древности на северные культурные области (Согд, Фергана) и южную (Бактрию-Тохаристан) сохранялось весьма стойко и впоследствии; пережитки этого деления дошли до наших дней. Так, например, Гиссарский хребет до самого последнего времени являлся границей двух видов жилища таджиков: в долине Зеравшана, в Фергане и в Кашка- дарьинском оазисе преобладает жилище с камином, для южного же Таджикистана характерен совсем другой вид жилища, который прослеживается за пределами Таджикистана — в Афганистане, в северном ,Пакистане и в северной Индии, а также в Китае (Синьцзян); он характеризуется массивностью постройки, системой глинобитных возвышений вдоль стен и особой конструкции массивным дымоходом в крыше, служащим также для освещения.

На территории южного Таджикистана и далее до пригиндукушских областей до самого последнего времени был распространен календарный счет по частям человеческого тела. Отметим еще один любопытный факт, являющийся отголоском различных культурных традиций в северном и в южном Таджикистане: в сохранившемся до недавнего времени свадебном обряде у таджиков, живущих на территории древнего Согда, переход новобрачной в дом мужа совершается только ночью, обычно при свете факелов, в то время как в южном Таджикистане, на территории древнего Тохаристана, этот переезд совершается всегда днем. Существуют и другие факты, свидетельствующие о различных традициях этих культурных областей древности.

Арабское вторжение в Среднюю Азию и ассимиляторская политика арабов первоначально несколько затормозили процесс формирования таджиков, нов дальнейшем борьба народных масс против завоевателей, сопротивление чужеземному игу стали способствовать быстрейшему его ходу. С образованием государства Саманидов в IX—X вв. завершился и процесс образования таджикского народа.

Формирование таджикского народа было связано с образованием и распространением общего языка — таджикского, ставшего в эпоху Саманидов господствующим и преобладающим, несмотря на сохранение еще в отдельных местах других языков. Вопрос о путях сложения таджикского языка, месте и времени его возникновения до сих пор недостаточно ясен.

Ранние памятники согдийского языка, одного из предшествовавших таджикскому, были найдены в развалинах башни на территории Синьцзяна, близ Дунь-Хана; они сохранились со времен согдийских колонистов IV в.н. э. К V—VI вв. относится короткая надпись на сосуде, найденном уже на территории Средней Азии в раскопках Тали-Барзу. Наконец, в 1933 г. в упомянутой выше крепости Муг было найдено большое число памятников согдийской письменности, однако относящихся уже к более позднему времени, а именно к началу VIII в.

На основании этих находок фактически и стал известен согдийский язык, который лингвисты относят к восточноиранской группе языков; согдийский язык в районе Бухары существовал еще в конце X в., на нем говорили жители бухарских рустаков (т. е. сельских местностей); восточнее, в долине р. Чу, где были согдийские колонии, согдийский язык сохранялся до XI в. Реликтом согдийского языка принято считать яг- нобский язык.

Вопрос о языке тохаров оказался объектом широкой научной дискуссии в связи с открытием в Восточном Туркестане (в Куче, Хотане и Марал- баши) раннесредневековых буддийских документов, написанных на двух неизвестных языках. Ряд ученых сопоставил один из них — «язык 1», или кучарско-хорашарский, с часто упоминающимся в текстах на уйгурском языке «языком тохри», т. е. тохарским. Исследователи отмечали, что этот язык по своим фонетическим особенностям занимает промежуточное место между славянскими, фракийскими и армянским языками. Одновременно в нем обнаружены некоторые черты сходства с западными индоевропейскими языками.

В последнее время появилась новая точка зрения, отрицавшая связь «языка 1» с тохарами и утверждавшая, что ближе к языку этого народа стоит «язык 11», называемый «хотано-сакским»,— один из восточноиранских по типу языков найденных документов; последователи этой точки зрения полагают, что тохары принадлежали к сакскому кругу племен, говоривших на восточноиранских языках.

Наконец, существует и третья гипотеза, согласующаяся с изложенным выше (см. стр. 48) предположением о фрако-киммерийских связях мас- сагетов; по мнению приверженцев этой гипотезы, язык тохри — кучано- хорашарский первоначально был языком массагетского племени тохаров, жившего в Приаралье, а затем принявшего участие в завоевании Бактрии. Оттуда впоследствии вместе с бактрийской колонизацией и буддийской пропагандой этот язык мог попасть в города Восточного Туркестана, где и были обнаружены его памятники. Однако уже в Приаралье он стал подвергаться влиянию языков сакских племен, а на территории Тохари- стана постепенно приобрел черты значительной близости с этими восточноиранскими языками.

К восточноиранским сакским языкам относятся современные языки припамирских таджиков — рушанцев, шугнанцев, ваханцев и др.

Таджикский язык, вытеснивший в конце 1 тысячелетия н. э. на территории сложения таджикской народности языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сако-тох:арский), принадлежит, как и персидский, к другой группе иранских языков, к западноиранской.

Нам известно, что в период арабского завоевания и в эпоху Саманидов происходил процесс утраты согдийским населением своего языка и совершалась замена его таджикским, о чем сообщают письменные источники, в частности свидетельства арабоязычных авторов. Процесс вытеснения согдийского языка таджикским длился более двух столетий. Вероятно, в это же время на территории Тохаристана также был распространен таджикский язык. К 725 г. относится свидетельство арабского историка Табари, в котором указывается, что жители Тохаристана по поводу одного из поражений арабов распевали на таджикском языке позорящую последних песенку.

Аз Хатлон омадия

Б а ру табох; омадия

Обор боз омадия

Хашанг низор омадия

(Из Хутталяна ты (он?) пришел,

С опозоренным лицом пришел,

Сокрушенным обратно пришел,

Израненным, измученным пришел).

Таким образом, таджикский язык в тех областях, где шло сложение таджикской народности, постепенно вытеснил другие иранские (восточноиранские) языки, а также частично и тюркские и в IX—X вв. стал общим языком тех этнических групп, которые вошли в состав таджиков.

Завершению этногенеза таджиков способствовало объединение в Саманидском государстве ранее раздробленных феодальных владений.

С местной феодализирующейся аристократией боролись как арабы, так впоследствии и саманиды, сломившие ее могущество. Но отдельные владетели небольших горных областей на территории современного Таджикистана сохранили свою фактическую самостоятельность и позднее, хотя временами номинально признавали себя зависимыми от тех или других завоевателей. Таковыми в X в. являлись владетели Шугнана, Вахана и Керрана (современные Рушан и Дарваз), Хутталя (современный Куляб), Ахаруна и Шумана (современный Гиссар), Рашта (современный Кара- тегин).

В конце X в. политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам. Начиная с XI столетия все новые и новые волны тюркских и тюркско-монгольских степных племен проникают в области с оседлым таджикским населением.

На развалинах Саманидского государства основали свое могущество две тюркские династии — Караханиды на севере и Газневиды на юге, которых затем сменили тюрки-сельджуки. С установлением господства этих тюркских династий все большие массы тюрок-кочевников стали проникать в среднеазиатские оазисы. Усиление имущественного неравенства среди кочевников приводило к тому, что беднейшая часть населения вынуждена была переходить к оседлости. Расселяясь среди таджикского населения Ферганы, долин Зеравшана, Кашка-Дарьи и Сурхан-Дарьи, тюрки вступали в общение с местным населением. Можно полагать, что это общение в значительной степени имело мирный характер, тюркские пришельцы воспринимали у своих соседей навыки земледелия и традиции оседлой культуры; с другой стороны, большие группы местного таджикского населения в языковом отношении подвергались ассимиляции, постепенно утрачивая свой язык. В то же время и некоторые тюркские группы воспринимали язык таджиков. Однако в периоды бурных политических событий, завоеваний и нашествий кочевников, как, например, в эпоху нашествия монголов, имело место и массовое уничтожение местного населения, насильственный захват пришельцами пахотных земель и пастбищ и вытеснение таджиков в неудобные для земледелия горные районы.

В эпоху Чагатаидов и Тимуридов происходило интенсивное расселение монголов и тюрков в западных районах современного Таджикистана. Здесь было образовано несколько уделов чагатайских царевичей. При тимуридах монголы и тюрки составляли уже значительную часть населения Гиссара, Хутталя, Саганиана и некоторых других областей.

Все эти процессы получили еще большее развитие с приходом в оседлые оазисы Средней Азии в начале XVI в. крупных масс степных узбекских племен. На первых порах они заняли в завоеванной стране привилегированное положение. Получая так называемые «юрты», более или менее значительные районы для «кормления», узбекские султаны-феодалы старались занять лучшие земли, не считаясь с интересами местного насе- ления. Наибольшее число переселившихся в этот период из Дешти-Кып чака узбеков расположилось около Ташкента, в долинах Зеравшана, на территории нынешнего южного Узбекистана, в дельте Аму-Дарьи, в современном северном Афганистане.

Нахлынувшие в оазисы большой массой кочевые и полукочевые степные племена нарушили на время установившуюся здесь экономическую жизнь. Часть пашен была превращена в пастбища, издавна жившие в Мавераннахре скотоводческие племена были вытеснены со своих традиционных пастбищных угодий, в отдельных районах произошло переселение и оседлого населения. Однако основная масса земледельческого населения осталась на своих местах и ирригация не потерпела в этот период столь существенного урона, как, например, во время монгольского завоевания.

В течение последующих столетий происходит массовое оседание узбеков, переход их к земледелию и смешение с коренным таджикским населением. В этот период значительно усилился начавшийся с древних времен процесс тюркизации оседлого населения оазисов Средней Азии.

Более стойко сохраняло свой язык таджикское население больших городов и крупных селений (Бухара, Самарканд, Ходжент, Риштан). В Бухаре, по-видимому, имел место обратный процесс — ассимиляция таджиками жителей других народностей, в том числе отчасти и узбеков.

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересное


Красивейшие реки Республики Таджикистан, жемчужина Средней Азии Обилие ледниковых источников питания обусловило развитие в Таджикистане гус...
Самые известные писатели в Средней Азии Центральная Азия известна миру не только своими традициями и культурой, но и знаменитыми писателями...
Великий шелковый путь - эти слова ассоциируются с караванами, везущими экзотические товары по долгому и опасному маршруту через знойные пуст...
Госдума облегчила получение российского гражданства для трудовых мигрантов при помощи своих детей Они смогут получить российский паспорт по...
Столица тюрок и монгол Возникнув в IX веке на обломках великих тюркских каганатов, государство Караханидов начало своё бурное развитие, одн...
МВД России разрабатывает новый правовой режим для долгосрочного проживания мигрантов. «Планируется создание нового правового режима для дол...
Мусульманин lX века. Али ибн Аббас провел хирургическую операцию рака А вы знали, что ученые Мусульмане своего времени, внесли огромный вкл...
Как так случилось, что Персия, стала вдруг Ираном? Вообще правильнее спросить, наоборот, как Иран стал Персией, потому как первое название ...