Авестийское письмо Персы

 

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМО – левостороннее письмо алфавитного типа, происходящее из арамейского письма АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМОиранской канцелярии пехлеви. Авестийское письмо способно фиксировать многообразие гласных, однако к этой его способности прибегали редко. Чаще авестийское письмо носило характер консонантного с нерегулярным обозначением гласных. Древнейшая сохранившаяся рукопись относится к 13-14 вв.

Авестийское письмо считается культовым письмом зороастризма, древнейшей религии откровения, оказавшей мощнейшее влияние на христианство, ислам и буддизм, а также на гностицизм и китайский даосизм.

Священный канон зороастрийцев – «Авеста» (от среднеиранского апастак – текст), состоящая из 21 книги (наска).

До нас дошло менее четверти былого объема: «Вендидад», или «Видевдат» (Закон против дэвов) – свод религиозных и юридических предписаний, «Висперед» «Ясна» (Жертвоприношения) – молитвенные песнопения, «Яшты» – гимны и более позднее сочинение «Хорд-Авеста» (Малая Авеста) – молитвы. Основной сюжет «Авесты»- извечная борьба Добра и Зла, Света и Тьмы, двух богов – Ахура-Мазды (Ормузда) и Анхра-Майнью (Ахримана). Существенное место в этом учении занимают поклонение огню (Атару) и ожидание спасителя мира Саошьянта. Отличительная черта зороастрийцев – выставление трупов на съедение животным и очистительные обряды. Такие идеи огнепоклонников, как Дьявол – князь мира сего, страшный суд, ад (дужахва) и рай (парадиз), путь в который лежит через пропасть по тонкому мосту Чинвату, заимствованы мировыми религиями.

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМОПерсы долго не записывали «Авесту», относясь с подозрением к буквам, как к чуждому вольным кочевникам искусству. В их преданиях письмо считалось дьявольским изобретением. Царь Тахмурас (Тахма-Урупи,  («Отважный, в лисий мех одетый» или «Отважная лиса, носящая шкуру») заставил Ахримана превратиться в черную клячу и 30 зим разъезжал на нем (сравните мотив превращения Локи в кобылу в скандинавской мифологии). Желая задобрить Тахмураса, Ахриман выдает великую тайну письменности, обучив царя писать на семи языках. Сочинение «Суждения Духа разума» указывает, что Тахмурас узнал от Злого духа семь способов письма, которые тот скрывал. В эпосе«Шахнаме» Тахмурас пленил Ахримана и оседлал его. В битве с бесами (дэвами) Тахмурес разгромил их, треть их была убита, остальные попали в плен и, прося оставить им жизнь, научили царя писать на 30 языках.

При Ахеменидах (персидские цари возводили свою родословную к Ахемену, жившему в 8-7 в. до н.э.) официальным языком был арамейский (см. Арамейское письмо). Особо следует отметить дравидоязычный эламитский субстрат первых государств персов. Писцы именовались дипивара (от эламского дипи – письмо), а позже дибир. Специальные писцовые школы назывались дибиристанами. Завоевание в 4 в. до н.э. Александром Македонским персов положило начало эпохи эллинизма на Востоке, а следовательно и широкому распространению греческого алфавита. Однако Александр сжег зороастрийские книги, написанные золотом на воловьих шкурах, которые хранились в Стахре, в «Замке письмен». За это он был проклят иранскими жрецами-магами.

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМОПри новой иранской династии Сасанидов в 3 в. зороастризм стал государственной религией. К тому времени, наряду с греческим письмом, в персидских канцеляриях применялись разные варианты арамейского алфавита – хорезмийский, согдийский, парфянский, пехлеви (См.), мидийский, или армазский (см. Грузинское письмо). При Сасанидах государственным языком стал среднеперсидский (пехлеви).

Уважение к письменному слову со стороны христиан и манихеев было замечено зороастрийцами. При дворе шаханшаха Эраншехра (Ирана) Хосрова I Справедливого в 6 в. под греческим влиянием был разработан собственно авестийский алфавит. Неизвестный гений из жреческой среды путем модификации 20-ти букв пехлеви АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМОразработал 46-50 новых графем. По своей точности авестийское письмо приблизилось к современной международной транскрипции. К «Авесте» пишутся обширные комментарии «Зенд» («Зенд-Авеста» – текст с комментариями, «пазенд» – название консонантного алфавита пехлеви), открываются школы по изучению грамоты – фрахангестаны. К 4-6  вв. «Авеста» была кодифицирована. Интересно, что простое и понятное алфавитное письмо было разработано для давно вымершего авестийского языка, использовавшегося только в культе. Для повседневных целей применялось неудобочитаемое консонантное письмо пехлеви. Т.о. открытие персидских магов (также как и разработка масоретических огласовок в еврейском письме) носило сакральный характер и не предназначалось для использования в быту.

Письмотворческая мысль Ирана достигла выдающихся высот, однако ее связи с другими центрами (Армения, Сирия, Индия, Тибет) не совсем ясны. Можно лишь предположить, что такая связь между авестийским и арабским алфавитами более тесная, чем об этом принято говорить.

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМОСвященный авестийский алфавит соотнесен с понятием фарна (сияния) иранской мифологии, с зарождением огня в мировых водах, с магической силой, сокрытой в шерсти жертвенного животного (барана или быка). О хитросплетениях этой иранской мифологемы см. подробнее в прилагаемой статье «Шерсть». Сравните также имя изобретателя древнегрузинского письма – Фарнаваз и скандинавский миф о зарождении рун (См.) из опьяняющего напитка «Меда поэзии» (кстати, персидское слово рунас – название растения, марены красильной).

Айини-маздеснан – так называли свою веру сами зороастрийцы. Реформатор древней маздаяснийской религии (буквально «благого жертвоприношения») Заратуштра (по-гречески Зороастр, по-среднеперсидски Зардушт) происходил из восточноиранского рода Спитамы. Он был третьим из пяти сыновей в семье жреца Порушаспы. Имя Заратуштры чаще всего интерпретируют как «погонщик старого верблюда». Жил пророк в 7-8  вв. до н.э. (по лингвистическим данным текст «Авесты» был сложен в 12-10  вв. до н.э.). После долгих скитаний Заратуштра нашел приют у князя-кави Дрангианы (граница Ирана и Афганистана) Виштаспы. В книге «Вендидад» перечисляются 16 стран 6 в. до н.э., где победил зороастризм: Средняя Азия (Согд, Хорезм, Бактрия, Маргиана), Иран, Афганистан, Арахозия (граница Индии и Аравийского моря). Драконоборец Виштаспа (Гуштасп) повелел Заратуштре записать «Авесту» (1200 глав) специальным религиозным шрифтом на золотых досках и поместить ее в сокровищницу огня Атар.

Зороастрийцем, также как и евреем, стать сложно, – им можно только родиться: это национальная религия всех иранцев. Основной постулат зороастрийцев –«Хумата – хухта – хваршта» – благая мысль, благое слово, благое дело). Священные атрибуты жрецов: пояс кусти, сплетенный из 72 шерстяных нитей (именно столько глав-ха насчитывает «Ясна»), падан – покрывало, закрывающее рот и барэсман, или барсом – пучок прутьев тамариска или травы, который держат в руке. (Сравните фасции у этрусков и римлян, как символ власти). Барсом соотносится с хаомой – священным опьяняющим напитком. Сок, выжатый из хаомы и смешанный с молоком, рассматривался как первое жертвоприношение, отголосок древнего ритуального убийства.

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМОПо легенде Заратуштра родился из луча света (также как и Шенраб Мибо – основатель тибетской секты бон), наполнившего древо хаомы и из которого потом был выжат сок. Всю жизнь Заратуштру преследовали два колдуна-карапана – Дурасроб и Брат-реш-Тур. Последний убивает 77-летнего пророка во время молитвы, но и сам гибнет (возможно, это отголосок обряда умерщвления стариков). После смерти Заратуштры Ахурамазда поместил его духовную сущность (фраваши) в ствол древа жизни Хаомы.

Из монотеистической религии (маздеизма) зороастризм дрейфует в сторону дуалистического учения. Попыткой примирить существование Добра и Зла, свести их к одному знаменателю стало появление зурванистской секты. Повелителя времени с львиной головой и телом змеи Зурвана (Зрвана), отца Ормузда и Ахримана почитали на западе Ирана. Сасанидская царская семья тоже поклонялась Зурвану. Зурванизм оказал влияние на гностические секты, в частности на мандеев (по-ирански «зандик» – еретики).

Последним зороастрийским царем был Йездигерд III, однако и после исламского завоевания общины огнепоклонников продолжали существовать. В исламском Иране их называли гебрами (گبر от арабского кафир – неверные; самоназвание бих динан «исповедующие хорошую веру»). При первых четырех халифах, до 661 Иран оставался еще большей частью зороастрийским. В Мазандеране Заратуштре поклонялись до 9 в., а на юго-востоке до 13 в. Во время нашествия монголов верховный жрец мобедан-мобед перенес свою резиденцию в окресности Йезда – Туркабад и Шарифабад, ставшие духовным центром зороастризма. К этому времени в Иране уже писали исключительно по-арабски, а зороастрийские сочинения не создавались.

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМОПри местной иранской династии Саманидов в 10 в. зороастрийцы переселяются в индийский Гуджарат, а затем в Махараштру, где стали именоваться парсами (сейчас они проживают также в пакистанском г. Карачи и йеменском г. Адене). Разговорным языком парсов стал гуджарати (См.). В 12 в. жрец Нэрйосанг Дхавала перевел некоторые зороастрийские сочинения на санскрит. А парс Баманджи Байрамджи Пател в 19 в. обобщил письменные архивы парсов в труде «Парен Пракаш» (Парсийское сияние). Столица Гуджарата Сурат, а затем и Бомбей стали крупнейшими центрами зороастризма в мире. Из среды парсов вышли крупнейшие представители индийского капитала (Тата, Гордедж, Вадиа и др.) и видных общественных деятелей (супруг индийского премьера Индиры Ганди политик Фероз Ганди). Из парсов – лидер британской рок-группы «Queen» Фредди Меркьюри (Фаррух Балсара) и дирижер Зубин Мета. Судьба парсов складывалась намного благоприятнее, чем у гебров: численность их соотносилась как 9:1. Почерк гебров ясный, наклонный, более скорописный, а парсийский – прямой и заостренный.

В 1820 мобад Фэрдунджи Марзбанджи напечатал «Авесту» гуджаратскими буквами, а в 1888 жрец Техмурас Анклесариа напечатал эту книгу оригинальным шрифтом зороастрийцев. Каваджи Канга опубликовал в 1891 грамматику авестийского языка и в 1900 подробный авестийский словарь.

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМО

К началу века улучшилось положение и гебров. В 1960 в Тегеране прошел I Всемирный конгресс зороастрийцев. Зороастризм по конституции Ирана (наравне с иудаизмом и христианством) признан «единственным религиозным меньшинством»и «божественной религией». У гебров 35 храмов (в Тегеране, Йезде и Кермане). Это больше, чем других неисламских храмов в Иране. От зороастрийцев в иранском парламенте меджлисе заседает один депутат. Тем не менее, много гебров примкнуло к движению бахаизма, равно как и немало парсов стали членами Теософического общества. В 20 в. Бахрамшах Шрофф основал оккультное течение в зороастризме «Илми Хшнум» (Наука духовного знания).

Несмотря на узко национальный характер, зороастризм, в силу своего ритуально-этического дуализма до сего времени является мощным генератором религиозной мысли. Зороастризм – культ солнечного света и чистоты, подобно японскому синтоизму. Тогда как атрибут ислама – полумесяц, а христианства – крест. По сравнению с зороастризмом христианство на первый взгляд кажется упадочнической религией андеграунда, знаменующей закат цивилизации. С другой стороны, все свои неоднозначные черты ислам приобрел из зороастризма – священная война с неверными джихад, пятикратная молитва, взимание обременительного налога с иноверцев и др. Несомненно, громкое влияние учения Зардушта на суфизмгностицизм и отчасти на шиизм. В современном Иране зороастрийская составляющая национальной культуры нарастает: один из вариантов реформы арабо-персидской графики предлагалось провести на базе авестийского алфавита. Идеологически наиболее близки к зороастризму исмаилитская секта (Горный Бадахшан) и езидство курдов.

Используя зороастрийские предания, еще в 10 в. Фирдоуси создает эпос «Шахнамэ» Книгу царей). Зороастрийскими идеями пропитаны отдельные части Библии, например, книга пророка Исайи. Легенды о Заратуштре были знакомы грекам. Платона они считали воплощением Заратуштры, а Пифагора его учеником. Иранское влияние лежит на космологии Анаксимандра, учении о двух путях человеческой души Парменида и на догадке об огненной природе всех вещей у философа Гераклита.

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМО

Первый европейский перевод «Авесты» делал в 18 в. француз А. Анкетиль-Дюперрон. Р.К. Раек доказал древность авестийского языка и его близость санскриту. В течение 19 в. осуществлено несколько изданий «Авесты» комментариями (К. Бартоломе, В. Гайгер, К.Ф. Гельднер, Ф. Шпигель, Н.Л. Вестергард, Ж. Дармстетер и др.). В 20 в. Г. Моргенстьерне и Э. Бенвенист разработали и ввели в практику фонологическую (нормализованную) транскрипцию авестийских текстов.

В средневековой Европе Заратуштре приписывалось множество подложных пророчеств и книг. Немецкий философ Ф. Ницше в сочинении «Так говорил Заратустра» вложил в уста пророка мрачноватую проповедь нигилизма (это толкование, говорят, понравилось Гитлеру).

В нашей стране в 90-е гг. проводниками модернизированных идей зороастризма выступали астрологи Павел и Тамара Глобы.

АВЕСТИЙСКОЕ ПИСЬМО

АВЕСТИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. «Прежде сотворения мира было слово, которое заключало в себе зерно истины и праведности» – говорится в главной зороастрийской молитве «Ахуна Вайрья / Как наилучший Господь»). По преданию древнее племя ариев (иранцев) жило на Севере у горы Хару-Березайти близ огромного озера Ворукаша, откуда вытекала великая река (Волга?). Из воды произрастало древо жизни Хаома, корни которого охраняла могучая рыба Кара.

История человечества (Зрван даргахвадата) насчитывает 9 тыс. лет, делящихся на три равные части – эру творения, смешения, разделения Добра и Зла. Начало каждого года приходилось на весеннее равноденствие (21-22 марта – Ноуруз). В авестийском 360-дневном году 12 месяцев по 30 дней. Позже для поправки был введен 13-ый короткий месяц. Ниже представлены 12 месяцев иранского солнечного календаря (15-й месяц – ангарда из 5-6 дней):

1 – Фарвардин (Фраваши, почитание душ умерших) март-апрель;
2 – Ордибехешт (Аша-Вахишта, Лучшая истина) апрель-май;
3  -Хордад (Хаурватат, Здоровье) май-июнь;
4 – Тир (Тиштри, Сириус) июнь-июль
5 – Амордад (Амертат, Бессмертие) июль-август;
6 – Шахривар (Хшатра-Вайрья, Желанная власть) август-сентябрь;
7 – Мехр (Митра, Согласие) сентябрь-октябрь;
8 – Абан (Апама, Потомок вод) октябрь-ноябрь;
9 – Азер (Атар, Огонь) ноябрь-декабрь; 
10-Дэи (Датуша, Ахурамазда) декабрь-январь; 
11-Бахман (Воху-Мана, Благая мысль) январь-февраль; 
12-Эефанд (Спента-Армайти, Благочестие) февраль-март.

В зороастризме существовал еще 32-летний тотемический календарь. Есть гипотеза, что он послужил основой знаменитому 60-летнему звериному циклу буддийского календаря. Красной нитью через авестийскую философию проходит учение о 6 первоэлементах: скот-огонь-металл-земля-вода-растение. Первый элемент был отброшен китайскими натурфилософами.

1.    Золоторогий Олень, 1970 – гордость, сила, целеустремленность.
2.    Горный Баран, 1971 – коллективизм, долг, традиции.
3.    Мангуст, 1972 – ловкость, творческая активность, гибкость мышления.
4.    Волк, 1973 – независимость характера, храбрость, ответственность, выносливость. 
5.    Аист, 1974 – мир, фатализм, консерватизм.
6.    Паук, 1975 – борьба с нечистью, благосостояние дома, исцеление.
7.    Уж, 1976 – карма, перевоплощение, интуиция, мистика.
8.    Бобер, 1977 – природная гармония, красота, любовь.
9.    Черепаха, 1978 – мудрость, последовательность, осторожность, скрытность.
10.   Сорока, 1979 – связь с высшим миром, скрытность.
11.   Белка, 1980 – мысль, познание родового дерева, живой ум и чувство долга.
12.   Ворон, 1981 – серьезность, суровость, обособленность, очищение от скверны.
13.   Петух, 1982 – победа над бесами, торжество справедливости, реформаторство.
14.   Тур, 1983 – символ мира, благоденствия, самопожертвование, бескорыстие.
15.   Барсук, 1984 – хранение богатств, традиций, воспоминаний, укрепление материального мира.
16.   Верблюд,1985 – скепсис, юмор, упорство, самостоятельность.
17.   Еж, 1986 – благодать, новизна, свобода.
18.   Лань, 1987 – гармония, красота, праведность.
19.   Слон, 1988 – устойчивость, основательность, твердость.
20.   Лошадь, 1989 – справедливость, трудолюбие, стремление вперед, широта кругозора.
21.   Гепард, 1990 – правая борьба, воинственность, бесстрашие.
22.   Павлин, 1991 – преодоление иллюзий, игры, маскировки.
23.   Лебедь, 1992 – очищение веры, духовность, надежда.
24.   Рысь, 1993 – просветление, озарение, преображение, веселье.
25.   Осел, 1994 – изобилие, мир, терпение, пассивное сопротивление.
26.   Белый Медведь, 1995 – тотем арийских народов, целительство, магия, щедрость, медлительность подготовки и быстрота  действия.
27.   Орел, 1996 – царственность, власть.
28.   Лиса, 1997 – хитрость, ловкость, осторожность, равновесие.
29.   Дельфин, 1998 – познание тайн, спасение, благие мысли.
30.   Кабан, 1999 – победа, могущество, борьба, активность.
31.   Филин, 2000 – таинственность, борьба с силами зла, ночной образ жизни.
32.   Сокол, 2001 – творческое озарение, перевоплощение, верность, отвага.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить