С.Бобомуллоев: K. Ельницкый * о таджиках (к вопросу об этногенезе)

Таджики своим бытом и образом жизни сходны с сартами, так что Вамбери считает тех и других за одно и то же племя, утверждая, будто слово "сарт" есть турецкое название таджика.

Таджики родственны персам; язык их- наречие персидского языка. Они имеют высокий лоб, выразительные глаза, осененные черными ресницами, тонкий прямой или горбатый нос, густые темно-русые волосы и густую бороду.

Живут таджики и селениях и городах; в них в меньшей мере, чем у сартов, замечается стремление к городской жизни. Занимаются они земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей; последней, впрочем, они занимаются с меньшей охотой, чем сарты.

Таджики исповедуют магометанскою религию шиитского толка, чем они, между прочем, отличаются от сартов, последователей суннитского толка. Нужно заметит, что у таджиков сохранились еще следы почитания огня или солнца; на этом празднике они зажигаются костры, служащие для очищения и излечения тех, кто перепрыгнет через них. Если больной слишком слаб, так что не в состоянии перепрыгнут через костер, то его водят вокруг него или предлагают ему пристально смотреть на пламя в то время, когда над последним поизносят заклинание. Из уважения к огню, таджик не задует горящую свечу, а движением руки погасит ее.

Начальное образование у таджиков настолько же распространено, как и у сартов. Значительная часть магометанского духовенства в Туркестанском крае- таджики.

Бытовые обряды таджиков мало чем отличаются от обрядов сартов; только обряды при браке у них представляют некоторые особенности, в потому и скажем об этих обрядах.

Жених, желающий вступит в брак, посылает в кишлак невесты сватов, которые условливаются относительно калыма. Затем идет в кишлак и сам жених в сопровождении родственников и друзей. Не доезжая нескольких саженей до местожительство невесты, он слезает с лошади и дожидает встречи; все же, сопровождающие его, едут к невесте. Женщины и девушки выходят на встречу и несут с собою угощение. При встрече все друг другу кланяются. После поклонов, женщины угощают жениха и получают от него подарки. Приблизившись к сакле отца невесты, жених у самого порога видит палку или веревку, переступит через которую, не уплативши за пропуск, считается неприличным. Он одаривает родственником и подруг невесты и, получив таким образом пропуск, приближается к невесте. Начинается пирушка. Затем является приглашенный мулла. Посреди сакли разводят огонь и вокруг него раскладывают платки, куски материи и другие предметы. Отец невесты берет чашку с водой и, опустив в нее две серебряный монеты, держит ее до тех пор, пока мулла не окончит чтения молитвы. Затем чашку предает мулле, который, глотнув из нее воды, передает всем присутствующим. Все отхлебывают оды. Этим обряд венчания кончается. После венчания следуют угощение и игры. Между прочими играми видное место занимает джигитов, при чем молодой и другие парни догоняют молодую, скачущую во всех дух на отличном бегунце.

1 Ельницкий К. Инородцы Сибири и Среднеазиатских владений России. Этнографические очерки. С.Петербург. Издание Д.Д. Полубонринова. 1895.

Подготовлена С. Бобомуллоевым.

Стилистические и лексические особенности текст автора приведены без изменений в соответствии с нормами литературного языка того времени.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить