Новый материализм. Философия не стоит на месте

Философия не стоит на месте, она развивается, и в этом смысле данное исследование представляет собой попытку создания нового направления философии, которое был назван Новым материализмом. Оно развернуто в следующих исследованиях: "Некоторые основания нового материализма" // Журнал ВАК "Политика и общество" № 6, 2012. Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук. Российский журнал по вопросам социальной политики. Стр. 37-48; "Единство материального и идеального и экспансия подобия (универсальный закон встречной соразмерной активности) // Журнал ВАК "Политика и общество" № 3, 2011. Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук. Российский журнал по вопросам социальной политики; "Идеи Платона не противоречат материализму. Идеальная протяженность" // "Experimentum - 2011": Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. Мощелкова; Сост. А.В. Воробьев, Т.Ю. Денисова. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2010. – 103-110; "Универсальный гомеостаз (новая физическая картина мира? Абсурдность основного вопроса философии) // Журнал ВАК "Философия и культура" № 7, 2010. Институт философии Российской Академии наук; "Идеи Платона не противоречат новому материализму. Универсальный закон опережающего отражения" // Журнал ВАК "Политика и общество" № 11, 2010. Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук. Российский журнал по вопросам социальной политики: Новая парадигма. Онтология. – Душанбе: ЭР-граф, 2011, 288 стр.; "Некоторые принципы нового материализма" // Известия института философии, политологии и права № 1, 2012.

Новый материализм на этот день не является окончательно сложившейся и завершенной теорией, он находится в процессе развития, но определены его основные положения и принципы, которых достаточно, чтобы говорить о его целостности.

Новый материализм как теория философии незнаком многим, но рассмотрим, как он трактует материальное и идеальное.

В Новом материализме многие привычные для нас понятия сдвинуты содержанием. Они связаны в единую систему понятий в виде научно доказываемой системы, которая исследуется автором Нового материализма, опираясь на идеи Аристотеля, собственный анализ и другие учения. Новый материализм является продолжением марксизма, является материализмом, но с большими изменениями по сравнению с учением марксизма. Например, идеальное не является только принадлежностью человека и человеческого производства, как это утверждает марксистская философская традиция. Идеальное присуще и неорганической природе, и органической, и ее высшему уровню – социальной организации материи, человеку и его производству. Марксизм, в особенности его представитель Э.В. Ильенков, рассматривают идеальное как отражение. Об этом ниже. В Новом материализме отражение как всеобщее свойство материи это лишь одна из форм идеального. Идеальное является в Новом материализме атрибутом материи, как и материальное. Материя объективна, едина и единственна, она первична. Это не относится к материальному, которое в определенных аспектах вторично, об этом мы будем говорить. Идеальное и материальное противоположны и едины как фундаментальные свойства материи. При этом автор исследования вводит новое понятие – наличное бытие. Наличное бытие это материальное, которое способно обнаруживаться органами чувств. Идеальное не способно обнаруживаться органами чувств. Это гносеологический аспект различения идеального и материального. Некоторые применяют слова о телесности, физикальности, но лучше применять понятие наличного бытия. Материальное бытие неразрывно от идеального бытия, они объективны – объективно существуют. Идеальное на уровне человека является единством объективного и субъективного. Новый материализм выдвигает понятие универсального закона мироздания – универсального закона опережающего отражения, этот закон является развитием понятия опережающего отражения Петра Кузьмича Анохина в соответствующей его теории в отношении живых организмов и продолжением идеи Аристотеля.

Теории Нового материализма близки некоторые идеи философии Спинозы, который протяженность и мышление называл атрибутами субстанции. Однако мышление это высшая форма идеального и оно не присуще всему дочеловеческому развитию, а согласно Новому материализму существует идеальная протяженность.

При возникновении нового материализма ключевое значение имело новое прочтение работ Аристотеля и других учителей человечества. Первой для нас позицией является мысль Аристотеля о том, что возможность реально повсеместно существует, но у нее нет ни количества, ни качества, ни места. Между тем для всех явлений мира характерна возможность, переходящая в действительность. Это значит, что то, что характерно для возможности, то характерно для всего мира, имеет характер атрибута. Понятие атрибут происходит от латинского attribuo – придаю, наделяю, необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. "Напр., А. материи – движение. Термин "А." встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный А. от случайных, преходящих состояний, т.е. акциденций" (Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2–е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – С. 45-46.) Аристотель пишет: "Ведь если что-то возникает, то ясно, что в возможности, но не в действительности должна быть некая сущность, из которой произойдет возникновение и в которую необходимо изменится уничтожающееся. Будет ли этой сущности присуща в действительности какая-либо из прочих [категорий]? Я имею в виду, например, следующее: то, что как определенный предмет существует только в возможности, но прямо не есть что-либо определенное и существующее, может ли оно обладать количеством, качеством и местом?" (Аристотель. Сочинения в четырех томах / Том 3, Москва: Мысль, 1981, -С 390).

Аристотель не мог в то время поставить вопрос о возможности как об идеальном, его суждения идут в других направлениях. Но из хода его суждений четко в аспекте нашей проблемы выявляется нематериальность возможного, которое не определяется категориями материального.

В связи с этим второй позицией для нас имеет значение понятие наличного бытия, то есть материального, которое, на наш взгляд, является атрибутом материи, как и идеальное, пронизывающее весь мир. Идеальное и материальное это два атрибута материи, кроме которой ничего иного не существует. (Речь идет о материи, но не о Вселенной, вселенных может быть множество).

Продолжая эти мысли, мы должны говорить об изначальности идеального, так как возможность это фундаментальное свойство материи. Мы здесь отходим от известной теории марксизма (главным образом Э.В.Ильенкова), связывающей идеальное только с производительной деятельностью человека и человечества. Предваряя суждения, заметим, что идеальное противоположно материальному, но не материи, атрибутивным свойством которой оно является. Идеальное противоположно и едино с материальным. И именно поэтому идеальное столь же изначально, как изначальны и материя и материальное. Поэтому атрибут материи не может порождать материи, как и материя не может порождать свой атрибут, связанный с ней субстанциально. В силу такого подхода основной вопрос философии представляется логически необоснованным и неадекватным реальности.

Основной вопрос философии, центральный не только в марксистской философии, становится ненужным с точки зрения допущения идеального как извечного атрибута материи. Если всякую возможность рассматривать как идеальное, то оно становится материальным, переходя в действительность. Надо ли при этом говорить о порождении идеальным материального или материи? Возможность никогда не существует как наличное бытие, она содержится в наличном бытии в нематериальной форме как бытие идеальное. Прежде всего, обратимся к замечательной работе Э.В. Ильенкова "Диалектическая логика". В частности он пишет: "Домарксистский материализм, справедливо отвергая спиритуалистические и дуалистические представления об идеальном, как об особой субстанции, противостоящей материальному миру, рассматривал идеальное как образ, как отражение одного материального тела в другом материальном теле, т.е. как атрибут, функцию особым образом организованной материи. Это общематериалистическое понимание природы идеального, составляющее существо линии Демокрита – Спинозы – Дидро – Фейербаха, независимое от вариантов его конкретизации у отдельных материалистов, послужило отправной точкой и для марксистско-ленинского решения проблемы" (Ильенков Э.В. "Диалектическая логика" - Политиздат, 1984. – С. 165).

Это суть марксистской точки зрения, связывающей идеальное только с особым образом организованной материей, то есть в таких ограниченных пределах, понимается идеальное как атрибут не материи вообще, а ее определенной организованности – определенного уровня развития.

В настоящей статье предлагается рассмотрение идеального как атрибута материи вообще, и не только в качестве отражения. Идеальное это объективная реальность, иногда в субъективной форме, но не материальная реальность. Материальное мы определяем таковым не только в силу того, что относится к материи, но по причине того, что материальное как один из атрибутов материи является наличным бытием. В то же время идеальное как наличное бытие не обнаруживается. В свое время вульгарные материалисты считали идеальное наличным бытием ("материя выделяет сознание так же, как печень выделяет желчь"). При этом это две неразрывно связанные стороны объективной реальности. Идеальное и материальное органически едины и противоположны. Если, согласно линии Демокрита – Маркса, идеальное как отражающая реальность допустима, то не может быть нелепой мысль о допустимости идеального как реальности вообще, и как отражения и как не отражения.

Прозорливость классиков марксизма-ленинизма в том, что они не допускали смешения идеального с материальным. Можно сказать, что и ряд их позиций является предтечей нового материализма.

Предложенная нами идея об идеальном как атрибуте материи внесет изменения во все традиционно трактуемые философские системы и поэтому является ключевой для философии и других наук. Возникает новая система философии, которую надлежит более подробно разработать, и она притязает на большую объективность и истинность. Идеи Аристотеля являются предтечей нового материализма, который надлежит развернуть на основе современных достижений философии.

Есть еще одна позиция, которая говорит о том, что мысли Аристотеля являются предтечей и некоторых понимаемых сегодня универсальных законов. Например, Аристотель говорил о том, что возможность опережает действительность.

Введение понятия идеального как атрибута материи дает нам возможность увидеть существование универсального закона опережающего отражения. Возникающие возможности, а именно та, которая реализуется, представляет собой опережающее отражение действительности, в которую воплощается.

Если выдающийся советский физиолог и философ П.К.Анохин относил явление опережающего отражения к жизни, то его научное открытие при последовательном применении высказанных им идей охватывает и неживую природу и относится вообще ко всем вещам. Возьмем, к примеру, диалектику возможности и действительности, с которой мы начинали свое изложение выше. Речь идет о возможности, которая опережает действительное. Когда мы имеем дело с возможностями, одна из которых становится реальностью, то это и есть опережающее отражение действительности. В каждой вещи, заключающиеся в ней возможности, и представляют собой одновременно опережение определенной реальности, в которую одна из возможностей затем воплощается. Это фундаментальное свойство, а именно универсальный закон опережающего отражения разворачивается в опережающее отражение жизнедеятельности на уровне человека и вообще жизни. Поскольку возможность не есть наличное бытие, постольку не может быть материальной - как одно материальное в другом материальном. Этим могут "грешить" новые вульгарные материалисты. Возможности как наличного бытия не существует, она идеальна в материальном, объективна и едина с ним.

Идеальное это то, что существует объективно, но не материально. Это идеальное бытие. Идеальное объективно, но существует и в субъективной форме. В частности возникает проблема соотношения наличного бытия и сущности. Материальное всегда представлено как наличное бытие, но сущность его идеальна не в смысле идеализма, а объективного идеального. Идеальное во Вселенной существует с самого ее зарождения, продолжает свое развитие на уровне жизни и производящего человека. И всегда неразрывно с материальным. Идеальное это не наличное бытие, но в нашем случае оно сущность материального, идеально, только "обладая" этой "неналичностью". Сущность вещей нематериальна, но не существует без материального. Объективная реальность представляет собой единство материального и идеального. Сущность материального идеальна в силу того, что не обнаруживает себя как наличное бытие. Сущность идеальна, явление материально.

Сознание это качественно высокая и необыкновенно богатая развернутость идеального на уровне человека, идеального, которое существует изначально во Вселенной как атрибут материи, как объективный атрибут, наряду с материальным. Единство мира заключается не только в материальности, но и в идеальности мира. Идеальность мира на уровне человека это объективно-субъективная форма объективно существующего идеального. Это не Абсолютный Дух Гегеля с инобытием его в природе. Есть и "дух" и природа, заключенные в единой материи. Но это не самодовлеющий "дух", оторванный от материи и материального. В этом смысле идеальное это не "дух" и не может быть им. Это единство идеального и материального как объективного единства мира. Движется и активна материя через единство этих своих атрибутов. На уровне человечества идеальное становится одновременно и субъективной реальностью, не переставая быть объективной реальностью.

В таких суждениях нет пантеизма в новой форме, так как предельно широким понятием является категория материи. И мы стоим на точке зрения нового материализма.

В тоже время не следует во всем этом видеть новую разновидность дуализма Рене Декарта. У Декарта идеальное это субъективность, параллельная материи. В нашем же аспекте есть единая материя с присущими ей объективными атрибутами – материальным и идеальным. Это не раздвоение материи и духа, а единство противоположных атрибутов единой материи. Идеальное вне жизни это не "живой дух" материи. Те, кого называют идеалистами, полагают идеальное как особое существо, но "дух" природы это не отдельное бытие. Для идеалистов дух выступает как самодовлеющая субстанция. Но это не так, материальное столь же атрибутивно, как и идеальное. При этом сознание человека выступает как объективно-субъективная реальность, идеальное же не совпадает полностью с понятием сознания, оно шире по объему, включая всю историю Вселенной в этом аспекте.

Еще одной позицией, мы в этом убеждены, является продолжение исследования идеи, рельефно высказанной Рене Декартом несколько столетий назад. Это идея протяжения или протяженности, и заключает в себе еще одну позицию нового материализма. Понятие рассматривалось издревле, но более рельефно у Декарта. На наш взгляд, идея о протяжении (протяженности) имеет исключительное значение, так как, продолжая мысли Декарта в противоположном направлении, мы приходим к обнаружению новых категорий философии, высвечивающих, скажем, забегая вперед, иные аспекты проблемы возникновения жизни на Земле. Это категории же6сткости и пластичности (Асадуллаев И.К. Идеи Платона не противоречат материализму. Идеальная протяженность // "Experimentum - 2011": Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. Мощелкова; Сост. А.В. Воробьев, Т.Ю. Денисова. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2010. – 103-110; Асадуллаев И.К. Новая парадигма. Онтология. – Душанбе: ЭР-граф, 2011. – С. 50-61).

Декарт в суждениях опирался на ясность очевидного, считая его достоверным знанием. Таким очевидным знанием была для него идея протяжения (протяженности) материи и пространства. Как свидетельствует его творчество, Декарт отождествлял материю и пространство, называя ее протяжением, имеющим высоту, длину и ширину. Душа же это мысль, не имеющая протяжения.

Прежде всего, надо отметить, что, основываясь на идее материи как протяжения, можно пойти и в ином направлении. Для этого следует отказаться от признания протяжения только свойством материального. Материя как протяженность это протяжение материальное. Но мы можем допустить, что существует протяжение и идеальное. Ведь идеальные образы материальной реальности не сосредоточены в какой-то даже идеальной точке, а развернуты как протяженность идеальная (См.: Асадуллаев И.К. Единство материального и идеального и экспансия подобия (универсальный закон встречной соразмерной активности) // Журнал ВАК "Политика и общество" № 3, 2011. Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук. Российский журнал по вопросам социальной политики). И это также очевидно.

Есть принципиальная разница между материальной протяженностью и идеальным протяжением. Аксиома Декарта, ставшая с момента выдвижения им идеи протяжения, развитием теоретической и экспериментальной науки еще и доказанным знанием, должна, на наш взгляд, быть дополнена аксиомой существования идеального протяжения, пока только очевидной, но требующей соответствующего развертывания. Закономерно возникает вопрос: в чем отличие материального протяжения от идеального протяжения?

Во-первых, идеальное не протяженно материально, оно протяженно только как идеальное. Материальное как наличное бытие существует в материальном пространстве, идеальное же существует вне материальной протяженности. Идеальное делится на две группы явлений. Во-первых, на жесткие универсальности, законы, сущности, которые существуют объективно как общее и проявляются в наличном бытии локально, существуют они как идеальные возможности до генезиса вещей. Информация также является идеальной. И, во-вторых, идеальное на уровне жизни это новая форма опережающего отражения, когда возникает новая идеальная протяженность – идеальное пространство, идеальная "плоть", которые становятся предметом ощутимых пластических идеальных изменений. Идеальные универсальности, общее, сущность - вездесущи в материальном пространстве, но не обнаруживаются как отдельное наличное бытие, они становятся наличным бытием в локальности вещей и явлений – в единичном. В форме основы, определяющей единичность, локальность универсального и общего.

Вместе с тем надо отметить, что универсальное, общее, законы, сущности, веера возможностей являются объективными и существуют идеально до воплощения в единичность. В форме возможности. Универсальное это всегда возможность наличного бытия в процессе его генезиса.

Именно поэтому общее, законы, универсальности (категории, универсальные законы), существуя до своего проявления в конкретном единичном, представляют собой опережающее отражение. В свою очередь материальное – наличное бытие в форме локальности, единичного, конкретного - отражает в возникновении вещей универсальные законы и категории. Происходит взаимное отражение: два атрибута материи – идеальное и материальное – взаимно отражают друг друга. Идеальное как возможность будущей вещи суть отражение этой будущей вещи, а вещь является отражением идеального, которое воплощается в этой вещи. В то же время наличное бытие – материальное порождает возможность будущего состояния вещи, идеальное как возможность будущего отражает наличное бытие. Идеальное как возможность есть опережающее отражение наличного бытия, и в то же время наличное бытие порождает возможность будущего – порождает отражение – новое идеальное. В этом смысле идеальное это отражение материального. Поэтому универсальные законы и категории представляют собой изначальное опережающее отражение вещей, возникающих на основе этих универсальностей. Идеальное переходит в локально материальное, идеальное опережает материальное и сливается с ним в нем. При этом идеальное в известной мере тождественно материальному, в которое воплощается.

Материальное наличное бытие как локальность отражает в себе идеально существующую универсальность в форме опережающей возможности будущего вещи. В этом отношении можно сказать, что идеи Платона в нашем аспекте не противоречат новому материализму, в контексте которого пишется данная статья. Философия Платона содержит в себе интеллектуальные достижения, которые непреходящи, независимо от того, материализм это или идеализм.

Для нового материализма важна и следующая позиция.

В связи с этим несколько слов следует сказать о соотношении общего и единичного. Универсальных сторон объективной реальности бесконечно, бесконечно категорий философии, универсальных законов, это принципиально. Но все они проявляются в единичных вещах в своеобразных сочетаниях, в уникальном результирующем их наличном бытии. Каждая вещь уникальна и в силу уникальности все универсальности в каждом отдельном случае и каждый раз по-своему воплощаются в вещах. При этом все происходит в борьбе, когда одни универсальности "выдавливают" других. Это не борьба в идеальной сфере, это борьба в идеально-материальной реальности вещей. Есть единство идеального и материального в вещах, в этом континууме и происходит борьба идеально-материальных сил в сугубо уникальном аспекте данной вещи. Нет, универсальности повсеместны, но они обладают еще и уровнями плотности (этажами). Например, экспансия подобия вездесуща, но помимо этого есть явления, где экспансия подобия проявляется "дополнительно": устойчивость (экспансия подобия) всех вещей во времени "дополняется" областями специального проявления – религии, идеологии, ассимиляция и так далее. В одних вещах эти плотности рельефно выражены, а другие – нет. Вещи это перекрест универсальностей, такое их уникальное сочетание, когда одни из универсальностей не проявляются своей "плотностью", но проявляются многие другие. Локальные законы это конкретное своеобразное сочетание универсальных законов и явлений. Универсальности до возникновения вещи – ее генезиса - существуют идеально как возможность будущего проявления в наличном бытии. Вещи это "слепок" своеобразно и уникально пересекающихся универсальностей в материальной "плоти", их результирующая в локальном идеально-материальном. До возникновения вещи все эти бесконечные универсальности (категории, законы) существуют идеально и как возможность, которая при генезисе становится материальным – наличным бытием.

В следующих статьях будут рассмотрены вопросы об универсальном гомеостазе как единстве материального и идеального, категории жесткости и пластичности и иные позиции нового материализма.

Использованная литература

Аристотель. Сочинения в четырех томах / Том 3, Москва: Мысль, 1981

Асадуллаев И.К. Новая парадигма. Онтология. – Душанбе: ЭР-граф, 2011.

Асадуллаев И.К. Идеи Платона не противоречат материализму. Идеальная протяженность // Experimentum – 2011: сборник научных статей философского факультета МГУ / Под. Ред. Е.Н.Мощелкова; Сост. А.В.Воробьев, Т.Ю.Денисова. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2010.

Асадуллаев И.К. Универсальный гомеостаз (новая физическая картина мира? Абсурдность основного вопроса философии) // Журнал ВАК "Философия и культура" № 7, 2010. Институт философии Российской Академии наук.

Асадуллаев И.К. Экспансия подобия – категория философии, универсальный закон мироздания и универсальная форма движения материи // Журнал ВАК "Политика и общество" № 5, 2010. Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук. Российский журнал по вопросам социальной политики.

Асадуллаев И.К. Идеи Платона не противоречат новому материализму. Универсальный закон опережающего отражения // Журнал ВАК "Политика и общество" № 11, 2010. Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук. Российский журнал по вопросам социальной политики.

Асадуллаев И.К. Единство материального и идеального и экспансия подобия (универсальный закон встречной соразмерной активности) // Журнал ВАК "Политика и общество" № 3, 2011. Институт социально-политических исследований Российской Академии Наук. Российский журнал по вопросам социальной политики.

Ильенков Э.В. "Диалектическая логика" - Политиздат, 1984.

734064, Таджикистан, Душанбе,

Улица Исмоили Сомони 73/2 кв. 52

Тел: (992 37) 235-16-59 Моб: 93 410 0072

Общественный факс: (992 37) 251-04-04

Электр. почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.