Таджикская философия

tajik-philosophi

Что такое философия - это выражение ваших мыслей на обстоятельства, но не всегда действия. Таджикам сегодня, остается первое.

В древности и средневековье вост.-иранские (предки таджиков) и зап.-иранские (предки персов) народности объединялись в пределах общих рабовладельч. и феод. гос-в, и вплоть до 15 в. невозможно говорить об истории каждого из народов в отдельности. Культура (в частности философская), созданная таджиками и персами на протяжении веков, является общим достоянием этих народов (см. Иранская общественная мысль).

Возникшая в вост.-иранской среде в доахеменидский период (8–6 вв. до н. э.), зороастрийская религия (см. Зороастризм) объединила вост. и зап. иранцев. Авеста, стоящая у истоков зороастрийского дуализма, сформулировала троичный идеал праведника ("добрые помыслы", "добрые речи", "добрые дела") в противовес триаде "неверных" ("злые помыслы", "злые речи", "злые дела"). В зороастризме существовала и монистич. тенденция зерванизма (зрванизма). Трактат "Толкование, которое устраняет сомнение" критикует зрванистов за отрицание ими существования бога и нежелание соблюдать религиозные (зороастрийские) обряды.

Манихейство восприняло от зороастризма учение о дуализме добра и зла; популярность манихейства сохранялась даже после араб. нашествия и утверждения ислама в качестве гос. религии. В рамках ислама манихейство подготовило появление суфизма и исмаилизма. Антифеод. настроения трудящихся в период 5 – нач. 6 вв. нашли идеологич. выражение в учении Маздака (см. Маздакизм), дуалистич. религ.-филос. система к-рого провозглашала равенство людей и социальную справедливость (проповедь "эры справедливости" и т. д.). Если араб. завоеватели и ортодоксальные богословы игнорировали любую культуру и науку, кроме исламской, то прогрессивная часть ираноязыч. общества живо интересовалась и доисламской религ.-филос. традицией, и филос. культурой Запада; появляется обширная переводная лит-ра, гл. обр. с греческого: трактаты Платона, Аристотеля, Порфирия и т. п. Замечат. знатоком греч. философии, напр., был прогрессивный ученый и философ ар-Рази (см. Рази), к-рому противостояло ортодоксально-исламское направление во главе с аль-Бухари (810–870). Др. представителями прогрессивной науч. и филос. мысли того времени являлись ближайшие предшественники и современники Рази – Абу Джафар ибн Муса аль-Хорезми, Муваффак ибн Али аль-Харавийя, Абу Бакр Ахавайни, Абу Мухаммед Ходженди и др. Одним из первых комментаторов Аристотеля был крупнейший философ вост. средневековья Фараби.

Интерес к социальной тематике и филос. вольнодумство характерны для поэтич. творчества Рудаки (ум. 941) – основоположника тадж. классич. лит-ры, и его современников: Абу Зарра, Абу Шукур Балхи, Мухаммада Хусравани, Шахиди Балхи и др. Поэзия Дакики и в особенности Фирдоуси воспевала прогрессивные для своей эпохи социально-политич. и гуманистич. идеалы.

Возвышение династии Саманидов (9–10 вв.) ослабило влияние Халифата; в Мавераннахре усиливается тенденция к территориальному, языковому и культурному объединению, прерванная араб. нашествием. Образование собственно тадж. народности совпадает с процессом становления национальной государственности. Лит. язык дари (таджикский) на территории Мавераннахра, Хорасана и Балха становится не только языком художеств. культуры (Рудаки, Дакики, Фирдоуси), но, в известной мере, и науки (Ибн Сина, Насир Хосров, Омар Хайям и др.). Науч.-филос. культура в это время переживает пору расцвета. Мировую известность приобрели естественнонауч. труды Бируни и Авиценны (Ибн Сины). Выдающийся тадж. ученый - энциклопедист, испытавший разнообразные филос. влияния, Ибн Сина создал собств. филос. систему, переработавшую достижения современного ему естествознания. Описывая многообразие бытия с помощью трех универсальных понятий: необходимости, возможности и действительности, Ибн Сина объяснял переход от возможности к действительности с т. зр. пантеистич. теории эманации мира из божества. Материалистич. элементы содержатся и в теории познания Ибн Сины, во взглядах на человеческое восприятие как исходный момент процесса познания и т. п. Прогрессивной линии Ибн Сины и его последователей в философии противостоял калам. Одновременно с расцветом наук и философии в 10–11 вв. возникает своеобразная религ. оппозиция ортодоксальному исламу – исмаилитско-карматская ересь (см. Карматы, Исмаилиты), догматика к-рой складывалась под влиянием неоплатонизма и манихейства. С исмаилизмом были связаны мн. мыслители этой эпохи – Сиджистани (10 в.), Насир Хосров (11 в.), Низари (13 в.) и др.

Младшим современником Насира Хосрова был Омар Хайям – крупный математик, астроном и поэт, который в своих философских трактатах продолжил традицию Ибн Сины и восточного аристотелизма.

К концу 10 – нач. 11 вв. большую популярность среди народов Ближнего и Ср. Востока приобретает суфизм. Источником суфизма принято считать движение захидов ("отшельников"), к-рое объединяло беднейшие слои араб. народа, настроенные оппозиционно по отношению к феодализировавшейся светской власти Халифата. Филос. догматика суфизма питалась идеями манихейства, гностицизма и неоплатонизма в интерпретации "Братьев чистоты" (см. Ихван ас-сафа) и во многом была враждебна правоверному исламу; мн. видные суфии в 9–10 вв. были объявлены еретиками или безбожниками и пали жертвой мусульм. инквизиции. Схоластич. философия суфизма была заключена в след. триаду: шариат (познание и соблюдение закона, раскрытого в откровении), тарикат (морально-психологич. методы духовного самосовершенствования) и хакикат (учение о подлинном бытии, в к-ром суфия озаряет интуитивное знание об истинной природе божества и своей сопричастности к нему). Теоретич. основы суфийских учений в 10–11 вв. разработала т. н. хорасанская группа суфиев: Сулами, Кушайри, Абу Саид, Харакани и др. Крупный теолог Газали стремился разрешить на базе суфизма противоречие между наукой и религией. Газали выступал против Фараби и Авиценны, принесших, по его мнению, религию в жертву науке. Систематич. критику религ.-идеалистич. концепции Газали дал Ибн Рошд. К 12 в. суфизм становится крайне сложным и неоднородным течением, сочетающим в себе элементы филос. вольнодумства с мистицизмом, усилившимся в Ср. Азии 13 – нач. 14 вв. в связи с монг. нашествием. Внутри суфизма Джалаледдин Руми, Санаи, Аттар, Саади, Хафиз и др. противопоставляли мистич. настроениям рационалистич. и гуманистич. мотивы.

Наиболее крупным ученым и философом 13 в. был Насирэддин Туси, сделавший неск. важных открытий в области математики и астрономии, а в философии выступавший как ученик Ибн Сины; в его трудах разрабатываются осн. традиц. проблемы ср.-век. философии: проблемы категорий бытия, свободы воли, чувственного и рацион. познания, приобретенного и неприобретенного знания, истины, классификации наук и т. п.

В 13–14 вв. наиболее распространенным жанром филос. лит-ры становится комментарий. В нек-рых комментариях с позиций мистицизма интерпретировалось наследие суфийских теоретиков, в других, как напр. у Кутбиддина Шерози (13 в.), Кутбиддина Рази (14 в.), Джалаледдина Даввани, Алии Кушчи (15 в.), пропагандировались филос. идеи Фараби, Ибн Сины, Омара Хайяма и др. В 14 в. с антиклерик. критикой выступал талантливый сатирик Убейд Закани.

Абдуррахман Джами (15 в.), философ и тонкий поэт-лирик, создавший целую поэтич. школу, был приверженцем суфийского ордена "Нахшибанда" (см. Накшбендизм), в рамках к-рого проповедовал труд, справедливость и знание как основы идеального человеческого общества.

С 16 в. в идеологич. жизни общества доминирующим становится религ.-идеалистич. направление, против к-рого выступали представители прогрессивной тенденций в обществ. мысли – Бинои (1453–1512), Восифи (1485–1551 или 1556), Хилоли (за сатиру на феод. правителя казненный в 1529), Саидои Насафи (ум. 1707 или 1711). Большое и противоречивое влияние на последующее развитие обществ. мысли Таджикского и др. народов Ср. Азии и Афганистана оказал Бедиль, живший в Индии.

18 в. и 1-я пол. 19 в. в Таджикистане – период расцвета богословия; светская наука в эту эпоху носила в основном схоластич. характер.

Во 2-й пол. 19 в. Ср. Азия превратилась в колонию царской России; к тяжелому феод. гнету прибавился; колониальный. Вот почему в этот период на первый план выдвигаются вопросы нац. прогресса, социальной справедливости, устранения ср.-век. феод. порядков во всех сферах обществ. жизни. Представителями демократич. просветительского направления были Ахмад Дониш (1827–97) и его последователи – Хайрат (ум. 1902), Мирзо Азими Соми (ум. 1910), Асири (ум. 1916), доктор Собир (1877–1914), Сиддики (ум. 1927), Фитрат (1889–1937), С., Айни (в доокт. период), и др. Хотя все они еще разделяли религ. миросозерцание, в то же время в своих произв. критиковали ислам, теологич. концепцию истории, выступали против реакц. панисламистских идей.

Революция 1905–07 в России активизировала политич. деятельность тадж. трудящихся, а т. н. Среднеазиатское восстание 4 июля 1916 (в Ходженте) закрепило их связи с рус. революц. движением.

В первые годы после Октябрьской революции распространение и утверждение марксизма - ленинизма в Таджикистане проходило в сложной атмосфере борьбы с пантюркистской идеологией. В 20–30-х гг. марксистско-ленинская теория стала программой действия нар. масс в борьбе за социализм; получают конкретную разработку вопросы нац., гос. и культурного строительства. Систематическая н.-и. работа в области философии начинается в Таджикистане с конца 30-х и нач. 40-х гг. В 50–60-е гг. философы республики включаются в разработку проблематики диалектич. и историч. материализма, филос. вопросов совр. естествознания, истории филос. и обществ.-политич. мысли тадж. народа (А. Богоутдинов, М. Асимов, Е. Э. Бертельс, М. Болтаев, М. Раджабов, Н. Одилов, С. Б. Морочник, В. И. Приписнов и др.). Плодотворную работу по переводу произв. К. Маркса, Ф, Энгельса, В. И. Ленина (в частности их филос. трудов) провел Ин-т истории партии при ЦК КП Таджикистана, что позволило унифицировать филос. терминологию в тадж. яз. на основе понятий диалектич. материализма. Определ. успехи достигнуты в Таджикистане и в плане подготовки филос. кадров. В составе АН республики имеется Отдел философии (организован в 1951), а при семи вузах – кафедры философии.

Лит.: Богоутдинов А. М., Выдающийся памятник филос. мысли тадж. народа, "ВФ", 1948, No 3 (5); его же, Из истории обществ.-политич. мысли тадж. народа, там же, 1951, No 3; его же, О консолидации тадж. социалистич. нации, "Труды АН Тадж. ССР", 1955, т. 31; его же, Очерки по истории тадж. философии, Душанбе, 1961; Гафуров Б. Г., История тадж. народа, 3 изд., т. 1, М., 1955; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1–2, М" 1955–56; Брагинский И. С., Из истории тадж. нар. поэзии, М., 1956; История философии, т. 1, М., 1957, с. 239–49; Ρаджабов З., Из истории обществ.-политич. мысли тадж. народа во 2-й пол. 19 и начале 20 вв., Сталинабад, 1957; Рудаки и его эпоха. Сб. ст., Сталинабад, 1958; Бертельс А. Е,, Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Григорян С. Н., Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7–12 вв., с прилож. избр. филос. произв. Фараби, Газали и Маймонида, М., 1960; Бертельс Е. Э., Избр. труды, т. 1, 3, М., 1960–65; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, [пер. с нем.], М., 1962; История тадж. народа, т. 1–3 (в 5 кн.), М., 1963–65; Айни С., Куллиёт, ч. 11, кит. 1–2, [Душанбе], 1963–64; Рус.-тадж. терминологич. филос. словарь, (сост. М. Асимов, М. Диноршоев, М., Бачаев], Душанбе, 1966; Ашуров Г., Развитие марксистско-ленинской философии в Таджикистане, "ВФ", 1967, No 5.

Г. Ашуров. Душанбе.

(Источник информации, использовавшийся при составлении данного материала: «Философская Энциклопедия» . В 5-х т. – М.: Издательство "Большая Советская Энциклопедия", 1960–1970.)

Случайная притча:

Большой пес, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:

- Что ты так гоняешься за хвостом?

- Я изучил философию, - ответил щенок, - я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки - это счастье, и что мое счастье - в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.

- Сынок, - сказал пес, - я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье мое - в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы я не делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересное


Красивейшие реки Республики Таджикистан, жемчужина Средней Азии Обилие ледниковых источников питания обусловило развитие в Таджикистане гус...
Самые известные писатели в Средней Азии Центральная Азия известна миру не только своими традициями и культурой, но и знаменитыми писателями...
Великий шелковый путь - эти слова ассоциируются с караванами, везущими экзотические товары по долгому и опасному маршруту через знойные пуст...
Госдума облегчила получение российского гражданства для трудовых мигрантов при помощи своих детей Они смогут получить российский паспорт по...
Столица тюрок и монгол Возникнув в IX веке на обломках великих тюркских каганатов, государство Караханидов начало своё бурное развитие, одн...
МВД России разрабатывает новый правовой режим для долгосрочного проживания мигрантов. «Планируется создание нового правового режима для дол...
Мусульманин lX века. Али ибн Аббас провел хирургическую операцию рака А вы знали, что ученые Мусульмане своего времени, внесли огромный вкл...
Как так случилось, что Персия, стала вдруг Ираном? Вообще правильнее спросить, наоборот, как Иран стал Персией, потому как первое название ...