Таджикистан – Киргизия

Долго ли РФ удержится в позиции наблюдателя?

В Ферганской долине вновь неспокойно. На сей раз в западной её части, на стыке Баткенской области Киргизии и Согдийской области Таджикистана, а также глубоко вклинившегося в территорию государства-соседа таджикского анклава Ворух. Последний конфликт там произошёл в середине сентября с использованием стрелкового оружия, гранатомётов и миномётов, в результате чего погибли три таджикских пограничника и один киргизский военный; тринадцать граждан Киргизии получили ранения различной степени тяжести.

tajik-kirgiz

Страсти здесь кипят давно, и давно льётся кровь. Только за последние девять лет произошли 159 столкновений. В январе 2014 года в результате перестрелки тяжёлые ранения получили двое таджикских и шестеро киргизских военных, но особенно щедрым на массовые волнения со смертельным исходом стал 2019 год.

13-14 марта в столкновениях между жителями киргизского села Аксай и таджикского Мехнатабада погибли трое киргизов, одиннадцать таджиков получили тяжёлые ранения, ещё двое таджиков были убиты. 22 апреля конфликт повторился. 22 мая снова началась стрельба, правда, над головами – таджикские пограничники разогнали две сотни жителей киргизского аула Карабаг, пожелавших забрать себе часть территории кладбища, находящегося «в соседнем государстве». 22 июля стреляли прицельно: в столкновении между жителями таджикского анклава Ворух и киргизского села Аксай были ранены восемь человек, пятеро из которых – военные, в том числе подполковник МВД Таджикистана, получивший огнестрельное ранение.

26 июля места этих стычек посетили президенты Эмомали Рахмон и Сооронбай Жээнбеков. Они встречались с местными жителями, призывали к добрососедству, речи их были наполнены миролюбием, но уже через месяц, 24 августа, сцепились между собой жители сёл Марказ и Арка. Снова звучала стрельба. А в начале сентября произошла стычка между жителями таджикского кишлака Ходжаи Аъло сельского джамоата Чоркух города Исфара и киргизского села Орта-Боз. И вот 16 сентября – обстрел пограничных блокпостов с применением тяжёлого оружия, новые погибшие и массовая эвакуация мирных жителей из зоны конфликта.

Что так отчаянно не могут поделить соседи в Баткенской области Киргизии и Согдийской области Таджикистана?

Предыстория конфликта уходит в первые годы советской власти, когда в советских республиках разворачивалось национальное строительство. В результате размежевания в начале 1920-х годов Туркестанской АССР нынешние спорные территории достались Таджикской АССР. Это в принципе соответствовало реальному положению дел – тогда там действительно жили таджики-земледельцы, предки же нынешних киргизов, которым была выделена Кара-Киргизская автономная область, кочевали севернее.

Однако к концу 1950-х годов изменились и статус обоих территориальных образований, превратившихся в республики Союза ССР, и их этнический состав: киргизов стало намного больше, они перешли от кочевого к оседлому образу жизни. Появились киргизские сёла, потребность в территориях для земледелия, в водоёмах, которые в Средней Азии всегда на вес золота. Границы республик были подкорректированы, и Ворух стал таджикским анклавом в Киргизии. Однако изменения не были до конца утверждены Верховным Советом СССР. В рамках единого Советского Союза проблема территориального размежевания не стояла остро, зато наличие республиканских границ ускорило расчленение большой страны.

На сегодняшний день из 976 километров таджикско-киргизской границы демаркированы лишь 504 километра. Созданная в 2000 году специальная межгосударственная комиссия не может принять согласованного решения, поскольку стороны апеллируют к разным сторонам советского опыта: таджикская – к решениям 1920-х годов, киргизская – 1950-х.

В 1996 и 1999 годах тогдашний президент Киргизии Аскар Акаев, минуя парламент, подписал указы о передаче Китаю в рамках демаркации границ 125 тыс. га территории республики, и это во многом предопределило его последующее падение. С тех пор все президенты Киргизии опасаются повторять акаевский опыт с уступкой территорий.

Ещё один серьёзный фактор – то, что запад Ферганской долины, в частности таджикская Исфара и киргизский Баткен, является центром контрабанды. Через эти территории из Афганистана в Россию и Казахстан идут наркотики; в обратную сторону в Афганистан и Узбекистан поступают ГСМ и разного рода нерастаможенный товар. Местные таджикские и киргизские группировки неплохо наживаются на этом и не заинтересованы в пересмотре статус-кво. На всё, что происходит сейчас в этих землях, влияют решения не столько даже президентов Таджикистана и Киргизии, сколько предводителей преступных кланов.

Есть и заинтересованность третьих сил в дестабилизации региона. После 16 сентября из края выведена вся тяжёлая военная техника, возобновлена работа приграничных КПП, начато совместное патрулирование киргизских и таджикских погранслужб. Обе страны входят в ОДКБ и принимали участие в недавних военных учениях «Центр-2019» в Оренбургской области; в обеих республиках имеются российские военные базы. И сразу после столкновений 16 сентября, буквально на следующие сутки, в Бишкеке прошёл несанкционированный митинг, участники которого потребовали от властей перевести российскую военную базу «Кант» в Баткенскую область: словно кому-то очень хочется, чтобы Россия стала стороной конфликта. А ещё через несколько дней некто с ножом напал на двух российских военнослужащих в таджикском Бохтаре. В соцсетях постоянно делаются оскорбительные заявления в адрес российских военных. То есть имеются силы, работающие на эскалацию напряжённости.

На сегодняшний день напряжение спало, но причины повторяющихся конфликтов никуда не делись: демаркация границ не проведена; решение по спорным объектам не найдено; строительство киргизами объездной дороги Кокташ – Аксай – Тамдык, оставляющей таджикский анклав Ворух в стороне от торговых путей, продолжается; покупка таджиками более полусотни домов в киргизском селе Максат и выдвижение таджикской стороной претензий на это село остаются в силе.

Российская Федерация пока занимает позицию наблюдателя, что, с одной стороны, правильно. С другой стороны, нет гарантий, что конфликт, который сейчас стал набирать обороты, не перерастёт «вдруг» в полномасштабную войну в зоне ответственности ОДКБ, непосредственным образом затрагивающую интересы России.

Абу Мансур Мухаммад ибн Ахмад Дакики

Выдающиеся личности в истории таджиков и древнего Мавераннахра

Место рождения этого поэта до сих пор не установлено. Некоторые считают его уроженцем Туса (Хорасан), из других источников информация говорит о том, что он возможно уроженец Самарканда или Бухары; но более конкретные данные говорят о том, что во всяком случае вся его жизнь прошла в Маверанахре. Дакики начал свою деятельность при дворе правителя области Чаганиан, которая в то время считалась одной из цветущих местностей Саманидского государства. Слава о мастерстве Дакики разнеслась настолько широко, что он вскоре был приглашен ко двору Саманидов.

dakiki

В это время в правящих кругах большим успехом пользовалось собирание древних легенд.
Составление сводов героических сказаний прошлого имело большое значение для объединения народов в борьбе за самостоятельное государство. Поэтому Саманиды особое внимание обращали на сбор древних героико-мифологических преданий как из пехлевийских источников, так и из арабских, но в особенности устных, бытовавших среди дихканов и мобедов. Именно это вызвало в свое время появление прозаической "Шах-наме" Абу Мансура.

Эмир Нух II Саманид (976-997 гг.) поручил Дакики переложить эту "Шах-наме" на стихи. Но выполнить до конца это поручение поэт не успел - он был жестоко и бессердечно убит на пиру своим рабом. Весьма вероятно, что он пал жертвой интриг со стороны тех лиц, которые являлись сторонниками мусульманского правоверия, кто враждебно относился к его деятельности по воскрешению многовековых героических традиций. Год смерти поэта точно не известен, по некоторым источникам в 997 г.

Тысяча бейтов Дакики, в которых описывается борьба Гуштапса (Виштапсы) с Арджапсом, была включена Фирдоуси в его "Шах-наме".

О количестве бейтов "Шах-наме", написанных Дакики, существуют и другие мнения: так автор первой дошедшей до нас антологии XIII в. Мухаммад Ауфи говорит даже о 20 тыс.

Дипломатические отношения между хорезмшахом и Чингизханом в XIII в.

Перед наступлением на Мавераннахр монголы стали собирать данные о государстве хорезмшахов и установили дипломатические отношения с Ала ад-дином Мухаммадом. Первое посольство из Хорезма прибыло в резиденцию Чингизхана в 1216 году. Глава посольства Баха ад-дин Рази получил от владыки монголов заверения в вечной дружбе. Чингизхан, считая себя владыкой Востока, а хорезмшаха — владыкой Запада, просил разрешить свободный проезд торговым караванам по территориям обоих государств. Между тем мусульманские торговцы часто были разведчиками у монголов.

С ответным визитом в Хорезм в 1218 году отправилось монгольские посольство во главе с неким Махмудом Ялавачем, хорезмийским купцом, служившим Чингизхану. Махмуд передал хорезмшаху, что правитель монголов готов заключить договор о дружбе с владыкой Запада, которого числит среди своих любимых сыновей. Эти слова не могли понравиться Ала ад-дину Мухаммаду, который мнил себя вторым Александром Македонским. Разгневанный хорезмшах в тайной беседе с послом Чингизхана попытался подкупить Махмуда Ялавача и получить конфиденциальные сведения о монголах. Взамен он преподносит драгоценности. Опасаясь хорезмшаха, Махмуд Ялавач дает согласие. Считая посла своим лазутчиком, хорезмшах заключил договор с Чингизханом. Чингизхан остается довольным результатом своих послов, потому что Махмуд Ялавач возвратился с большой информацией для Чингизхана о государстве Хорезм и его правителе.

ferdaze

Расцвет Монгольской империи приходится на XIII век. Под руководством великого Чингисхана, монгольское племя перевоплотилось из кочевых пастухов в сильную, хорошо организованную армию. Территория завоеванная монгольскими воинами составляла более 24 миллионов квадратных километров. А столицей Монгольской империи стал город Каракорум, за стенами которого творились страшные дела.

Первая жертва Чингисхана

chingizidi

Первое убийство в своей жизни, Чингисхан совершил в возрасте 14 лет, а первой его жертвой стал его сводный брат Бектер. По записям, сохранившимся в летописи, можно сделать выводы, что Бектер издевался над своим младшим братом Чингисханом. Поэтому когда Бектер однажды провинился, похитив пищу, предназначенную всей семье, Чингисхан вместе с младшим братом продырявили его стрелами.

После этого случая, убийство человека стало нормой для Чингисхана. История знает немало случаев, когда кровожадный хан мстил своим обидчикам, забирая у них жизни.

Казни и пытки

В Монгольской империи пытки над пленными запрещались, но их казни выделялись своей особой безжалостностью и жестокостью. Так, например, известно как хан Гуюк, догадавшись, что причиной смерти его брата стал яд, который подсыпала его знакомая дама Фатима, мучил ее пока та не призналась в совершенном преступлении. Несчастной женщине зашили все отверстия, которые у нее имелись, а затем завернув в ковер, выбросили в реку.

Также монголы не имели права пачкать руки королевской кровью. Поэтому врагов "голубых кровей" они просто давили насмерть. Так русских князей, взятых в плен в бою на реке Калка, раздавили под половицами танцующие монголы. А один из родственников арабского султана, был затоптан стадом лошадей.

Заговоры и козни

Как и при любом дворе, среди монголов, тоже существовали интриги и заговоры за власть и влияние. Надо отметить, что все ханы Монгольской империи прислушивались к мнению шаманов. Не стал исключением и Чингисхан. Однажды, почитаемый при дворе шаман Теб Тенгри, решил укрепить свою власть, избавившись от Касара, младшего брата Чингисхана. Якобы у него было видение, в котором он ясно видел как младший брат хана пытается убить и занять его место на престоле. Чингисхан пошел на поводу у шамана и приказал заключить под стражу своего брата.

Если бы в эту историю не вмешалась мать братьев, то Касар был бы казнен. Но женщина среди ночи ворвалась в покои своего старшего сына и начала требовать освободить брата. Чингисхан был настолько ошарашен происходящим, что не смог отказать матери, освободил брата и признал свою вину.

Поняв, что при жизни матери хана ему не удастся избавиться от братьев Чингисхана, Тенгри на некоторое время притих. После же смерти женщины, он снова предпринял попытку избавиться от брата хана Тэмуге. И в этот раз брат Чингисхана был спасен благодаря женщине. Его спасла жена Чингисхана Бортэ, которая открыла глаза мужа на интриги козни шамана. По приказу Чингисхана, шаману переломали спину и выбросили на дорогу умирать.

Рабство женщин

rabini

Хоть монголы и отличались уважением к своим женщинам, но это касалось только представительниц их народа. А вот захваченные в плен женщины не представляли для них особой значимости. В лучшем случае их ожидала учесть жены какого-нибудь монгольского солдата.

В истории имеются сведения о жене одного из сына Чингисхана, о принцессе Торджин. После боя с меркидами, где монгольские солдаты одержали победы, их принцессу Торджин, монгольский хан выдал замуж за своего сына. Девушка оказалась настолько мудрой и хитрой, что не только прижилась на новом месте жительства, но и была у власти вместе с мужем. А после его смерти, одна в течение 5 лет, управляла Монгольской империей.

Вредная привычка

Мало кто знает, но одной из главных проблем, которая существовала в Монгольской империи был алкоголизм. Алкогольная зависимость коснулась и семьи великого хана. Двоих его сыновей погубила эта зависимость. Особенно, сильно страдал его сын Угэдэем, который даже важные решения, касающиеся монгольского государства принимал в нетрезвом состоянии. А его супруга Торджин способствовала укреплению его зависимости, ибо, таким образом, могла полностью держать всю власть над государством в своих руках.

С каждым годом проблема алкоголизма становилась все отчетливее в Монгольской империи. Запои коснулись также внуков и правнуков Чингисхана.

Похищение Бортэ

Примерно в 1178 году, жена Чингисхана была похищена племенем меркидян. Хан, недолго думая, взял войско и помчался спасать свою супругу. Именно, после этого события, заговорили о Чингисхане как о талантливом полководце.

Но у этой истории имеется и черная сторона. После возвращения жены хана Бортэ, выяснилась, что она в положении, а являлся ли этот ребенок сыном Чингисхана или был зачат в плену никому не известно. И хоть монгольский хан воспитывал этого ребенка как своего родного, но сплетни в народе не утихали.

Когда же Чингисхан был прикован к постели, он собрал свою семью, для оглашения своего приемника. По идеи, власть должна была перейти к сыну Бортэ, но второй сын начал требовать власти, называя своего брата выродком меркидянов. Прямо при больном отце, братья вцепились в схватке. И сколько Чингисхан не просил их прекратить воевать между собой, но братья так и не пошли на уступки друг другу. Это стало причиной, по которой во главе государства, Чингисхан поставил третьего сына, безвольного и бесхарактерного Угэдэя. Именно, при Угэдэи начался развал монгольской империи.

Распри среди представителей монгольской династии

Еще при жизни Чингисхан позаботился о том, чтобы в окружении Угэдэя были верные и преданные люди, которые помогли бы ему взойти на престол. Однако, в 1241 году новый хан умер от алкогольного отравления. К власти пришла его жена Торджин, которая избавилась от единственного брата своего мужа и сосредоточила всю власть в своих руках. Также ей удалось добиться того, чтобы власть перешла в руки ее сына Гуюка. Вскоре после восхождения на престол Гуюк отстранил от власти свою мать, которая через некоторое время скончалась при странных обстоятельствах. Монгольская империя погрязла в междоусобных распрях, представители династии пытались объединиться между собой для того, чтобы посадить на престол своих претендентов. Невинные люди страдали от казней и зачисток, происходящих в стране.

Отношение к религии

Монгольские ханы верили, что если они одержали победу в бою, это означает что Бог поддерживает их. А побежденный народ значит совершил большой грех, за который и понесли наказание. Вера в праведность своих действий и оправдание пролитой крови, передавалось из поколения в поколение.

Гуюк, внук Чингисхана, в своем письме к папе Римскому призывал его повлиять на народ и сдаться на милость монгольским ханам, ибо в противном случае их ждет кара с Небес, и монголы разгромят их в пух и прах.

А еще один хан Мунке в письме французскому королю указывал на то, что на небе есть один Бог, а на Земле один господин. И этот господин Чингисхан. Поэтому, пока весь мир не признает этот факт, то мир ждет кровопролитный войны и беспорядки.