Расцвет Монгольской империи приходится на XIII век. Под руководством великого Чингисхана, монгольское племя перевоплотилось из кочевых пастухов в сильную, хорошо организованную армию. Территория завоеванная монгольскими воинами составляла более 24 миллионов квадратных километров. А столицей Монгольской империи стал город Каракорум, за стенами которого творились страшные дела.

Первая жертва Чингисхана

chingizidi

Первое убийство в своей жизни, Чингисхан совершил в возрасте 14 лет, а первой его жертвой стал его сводный брат Бектер. По записям, сохранившимся в летописи, можно сделать выводы, что Бектер издевался над своим младшим братом Чингисханом. Поэтому когда Бектер однажды провинился, похитив пищу, предназначенную всей семье, Чингисхан вместе с младшим братом продырявили его стрелами.

После этого случая, убийство человека стало нормой для Чингисхана. История знает немало случаев, когда кровожадный хан мстил своим обидчикам, забирая у них жизни.

Казни и пытки

В Монгольской империи пытки над пленными запрещались, но их казни выделялись своей особой безжалостностью и жестокостью. Так, например, известно как хан Гуюк, догадавшись, что причиной смерти его брата стал яд, который подсыпала его знакомая дама Фатима, мучил ее пока та не призналась в совершенном преступлении. Несчастной женщине зашили все отверстия, которые у нее имелись, а затем завернув в ковер, выбросили в реку.

Также монголы не имели права пачкать руки королевской кровью. Поэтому врагов "голубых кровей" они просто давили насмерть. Так русских князей, взятых в плен в бою на реке Калка, раздавили под половицами танцующие монголы. А один из родственников арабского султана, был затоптан стадом лошадей.

Заговоры и козни

Как и при любом дворе, среди монголов, тоже существовали интриги и заговоры за власть и влияние. Надо отметить, что все ханы Монгольской империи прислушивались к мнению шаманов. Не стал исключением и Чингисхан. Однажды, почитаемый при дворе шаман Теб Тенгри, решил укрепить свою власть, избавившись от Касара, младшего брата Чингисхана. Якобы у него было видение, в котором он ясно видел как младший брат хана пытается убить и занять его место на престоле. Чингисхан пошел на поводу у шамана и приказал заключить под стражу своего брата.

Если бы в эту историю не вмешалась мать братьев, то Касар был бы казнен. Но женщина среди ночи ворвалась в покои своего старшего сына и начала требовать освободить брата. Чингисхан был настолько ошарашен происходящим, что не смог отказать матери, освободил брата и признал свою вину.

Поняв, что при жизни матери хана ему не удастся избавиться от братьев Чингисхана, Тенгри на некоторое время притих. После же смерти женщины, он снова предпринял попытку избавиться от брата хана Тэмуге. И в этот раз брат Чингисхана был спасен благодаря женщине. Его спасла жена Чингисхана Бортэ, которая открыла глаза мужа на интриги козни шамана. По приказу Чингисхана, шаману переломали спину и выбросили на дорогу умирать.

Рабство женщин

rabini

Хоть монголы и отличались уважением к своим женщинам, но это касалось только представительниц их народа. А вот захваченные в плен женщины не представляли для них особой значимости. В лучшем случае их ожидала учесть жены какого-нибудь монгольского солдата.

В истории имеются сведения о жене одного из сына Чингисхана, о принцессе Торджин. После боя с меркидами, где монгольские солдаты одержали победы, их принцессу Торджин, монгольский хан выдал замуж за своего сына. Девушка оказалась настолько мудрой и хитрой, что не только прижилась на новом месте жительства, но и была у власти вместе с мужем. А после его смерти, одна в течение 5 лет, управляла Монгольской империей.

Вредная привычка

Мало кто знает, но одной из главных проблем, которая существовала в Монгольской империи был алкоголизм. Алкогольная зависимость коснулась и семьи великого хана. Двоих его сыновей погубила эта зависимость. Особенно, сильно страдал его сын Угэдэем, который даже важные решения, касающиеся монгольского государства принимал в нетрезвом состоянии. А его супруга Торджин способствовала укреплению его зависимости, ибо, таким образом, могла полностью держать всю власть над государством в своих руках.

С каждым годом проблема алкоголизма становилась все отчетливее в Монгольской империи. Запои коснулись также внуков и правнуков Чингисхана.

Похищение Бортэ

Примерно в 1178 году, жена Чингисхана была похищена племенем меркидян. Хан, недолго думая, взял войско и помчался спасать свою супругу. Именно, после этого события, заговорили о Чингисхане как о талантливом полководце.

Но у этой истории имеется и черная сторона. После возвращения жены хана Бортэ, выяснилась, что она в положении, а являлся ли этот ребенок сыном Чингисхана или был зачат в плену никому не известно. И хоть монгольский хан воспитывал этого ребенка как своего родного, но сплетни в народе не утихали.

Когда же Чингисхан был прикован к постели, он собрал свою семью, для оглашения своего приемника. По идеи, власть должна была перейти к сыну Бортэ, но второй сын начал требовать власти, называя своего брата выродком меркидянов. Прямо при больном отце, братья вцепились в схватке. И сколько Чингисхан не просил их прекратить воевать между собой, но братья так и не пошли на уступки друг другу. Это стало причиной, по которой во главе государства, Чингисхан поставил третьего сына, безвольного и бесхарактерного Угэдэя. Именно, при Угэдэи начался развал монгольской империи.

Распри среди представителей монгольской династии

Еще при жизни Чингисхан позаботился о том, чтобы в окружении Угэдэя были верные и преданные люди, которые помогли бы ему взойти на престол. Однако, в 1241 году новый хан умер от алкогольного отравления. К власти пришла его жена Торджин, которая избавилась от единственного брата своего мужа и сосредоточила всю власть в своих руках. Также ей удалось добиться того, чтобы власть перешла в руки ее сына Гуюка. Вскоре после восхождения на престол Гуюк отстранил от власти свою мать, которая через некоторое время скончалась при странных обстоятельствах. Монгольская империя погрязла в междоусобных распрях, представители династии пытались объединиться между собой для того, чтобы посадить на престол своих претендентов. Невинные люди страдали от казней и зачисток, происходящих в стране.

Отношение к религии

Монгольские ханы верили, что если они одержали победу в бою, это означает что Бог поддерживает их. А побежденный народ значит совершил большой грех, за который и понесли наказание. Вера в праведность своих действий и оправдание пролитой крови, передавалось из поколения в поколение.

Гуюк, внук Чингисхана, в своем письме к папе Римскому призывал его повлиять на народ и сдаться на милость монгольским ханам, ибо в противном случае их ждет кара с Небес, и монголы разгромят их в пух и прах.

А еще один хан Мунке в письме французскому королю указывал на то, что на небе есть один Бог, а на Земле один господин. И этот господин Чингисхан. Поэтому, пока весь мир не признает этот факт, то мир ждет кровопролитный войны и беспорядки.

Comunicom — все о таджиках и ее великой истории до сегодняшних дней

Уважаемые посетители сайта comunicom.ru,  данный ресурс, был создан и призван донести до всех, кто еще не знаком: культурой, обычаями, традициями, а главное, историческим достоянием таджиков.  Создатель сайта, является активным участником различных блогов и форумов рунета, в которых, к сожалению часто искажают образ таджика.

Tajikistan


На зачатке идеи по созданию данного ресурса, планировалась создание "сайта - визитки", то есть из пару страниц в двух словах, об историческом достоянии и богатстве культуры таджиков, как этнос, которая не измеряется, в баррелях нефти или слитков золота, закромах  государства. Попытки сжать информацию на столько, на сколько это возможно и донести до аудитории в духе Омара Хайяма, который мог четверостишием иллюстрировать  суть всей жизни. На которое у многих Великих  поэтов и мыслителей, порой уходила вся жизнь. По всей видимости мне это не совсем удалось и навряд ли, удастся кому то еще, подобная задача. Посему страницы растянулись на тысячи…

Не могу вам не напомнить слова Гете, которые толкнули меня еще раз перечитать, или открыть для себя: новых великих деятелей,  персидско-таджикской литературы, благодаря которым, еще больше стал искать в себе "человека" и качества, которые воспеваются или приносятся в жертву во имя человечности и добра.

Высокую оценку средневековой персидской поэзии дал Иоганн Вольфганг Гете, один из немногих европейцев, постигших суть персидской поэзии: «Персы из всех своих поэтов за пять столетий признали достойными только семерых (Фирдоуси, Низами, Анвари, Руми, Хафиза и Джами), а ведь и среди тех, кого они забраковали, многие будут почище меня».